Центральный Дом Знаний - Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии

Булюбаш И.Д. 

pic

Год: 2003
Автор: Булюбаш И.Д.
Жанр: психотерапия
Издательство: Издательство Института психотерапии
ISBN: 5-89939-096-4
Серия: Золотой фонд психотерапии
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 224
Описание: Интерес к теме супервизии и появление этой книги свидетельствуют о развитии и определенной зрелости российского психотерапевтического сообщества. А также о том, что время "дикой" психотерапии осталось позади и среди ценностей представителей этой сферы на первое место выходят профессионализм и соответствие мировым стандартам.
Книга посвящена особенностям супервизии в гештальт-терапии, однако представляет интерес и для сторонников других подходов, поскольку описывает и основные принципы супервизии, и ее модели, и супервизорские роли и отношения, и фокусы, и стили супервизии, и вопросы сертификации. И прежде всего - авторский алгоритм очной супервизии, процесса, помогающего терапевту осознать свои сильные стороны и ограничения, определить зоны роста и вообще интересно и продуктивно жить в своей профессии.


Содержание
Предисловие...................................................................................7
Глава 1. Современные представления о клинической
супервизии....................................................................................-9
1.1. Рабочее определение супервизии:.................>.................9
1.2. Этические и юридические принципы супервизии...........10
1.3. Супервизорские роли.....................................................12
1.4. Модели супервизии........................................................15
1.5. Супервизорские отношения..........................................23
Факторы, влияющие на супервизорские отношения.......25
Сопротивление (тревога) супервизируемого...................29
Параллельные процессы в супервизии...........................33
Потребности супервизируемых терапевтов.....................35
1.6. Супервизорские стили....................................................35
1.7. Фокусы супервизии........................................................37
1.8. Форматы супервизии.....................................................39
Индивидуальная супервизия..........................................40
Групповая супервизия....................................................43
Коллегиальная супервизия.............................................45
1.9. Рекомендации для работы супервизора..........................46
1.10. Самооценка терапевта. Возможности портфолио...........48
1.11. Влияние супервизора на исход терапии.........................50
Глава 2. Профессиональное развитие супервизора.
Некоторые вопросы оценки и сертификации.....................................52
2.1. Что такое хороший супервизор?......................................51
2.2. Уровни профессионального развития супервизора. Вопросы самооценки............................................................53
2.3. Оценка профессиональной компетенции клинического супервизора. Вопросы сертификации...................................56
2.4. Сертификационные курсы и требования
к супервизору. Стандарты супервизии...................................60
Глава 3. Теоретические основы супервизии
в гештальт-терапии..........................................................................70
3.1. Гештальт-подход и супервидение.....................................70
3.2. Диалогическая основа супервизии в гештальт-терапии____72
3.3. Феноменологический подход и теория поля.
Фигура и фон в супервидении...............................................74
3.4. Функции self и модель <<Цикл контакта» в супервидении... 77
3.5. Клиент, терапевт и терапевтические отношения
в супервизии гештальт-терапевтов.........................................79
3.6. Терапевт, супервизор и супервизорские отношения.........80
3.7. Административные отношения в супервизии гештальт-терапевтов...............................................................81
3.8. Этические аспекты отношений терапевта и супервизора... 81
Глава 4. Алгоритм очной супервизии. Опорные точки
супервизорского процесса.................................................................86
4.1. Сбор материала..............................................................88
Оценка предварительных данных....................................88
Наблюдение за поведением терапевта...........................89
Заметки супервизора о терапевтической сессии............91
Внутренняя реальность супервизора..............................93
4.2. Фокусирование...............................................................95
Наиболее важные моменты фокусирования...................97
Некоторые особенности фокусирования.........................98
Четыре основные стадии фокусирования........................103
4.3. Непосредственно супервизия, или рабочая стадия.........105
Начальный фокус на клиенте................,........................106
Начальный фокус на терапевте.......................................108
Начальный фокус на терапевтических
отношениях.................................................................112
Особенности стратегии и позиции супервизора
при работе с механизмами прерывания контакта..........116
4.4. Дидактические аспекты супервизии...............................121
Приложение к главе 4....................................................122
Глава 5 Основы супервизии групповой терапии
с точки зрения гештальт-подхода.....................................................128
5.1. Гештальт-подход в работе с групповым процессом как основа фокусирования в супервизоре кой практике_128 Феноменологический подход в групповой гештальт-терапии.........................................................129
Наблюдение и эксперимент...........................................130
Теория поля в групповой гештальт-терапии
и супервизорской практике............................................131
Теории группового развития и гештальт-терапия...........135
5.2. Сбор материала и области наблюдения супервизора......137
Сведения о группе и групповых терапевтах...................137
Общегрупповые феномены...........................................138
Выбор участника для индивидуальной работы
в групповом контексте...................................................139
Выбор технического приема или группового
упражнения..................................................3...............141
Личность и стиль терапевта...........................................142
Наличие у терапевта необходимых терапевтических
навыков........................................................................143
Проблемы ко-терапевтического взаимодействия...........144
5.3. Особенности динамической супервизии.........................145
5.4. Фокусирование...............................................................148
5.5. Рабочая стадия супервизии............................................151
5.6. Дидактические аспекты групповой супервизии,...............154
Глава 6. Педагогические и супервизорские аспекты обучения гештальт-терапевтов........................................................................156
6.1. Основные характеристики образовательных программ
по гештальт-терапии в российском гештальт-сообществе........156
Требования к кандидатам на участие в программах
по гештальт-терапии.....................................................157
Содержание и продолжительность обучающих
программ по гештальт-терапии.....................................158
Условия сертификации.................................................158
6.2. Супервизия внутри обучающих программ
по гештальт-терапии............................................................160
6.3. Методология работы супервизора в супервизорской группе обучающей программы по гештальт-терапии..............163
6.4. Процедура работы супервизорской группы.....................165
6.5. Основные педагогические и супервизорские
проблемы обучения гештальт-терапевтоа...............................167
6.6. Экспертная оценка основных навыков и способностей гештальт-терапевта..............................................................173
Послесловие..................................................................................175
Приложение \. Некоторые аспекты оценки профессиональной
деятельности супервизоров и супервизируемых (опросники)..........179
Опросник супервизорских стилей.........................................179
Оценка супервизора консультантом.......................................180
Опросник для супервизируемого...........................................183
Supervisor Emphasis Rating Form............................................185
Регистрационный лист тревоги консультанта........................189
Приложение 2.................................................................................192
Таблица 1. Основные характеристики базовых образовательных программ по гештальт-терапии европейских, американских и австралийских гештальт-институтов и центров
(поданным Internet)..............................................................192
Таблица 2. Основные характеристики российских базовых
образовательных программ по гештальт-терапии
(по данным Internet).............................................................208
Литература 214

Предисловие
Как рождается книга? Наверное, по-разному... Мое стремление написать ее возникло от сильного желания создать для себя и других объемную картину того, чем является супервизия в гештальт-терапии. А также от удивления и любопытства в связи с тем, что моделей супервизии в гештальт-терапии не так уж и много — по крайней мере, четко описанных в иноязычных статьях и монографиях (или работах, «лежащих» в интернет-библиотеках).
Все это — и удивление, и любопытство, и желание создать собственную модель супервизии в гештальт-терапии — в значительной степени зависело от участия в моей профессиональной жизни моего учителя и коллеги Олега Владимировича Немиринского. За это щедрое участие, побудившее меня активно исследовать проблему супервизии, я очень ему благодарна. Ну и совсем несправедливо было бы забыть о теплой и ободряющей позиции любимого мужа, который на мои восклицания о том, как мало информации, регулярно повторял: «Вот ты и напиши!»
Мой собственный опыт супервизии не столь продолжителен (впрочем, достаточно интенсивен). Это и неудивительно: до последнего времени института супервизоров в России просто не существовало. Потребность в подобной литературе появилась только сейчас, когда подросло первое поколение гегшальт-практиков, понимающих, что супервизор — это не страшный монстр-экзаменатор гештальт-терапевта, а коллега, помогающий терапевту счастливо, интересно и эффективно жить в своей профессии.
И вот я в раздумьях... Какой бы могла быть идеальная книга по клинической супервизии? Том страниц 800 со скрупулезным разбором всех концепций и всех моделей... Описание моделей супервизии в разных подходах и их сравнительная характеристика... Изложение опыта работы в одной модели... Что это даст терапевту и супервизору?
Поразмыслив, я поняла, что хочу написать совсем не идеальную, а просто полезную для гештальт-терапевтов книгу. Книгу, которая дает представления о том, что такое клиническая супервизия, каковы ее составляющие и в чем особенность супервизии в гештальт-терапии. Такую книгу, чтобы, читая ее, и супервизор и терапевт внутренне радовались своим находкам: «Ага, и у меня так было... Вот оно что!..»
И чтобы эта книга рождала не страх перед теорией и новой информацией, а интерес и предвкушение новых профессиональных возможностей. Во многом же эти возможности определяются желанием и умением гештальт-терапевта и гештальт-супервизора постоянно задавать вопросы себе, а не только «старшим и опытным» коллегам.
Еще мне бы очень хотелось, чтобы гешт альт-терапевты, обучающиеся супервизии, ощутили тонкий вкус этой необычной работы, гармонично сочетающей в себе такие разные роли терапевта, коллеги и учителя.
Ну, а что из этого вышло, оцените вы, дорогие коллеги...
Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24