Центральный Дом Знаний - Особенности организации финансов транспорта

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Особенности организации финансов транспорта

Особенности организации финансов транспорта

Введение

Тема данной дипломной работы - «Особенности организации финансов транспорта на примере авиакомпании «Сахаавиа»». Само название работы позволяет понять, что объектом исследования является реально существующая авиакомпания. Материалы, фигурирующие в приложении работы, являются так же реальными.

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.

Цель данной работы состоит в полномасштабном описании на основе финансового анализа всех особенностей организации финансов транспорта. Задача работы состоит из трех этапов:

  • раскрыть сущность организации финансов транспортного предприятия;

  • оценить особенности формирования финансовых ресурсов, а также особенности налогообложения транспорта предприятия на примере «Сахаавиа»;

  • определить основные направления оптимизации организации финансовых ресурсов и финансовых отношений предприятий транспорта с целью эффективности их деятельности.

В целом структура дипломной работы направлена на выполнение поставленных задач. Методы исследования, применяемые в работе относятся к сравнительно-аналитическим. При работе автор предполагает использовать литературу нормативного общеэкономического и специального характера.

Финансы хозяйствующих субъектов – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов хозяйствующих субъектов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в подхозяйственном комплексе и служат основным источником экономического и социального развития общества.

Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении широкомасштабной приватизации, изменении условий государственного регулирования, введении системы налогообложения коммерческих организаций и предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательской деятельности стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала.

1. Особенности организации финансов предприятий транспорта на современном этапе

1.1 Содержание и организация финансов предприятий транспорта

Финансы предприятий, оказывающих рыночные услуги, представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и на­коплений, их распределением и использованием. Финансы пред­приятий составляют фундамент финансовой системы страны. По­скольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентри­рована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Организация финансов предприятий определяется их отрасле­вой принадлежностью и особенностями движения производимой продукции. Различаются финансы промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, строительных предприятий, транспортных предприятий, торговых предприятий и др. Особен­ности организации и функционирования финансов на промыш­ленных предприятиях определяются более или менее равномер­ным производством и реализацией продукции, способствующим (при прочих равных условиях) стабильному кругообороту аванси­руемых средств. Для торговых предприятий характерна быстрая сменяемость стоимостной формы авансируемых средств и их обо­рачиваемость. Это позволяет привлекать в оборот значительные суммы краткосрочного кредита.

Радикальной экономической реформой второй половины 80-х годов обусловлены изменения в механизме функционирования пред­приятий. Сначала государственные предприятия переводились на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а затеми на арендные отношения между трудовым коллективом (органи­зацией арендаторов) и отраслевым органом хозяйственного уп­равления (арендодателем). В связи с разгосударствлением собствен­ности основу организации хозяйственной деятельности и финан­сов приватизированных предприятий (акционерных, частных) составляет коммерческий расчет на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самоконтроля. Появляются качественно новые явления коммерческий и финансовый риски, экономическая несостоятельность и банкротство, наступающие при игнориро­вании этих принципов.

Самоокупаемость означает, что издержки производства, коммерческие и управленческие расходы предприятия полностью возмещаются за счет выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов). Выручка выступает в ка­честве источника возмещения материальных и приравненных к ним затрат, затрат по оплате труда, потребленной части основных средств и нематериальных активов (износа) в форме амортизации. Таким образом, выручка восстанавливает авансированные в про­изводство оборотные средства предприятия и образует амортиза­ционные средства, накопление которых по истечении норматив­ного срока службы основных средств и нематериальных активов призвано обеспечить их воспроизводство.

Если выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг превышает их себестоимость с добавлением коммерческих и уп­равленческих расходов, то предприятие имеет прибыль и считает­ся рентабельным. Самофинансирование предполагает, что полученная прибыль и накапливаемые амортизационные отчисления, состав­ляющие собственные финансовые ресурсы предприятия, обеспе­чат его потребности по воспроизводству средств производства и рабочей силы полностью либо (при расширении производства) частично с привлечением извне средств, что возможно лишь при финансовой устойчивости предприятия. Недостающие объемы фи­нансовых ресурсов предприятия могут восполнить, получая банковские и коммерческие кредиты, размещая акции и облигаци­онные займы, привлекая паевые взносы членов (участников) то­варищества.

В числе предприятий, функционирующих на основе коммерчес­кого расчета, даже в условиях рыночной системы хозяйствования сохраняются убыточные, не обеспечивающие реализацию прин­ципов самоокупаемости и в связи с этим самофинансирования. Это предприятия городского пассажирского транспорта, которые, будучи муниципальными, получают субсидии и дотации из мест­ного бюджета для возмещения затрат по предоставлению населе­нию транспортных услуг. В среднем эти затраты компенсировались платой за проезд в автобусах лишь на 10,3%, троллейбусах на 10,0%, трамваях на 7,6% и в метрополитене на 18,6% (1993 г.). Остальная часть затрат покрывалась за счет бюджетных ассигнова­ний. Примерно такое же положение у муниципальных предприя­тий коммунального обслуживания, обеспечивающих водой и теп­лом предприятия по одним (повышенным) тарифам, бюджетные и иные некоммерческие организации по другим (пониженным) тарифам, а население по третьим (низким) тарифам.

Действующие предприятия имеют различные формы собственности, определенные в гражданском кодексе Российской Федерации.

Необходимость самоконтроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из требований, обусловленных задачами самоокупаемости и самофинансирования. Самоконтроль на предприятии осуществляется финансовым под­разделением административно-управленческого аппарата (если это АО, то контроль осуществляется его ревизионной комиссией). Самоконтроль, или внутренний аудит, основывается на анализе финансового состояния предприятия, выявлении факторов и ус­ловий, улучшающих его финансовое положение, выработке мер по преодолению негативных моментов, использованию резервов повышения рентабельности и др. Вывод: таким образом, внутренний аудит выступает в качестве инструмента финансового менеджмента на предприятии.

Вывод: В связи с разгосударствлением собствен­ности основу организации хозяйственной деятельности и финан­сов приватизированных предприятий (акционерных, частных), в том числе предприятий транспорта, составляет коммерческий расчет на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самоконтроля.

Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

  • продукция транспорта не имеет вещественной формы: транспорт не производит новых вещей, а лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики;

  • транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;

  • цену на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

  • в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, отправленные тонны грузооборота и количество пассажиров;

  • продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов, и должен учитывать пропускную способность на дорогах;

  • транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару. Отсюда вытекает и особенность кругооборота средств труда из формы кругооборота капитала выпадает товар в виде вещи, так как на транспорте продается сам производственный процесс, то есть перевозка;

  • в состав средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях;

  • характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (то есть наличием «сезонных пиков»).

Формула кругооборота финансовых ресурсов транспорта такова:

РС

Д – Т … П – Д1

СП

где Д – деньги, Т – товар, РС – рабочая сила, СП – средства производства, Т - товар


Формула кругооборота финансовых ресурсов транспорта


Формула показывает особенности саморегулирования транспорта: отсутствие готового продукта в виде вещественного товара, совпадение во времени акта производства и потребления продукции, отсутствие в составе средств производства, сырья.

Продукция транспорта, то есть полезный эффект перемещения товаров и людей, имеет подобно промышленности товарную стоимость, в процессе реализации которой создается прибавочный продукт трудом работников транспорта. Поэтому чем больше объем перевозок, объективно необходимый обществу, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

Как всякий производственный процесс, транспорт состоит из последовательных этапов. Это, во-первых, погрузка грузов в подвижной состав (посадка пассажиров); во-вторых, перемещение грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения; в-третьих, выгрузка товаров из подвижного состава (высадка пассажиров) в пункте назначения. Каждый из этих этапов транспортного процесса в свою очередь слагается из ряда операций, осуществляемых в ходе подготовки, организации и выполнения перевозок. Так, погрузка груза включает работы и затраты по подготовке груза к отправлению, сортировке его по получателям и направлениям, погрузке в подвижной состав (транспортное средство), закрепления, увязке, взвешиванию или подсчету штучных товаров, оформлению транспортной документации. Для перемещения груза выбирается тип подвижного состава, определяется маршрут движения, обеспечивается безопасность движения и сохранность груза, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами в пути, контроль за движением подвижного состава и соблюдением графика движения. Выгрузка груза включает такие операции, как ознакомление грузополучателя с товарно-транспортными документами и соответствием им груза, взвешивание или пересчет груза, выявление порчи или потерь груза, подготовка к выгрузке и непосредственно сама выгрузка.

Эффективность транспортного процесса, его непрерывность во многом зависят от согласованности продолжительности выполнения каждого элемента во времени. При перевозках элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Продолжительность цикла складывается из времени, затрачиваемого на выполнение всех элементов транспортного процесса. Сокращение продолжительности этого цикла является одним из факторов производительности труда на транспорте и снижения стоимости перевозок.

Для удовлетворения возрастающих потребностей в перевозочной работе при наличии в них сезонных пиков важно планировать соответствующие транспортные резервы в виде резервных провозных способностей.

Опережающее развитие транспортных связей обусловлено не только сезонными пиками в перевозочной работе, но и тем, что в отличие от других отраслей экономики строительство новых и развитие действующих транспортных путей связано с длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих промышленно-строительных мощностей и подготовки материально-финансовых ресурсов.

Транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства. Поэтому, кроме транспорта общего пользования, в народном хозяйстве имеется внутрихозяйственный (ведомственный) транспорт.

Внутрипроизводственный транспорт является неотъемлемой частью технологического процесса данного предприятия. Он участвует непосредственно в производственном процессе и создании новых вещественных продуктов труда. Издержки внутрихозяйственного транспорта являются частью производственных издержек предприятия, следовательно, частью себестоимости его продукции. Внутрипроизводственный транспорт представляет собой самостоятельную отрасль транспортного производства, а является частью той отрасли, в которой он функционирует.

Транспорт является составной частью всех стадий производства продукции предприятий отраслей экономики. Это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного. В данной работе объектом исследования во второй главе является предприятие воздушного транспорта.

Авиационная промышленность и воздушный транспорт имеют исключительно важное значение для страны с огромной территорией и низкой плотностью наземной транспортной сети в большинстве регионов. Пассажирооборот воздушного транспорта составляет 34% от общего пассажирооборота.

Государственное регулирование деятельности воздушного транспорта в Российской Федерации возложено на Федеральную авиационную службу, которая действует в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании развития авиации», принятым Государственной Думой 1012.97 г. В соответствии с законом частью государственного регулирования развития авиации является его государственная поддержка, которая должна осуществляться путем проведения соответствующей бюджетной политики: представления налоговых и иных льгот инвесторам и авиационным организациям.

Финансирование развития авиации осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Развитие авиационного транспорта во многом зависит от состояния аэропарка. Сегодня создание гражданской авиационной техники производится в рамках федеральной «Программы развития гражданской авиационной техники России до 2000 г.», которой в 1996 г. придан статус президентской. Однако реализация программы затруднена из-за крайне низкого уровня финансирования.

1.2 Формирование финансовых ресурсов предприятия и направления их использования

Финансовая система страны, ее динамичность и развитие зави­сят от устойчивости функционирования финансовых подсистем, среди которых определяющая роль принадлежит движению, фор­мированию и использованию финансовых ресурсов предприятий. Существуют два источника формирования финансовых ресурсов предприятия: внутренний и внешний.

Внутренний источник со­ставляют амортизационные отчисления и прибыль, которые об­разуют собственные финансовые ресурсы предприятия. Если этих ресурсов оказывается недостаточно для реализации инвестиционного проекта, осуществления финансовых вложений (долгосрочных, краткосрочных), то прибегают к внешнему источнику привлеченным средствам.

Внешний источник составляют: кредиты банков, заемные средства других предприятий, кредиторская задолжен­ность предприятиям (обычная и просроченная), долевое участие (паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридичес­ких и физических лиц), средства бюджетов и внебюджетных фон­дов, прочие каналы привлечения средств извне. Важнейшим та­ким каналом является финансовый рынок (рынок ценных бумаг и кредитных ресурсов), обеспечивающий перераспределение свобод­ного финансового капитала.

Финансовые ресурсы предприятия представляют собой денеж­ные доходы и поступления, формируемые за счет внутреннего источника и привлеченных извне средств и используемые для по­крытия затрат по воспроизводству и финансовых обязательств.

В настоящее время доля валовой прибыли в формирова­нии финансовых ресурсов наиболее высокая на предприятиях промышленности и незначительная в жилищно-коммунальном хозяйстве, связи и на транспорте из-за убыточности многих транспортных (каждое пятое) и жилищно-коммунальных (каждое третье) предприятий. В связи с этим ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов наиболее существенны именно в жилищно-коммунальном хозяйстве, связи и на транспорте, а также в сель­ском хозяйстве (в форме дотаций и компенсаций).

Привлечение банковских кредитов является важнейшим кана­лом поступления средств для предприятий сферы обращенияснабжения и сбыта, торговли и общественного питания, где в струк­туре оборотного капитала традиционно высока доля кредитных средств банков и предприятий-поставщиков.

Существенную долю в структуре доходов и поступлений пред­приятий занимает кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов, зачастую умышленно задерживаемая для использова­ния в качестве оборотного капитала. Так, на конец 1998 г. просро­ченная задолженность покупателей предприятиям промышленно­сти и строительства за отгруженную продукцию и выполненные работы составляла около 20% доходов и поступлений на предпри­ятия этих отраслей.

Финансовые ресурсы предприятия представляют собой денеж­ные доходы и накопления (собственные средства), а также де­нежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые им для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы. У вновь создаваемого предприятия источниками формирования финансовых ресурсов в зависимости от его организационно-правовой формы являются бюд­жетные средства, долевые средства учредителей (юридических лиц, физических лиц) паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров. После регистрации пред­приятия финансовые ресурсы, инвестированные в его создание и функционирова­ние, приобретают форму уставного фонда, величина которого отражает стоимость основных и оборотных средств.

Финансовые ресурсы используются предприятием для выполнения финансовых обязательств: перед государством платежей в бюд­жетную систему и внебюджетные фонды, возврата бюджетной ссуды и уплаты ссудного процента, перед кредиторами для погаше­ния кредиторской задолженности, уплаты процентов за пользо­вание кредитом; перед акционерами выплата дивидендов.

Собственные средства предприятия формируются в результате эффективной производственно-хозяйственной деятельности главным образом за счет прибыли и амортизационных отчислений.

Выручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозок, выполнения погрузо-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Основную часть доходов предприятия получают от перевозок грузов и пассажиров.

Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен.

В основу транспортного тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние.

Договорные цены за использование транспортных средств зависят в основном от спроса на конкретный вид подвижного состава, например, железнодорожные перевозки применяются на дальние расстояния, перевозки автомобильным транспортом – на более короткие.

В зависимости от степени регулирования уровня тарифов их классифицируют на фиксированные, регулирующие, договорные и свободные.

Фиксированные тарифы на железнодорожном транспорте централизованно устанавливает Министерство путей сообщения Российской Федерации по согласованию с государственными органами. Они являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса, используются при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом. Фиксированные тарифы могут устанавливаться едиными для территории России и едиными для территории региона, республики, края, области, города.

Регулируемые тарифы предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия. Они могут вводиться на период стабилизации цен.

Договорные тарифы предприятия транспорта устанавливают по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки (работы, услуги) и нормального уровня их рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (около 35% расходов).

Свободные тарифы предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.

Прибыль от основной деятельности транспорта включает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств и прочих хозяйственных операций. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами.

Налогообложение прибыли происходит в соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Предприятия транспорта пользуются в налогообложении прибыли льготами, общими для всех отраслей народного хозяйства. Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных организаций, используется на развитие производственной базы, социальное развитие и материальные выплаты.

В себестоимости транспортных перевозок высокий удельный вес занимают заработная плата, а также затраты на топливо, электрическую энергию, амортизация, ремонт, что обусловлено спецификой транспорта, где преобладающая часть основных фондов находится в движении.

Снизить себестоимость перевозок можно в результате использования мощных и экономичных локомотивов, судов и автомашин, автоматизации и электрификации железных дорог, улучшения шоссейных дорог и условий судоходства, механизации погрузочно-разгрузочных работ, внедрения передовых методов организации перевозок и труда.

На себестоимость железнодорожных перевозок также большое влияние оказывают показатели нагрузки на вагон, массы поезда, оборота вагона, среднесуточного пробега вагона и локомотива на водном и автомобильном транспорте – соответствующие показатели использования флота и автомобилей: показатели погрузки, скорости движения, время простоев и др.

Основными показателями себестоимости перевозок являются: общая сумма расходов по основным видам затрат на весь объем перевозок по видам транспорта, экономия от снижения себестоимости, себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).

Скачивание полного текста данного материала платное. Для этого необходимо оплатить с помощью SMS
Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24