|
Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапииБулюбаш И.Д. Год: 2003 Содержание Предисловие...................................................................................7 Глава 1. Современные представления о клинической супервизии....................................................................................-9 1.1. Рабочее определение супервизии:.................>.................9 1.2. Этические и юридические принципы супервизии...........10 1.3. Супервизорские роли.....................................................12 1.4. Модели супервизии........................................................15 1.5. Супервизорские отношения..........................................23 Факторы, влияющие на супервизорские отношения.......25 Сопротивление (тревога) супервизируемого...................29 Параллельные процессы в супервизии...........................33 Потребности супервизируемых терапевтов.....................35 1.6. Супервизорские стили....................................................35 1.7. Фокусы супервизии........................................................37 1.8. Форматы супервизии.....................................................39 Индивидуальная супервизия..........................................40 Групповая супервизия....................................................43 Коллегиальная супервизия.............................................45 1.9. Рекомендации для работы супервизора..........................46 1.10. Самооценка терапевта. Возможности портфолио...........48 1.11. Влияние супервизора на исход терапии.........................50 Глава 2. Профессиональное развитие супервизора. Некоторые вопросы оценки и сертификации.....................................52 2.1. Что такое хороший супервизор?......................................51 2.2. Уровни профессионального развития супервизора. Вопросы самооценки............................................................53 2.3. Оценка профессиональной компетенции клинического супервизора. Вопросы сертификации...................................56 2.4. Сертификационные курсы и требования к супервизору. Стандарты супервизии...................................60 Глава 3. Теоретические основы супервизии в гештальт-терапии..........................................................................70 3.1. Гештальт-подход и супервидение.....................................70 3.2. Диалогическая основа супервизии в гештальт-терапии____72 3.3. Феноменологический подход и теория поля. Фигура и фон в супервидении...............................................74 3.4. Функции self и модель <<Цикл контакта» в супервидении... 77 3.5. Клиент, терапевт и терапевтические отношения в супервизии гештальт-терапевтов.........................................79 3.6. Терапевт, супервизор и супервизорские отношения.........80 3.7. Административные отношения в супервизии гештальт-терапевтов...............................................................81 3.8. Этические аспекты отношений терапевта и супервизора... 81 Глава 4. Алгоритм очной супервизии. Опорные точки супервизорского процесса.................................................................86 4.1. Сбор материала..............................................................88 Оценка предварительных данных....................................88 Наблюдение за поведением терапевта...........................89 Заметки супервизора о терапевтической сессии............91 Внутренняя реальность супервизора..............................93 4.2. Фокусирование...............................................................95 Наиболее важные моменты фокусирования...................97 Некоторые особенности фокусирования.........................98 Четыре основные стадии фокусирования........................103 4.3. Непосредственно супервизия, или рабочая стадия.........105 Начальный фокус на клиенте................,........................106 Начальный фокус на терапевте.......................................108 Начальный фокус на терапевтических отношениях.................................................................112 Особенности стратегии и позиции супервизора при работе с механизмами прерывания контакта..........116 4.4. Дидактические аспекты супервизии...............................121 Приложение к главе 4....................................................122 Глава 5 Основы супервизии групповой терапии с точки зрения гештальт-подхода.....................................................128 5.1. Гештальт-подход в работе с групповым процессом как основа фокусирования в супервизоре кой практике_128 Феноменологический подход в групповой гештальт-терапии.........................................................129 Наблюдение и эксперимент...........................................130 Теория поля в групповой гештальт-терапии и супервизорской практике............................................131 Теории группового развития и гештальт-терапия...........135 5.2. Сбор материала и области наблюдения супервизора......137 Сведения о группе и групповых терапевтах...................137 Общегрупповые феномены...........................................138 Выбор участника для индивидуальной работы в групповом контексте...................................................139 Выбор технического приема или группового упражнения..................................................3...............141 Личность и стиль терапевта...........................................142 Наличие у терапевта необходимых терапевтических навыков........................................................................143 Проблемы ко-терапевтического взаимодействия...........144 5.3. Особенности динамической супервизии.........................145 5.4. Фокусирование...............................................................148 5.5. Рабочая стадия супервизии............................................151 5.6. Дидактические аспекты групповой супервизии,...............154 Глава 6. Педагогические и супервизорские аспекты обучения гештальт-терапевтов........................................................................156 6.1. Основные характеристики образовательных программ по гештальт-терапии в российском гештальт-сообществе........156 Требования к кандидатам на участие в программах по гештальт-терапии.....................................................157 Содержание и продолжительность обучающих программ по гештальт-терапии.....................................158 Условия сертификации.................................................158 6.2. Супервизия внутри обучающих программ по гештальт-терапии............................................................160 6.3. Методология работы супервизора в супервизорской группе обучающей программы по гештальт-терапии..............163 6.4. Процедура работы супервизорской группы.....................165 6.5. Основные педагогические и супервизорские проблемы обучения гештальт-терапевтоа...............................167 6.6. Экспертная оценка основных навыков и способностей гештальт-терапевта..............................................................173 Послесловие..................................................................................175 Приложение \. Некоторые аспекты оценки профессиональной деятельности супервизоров и супервизируемых (опросники)..........179 Опросник супервизорских стилей.........................................179 Оценка супервизора консультантом.......................................180 Опросник для супервизируемого...........................................183 Supervisor Emphasis Rating Form............................................185 Регистрационный лист тревоги консультанта........................189 Приложение 2.................................................................................192 Таблица 1. Основные характеристики базовых образовательных программ по гештальт-терапии европейских, американских и австралийских гештальт-институтов и центров (поданным Internet)..............................................................192 Таблица 2. Основные характеристики российских базовых образовательных программ по гештальт-терапии (по данным Internet).............................................................208 Литература 214 Как рождается книга? Наверное, по-разному... Мое стремление написать ее возникло от сильного желания создать для себя и других объемную картину того, чем является супервизия в гештальт-терапии. А также от удивления и любопытства в связи с тем, что моделей супервизии в гештальт-терапии не так уж и много — по крайней мере, четко описанных в иноязычных статьях и монографиях (или работах, «лежащих» в интернет-библиотеках). Все это — и удивление, и любопытство, и желание создать собственную модель супервизии в гештальт-терапии — в значительной степени зависело от участия в моей профессиональной жизни моего учителя и коллеги Олега Владимировича Немиринского. За это щедрое участие, побудившее меня активно исследовать проблему супервизии, я очень ему благодарна. Ну и совсем несправедливо было бы забыть о теплой и ободряющей позиции любимого мужа, который на мои восклицания о том, как мало информации, регулярно повторял: «Вот ты и напиши!» Мой собственный опыт супервизии не столь продолжителен (впрочем, достаточно интенсивен). Это и неудивительно: до последнего времени института супервизоров в России просто не существовало. Потребность в подобной литературе появилась только сейчас, когда подросло первое поколение гегшальт-практиков, понимающих, что супервизор — это не страшный монстр-экзаменатор гештальт-терапевта, а коллега, помогающий терапевту счастливо, интересно и эффективно жить в своей профессии. И вот я в раздумьях... Какой бы могла быть идеальная книга по клинической супервизии? Том страниц 800 со скрупулезным разбором всех концепций и всех моделей... Описание моделей супервизии в разных подходах и их сравнительная характеристика... Изложение опыта работы в одной модели... Что это даст терапевту и супервизору? Поразмыслив, я поняла, что хочу написать совсем не идеальную, а просто полезную для гештальт-терапевтов книгу. Книгу, которая дает представления о том, что такое клиническая супервизия, каковы ее составляющие и в чем особенность супервизии в гештальт-терапии. Такую книгу, чтобы, читая ее, и супервизор и терапевт внутренне радовались своим находкам: «Ага, и у меня так было... Вот оно что!..» И чтобы эта книга рождала не страх перед теорией и новой информацией, а интерес и предвкушение новых профессиональных возможностей. Во многом же эти возможности определяются желанием и умением гештальт-терапевта и гештальт-супервизора постоянно задавать вопросы себе, а не только «старшим и опытным» коллегам. Еще мне бы очень хотелось, чтобы гешт альт-терапевты, обучающиеся супервизии, ощутили тонкий вкус этой необычной работы, гармонично сочетающей в себе такие разные роли терапевта, коллеги и учителя. Ну, а что из этого вышло, оцените вы, дорогие коллеги... |
Loading
|