Центральный Дом Знаний - Основные характеристики малых предприятий

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Основные характеристики малых предприятий

Основные характеристики малых предприятий

Введение

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность, особенно в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса: прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска, смешанные фонды поддержки — государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка — обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.

В нашей стране малый бизнес привлек к себе внимание только в последнее время в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе.

"Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса" (постановление Совмина от 8 августа 1990 г.).

Понятие и признаки малых предприятий

Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие (МП) — это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности.

На самом деле термин МП определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы — все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП.

Закон "О предприятиях в СССР" говорил о двух признаках малого предприятия: численность работающих и объем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству СССР. Аналогичная ситуация наблюдается и в "Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности" РСФСР. Постановление N 790 определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству.

Пока такого законодательства нет, следует руководствоваться только первым: в промышленности и строительстве — до 200 работающих, в науке и научном обслуживании — до 100, работающие в непроизводственной сфере — до 25, в розничной торговле — до 15 работающих человек, причем в отдельные периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.

Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия — численность работающих — как признаком объема хозяйственного оборота (когда он будет установлен), необходимо верно определить отраслевую принадлежность предприятия.

Роль и преимущества малых предприятий

Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и, в первую очередь, осуществления ее демонополизации.

В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений.

В мировой экономике огромное количество предприятий и фирм, из которых от 95 % — в ФРГ до 99.7 % — в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих).

Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту конкуренции между фирмами, а также между малыми и крупными предприятиями, подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие – юридическое лицо. Создав предприятие – юридическое лицо, гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий.

К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.

Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их материально-техническими ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

Создание и ликвидация малых предприятий

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IY.

Порядок учреждения МП

Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом.

Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием.

Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.

Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50 %, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Государственная регистрация предприятия

Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия.

Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр.

Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

  • заявление учредителя;

  • устав предприятия;

  • решение о создании предприятия или договор учредителей;

  • свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ.

Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в трехдневный срок в письменной форме учредителю предприятия.

Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

Ликвидация и реорганизация предприятия

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму).

Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Предприятия ликвидируются в случаях:

  • признания банкротом;

  • принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности;

  • признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия;

  • по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления.

Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство

Закон РСФР о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство.

Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, но может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т. е. сделали имуществом предприятия.

От учредителей зависит установить в уставе дополнительную (субсидарную) или какую-нибудь иную ответственность всех или некоторых из них по обязательствам предприятия. Например, в случае, если кто-либо не передал предприятию имущество, которое он обязался передать. Такая ответственность может быть установлена в уставе для того, чтобы укрепить репутацию предприятия в глазах будущих клиентов и привлечь их к сотрудничеству или по каким-либо другим соображениям.

Имущество, которое учредители передают предприятию, может быть передано ему в собственность, а может быть закреплено за ним и на других юридических основаниях, на другом праве со всеми вытекающими последствиями.

В уставе можно установить, что принадлежащее предприятию имущество является собственностью учредителя, а если учредителей несколько, то их общей долевой собственностью; при этом следует указать, как распределяются доли в праве, т. е. их соотношение. Признание собственником самого предприятия или же его учредителя может иметь (в дальнейшем) существенное значения при разрешении вопросов ответственности как самого предприятия, так и его учредителя.

Следует отметить, что на основании ст. 8 п. 2 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности индивидуальное предприятие может быть образованно путем приобретения гражданином (семьей) государственного или муниципального предприятия.

Для регистрации предприятия представляются решение о его создании и утвержденный учредителем устав, а также заявление учредителя и свидетельство об уплате государственной пошлины (ст. 34 Закон о предприятии и предпринимательской деятельности).

Закон РСФСР предусматривает право предпринимателя (учредителя) взыскать по суду убытки, причиненные незаконным отказом регистрации.

Управление предприятием

Управление предприятием осуществляется учредителем, являющимся высшим органом предприятия – юридического лица.

Вариант: на случай, когда учредителей несколько — высшим органом управления предприятием – юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года (возможны и другие варианты решения).

Вариант: для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом. С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей.

Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всех работников указания.

Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного договора, о содержании этого договора, и вопросы, связанные с выкупом предприятия с согласия учредителя (учредителей).

Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность, назначение на которую производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).

Хозяйственная и иная деятельность предприятия

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития.

Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы, реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам.

Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций.

Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик, и иметь валютный счет в соответствующем банке.

Высший орган (вариант: директор) предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем.

Часть чистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия (вариант: совместным решением учредителя и трудового коллектива).

Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива (вариант: совета предприятия), утвержденным органом предприятия (вариант: положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятии).

В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года.

Налогообложение малых предприятий

(Общая характеристика новой налоговой системы)

Принципы построения налоговой системы, ее структура определяются таким нормативным документом как "Свод законов Российской Федерации о внутренних доходах и налогах". "Свод" содержит закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и специальные законы по конкретным налогам.

Закон "Об основах налоговой системы..." является базовым. В нем зафиксированы общие принципы налогообложения на территории России, налоговая компетенция органов власти различного уровня, определен состав налогоплательщиков и объектов обложения, адресность налогов и порядок их зачисления в различные бюджеты, права и ответственность плательщиков и налоговых органов.

В соответствии с этим законом на территории Российской Федерации взимаются следующие налоги, сборы и платежи:

  1. Налог на прибыль предприятий и организаций. В дальнейшем возможно взимание налога с валового дохода предприятий.

  2. Налог на имущество предприятий, определяемое как итог бухгалтерского баланса плательщика.

  3. Налог с доходов банков, включая коммерческие, специализированные, совместные банки с участием отечественного и иностранного капитала, иностранные банки.

  4. Налог на доходы от страховой деятельности, уплачиваемый страховыми организациями любых организационно правовых форм.

  5. Налог на добавленную стоимость. Взимается со стоимости реализации товаров, работ, услуг за минусом материальных и приравненных к ним затрат, связанных с производством этого товара, работ, оказания услуг.

  6. Акцизы на определенные товарные группы и отдельные товары. Акцизы включаются в цену товара и, следовательно, увеличивают ее.

Налог на добавленную стоимость и акцизы введены взамен ранее существовавших налога с оборота и налога с продажи.

  1. Земельный налог. Вносится собственниками, землевладельцами и землепользователями.

  2. Налог на операции с ценными бумагами. Взимается при их выпуске (эмиссии) и купле-продаже.

  3. Налоговые платежи за пользование природными ресурсами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

  4. Лесной доход, плата за воду. Обязательные платежи за использование лесных и водных ресурсов.

  5. Подоходный налог с физических лиц. Уплачивают граждане, получающие доходы на территории Российской федерации.

  6. Налог на имущество физических лиц (с недвижимого имущества и с транспортных средств за исключением автотранспорта).

  7. Сбор с граждан за право торговли, уплачиваемый путем приобретения разового талона или временного патента.

  8. Регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

  9. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

  10. Государственная пошлина. Взимается с граждан, предприятий и организаций за действия и услуги органов суда, арбитража, нотариальных контор, ЗАГСов, исполнительных комитетов, Совета народных депутатов.

  11. Таможенная пошлина, уплачиваемая при экспорте и импорте товаров и продукции.

Данным перечнем не охватывается весь список налогов и сборов, которые могут взиматься на той или иной территории. Ряд налогов может вводиться республиками, входящими в состав Российской федерации. Кроме того, в соответствии с Меморандумом об экономической политике Российской федерации они получили право устанавливать дополнительные налоги.

В соответствии с законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" все предусмотренные налоги делятся на общегосударственные (федеральные) и республиканские (налоги республик, входящих в состав России, краев, областей, автономных округов и местные налоги).

Объекты налогообложения, размер ставок, состав плательщиков, порядок зачисления в бюджете различных уровней определяются: по федеральным налогам — законодательством Российской Федерации; по республиканским налогам — законодательными актами Российской Федерации в части обязательных налогов, взимается на всей территории. По другим налогом — законами республик, входящих в состав Российской Федерации, нормативными документами органов власти краев, областей, автономных округов.

По местным налогам обязательного характера конкретные ставки определяются республиками, входящими в состав Российской Федерации, или решениями соответствующими органами власти. Остальные местные налоги вводятся и регулируются районными, городскими органами власти и управления.

Федеральные налоги взимаются на всей территории России по единым ставкам. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость;

  • акцизы на отдельные товары;

  • налог на прибыль;

  • доход предприятий и организаций;

  • налог на операции с ценными бумагами;

  • подоходный налог с физических лиц;

  • таможенная пошлина;

  • налоги — источники формирования дорожных фондов;

  • гербовый сбор;

  • государственная пошлина.

В перечень республиканских налогов входят:

  • налог на доходы от продажи концессий на разработку природных ресурсов;

  • акцизы на уголь, нефть, газ, минеральную руду;

  • налог на имущество предприятий;

  • лесной доход;

  • плата за воду и др.

Из местных налогов наиболее значительным является:

  • земельный;

  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

  • налог на рекламу;

  • сбор за право использования местной символики и др.

Таким образом, часть республиканских и местных налогов взимается в обязательном порядке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Скачивание полного текста данного материала платное. Для этого необходимо оплатить с помощью SMS
Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24