|
А. В. Мощенко, Р. А. Абдурахманов. Психологический практикум (в семи чА. В. Мощенко, Р. А. Абдурахманов. Год выпуска: 1999 ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 1) стр. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .........................................4 ЛИТЕРАТУРА ................................................. 5 НАУЧНЫЙ ОБЗОР ............................................. 6 1. Методологические и теоретические аспекты психологического исследования ............................................ 6 1.1. Методология психологического исследования ...............6 1.2. Основные понятия и категории исследования............... 11 2. Составление программ психологического исследования.........14 2.1. Понятие о программе исследования ...................... 14 2.2. Методический замысел и этапы исследования .............. 16 2.3. Планирование психологического исследования .............24 2.4. Выбор объекта, предмета, проблемы и цели исследования . . . . 27 2.5. Постановка задач и разработка гипотезы исследования .......28 2.6. Выбор методов психологического исследования ............ 32 2.7. Виды и процедуры интерпретации понятий и данных .........33 3. Выборочный метод психологического исследования ............ 36 3.1. Понятие о выборочном методе исследования ............... 36 3.2. Этапы и основные процедуры выборочного материала ........ 37 3.3. Оценка генеральной совокупности по выборке ..............38 3.4. Способы формирования совокупности и виды выборок.......40 3.5. Краткая характеристика основных схем отбора .............. 41 3.6. Виды ошибок в выборочном исследовании ................. 41 4. Организация и проведение психологического исследования ...... 42 4.1. Основы организации психологического исследования ........ 42 4.2. Этапы и процедуры психологического исследования ......... 43 4.3. Особенности проведения психологического исследования . . . . 46 4.4. Научная добросовестность и этика исследования............ 49 4.5. Искусство общения в ходе исследования ..................51 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... 54 ГЛОССАРИЙ* ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 2) ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ......................................... 4 ЛИТЕРАТУРА ................................................. 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ............................................ 6 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ........................................ 7 1. Методы психологического исследования......................7 2. Психологический анализ документов ........................ 10 3. Экспертная оценка ...................................... 14 4. Индивидуальная беседа .................................. 20 5. Анкетирование .......................................... 26 6. Личностные опросники ................................... 35 7. Тестирование .......................................... 38 8. Психологический эксперимент............................. 41 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... 46 ТРЕНИНГ УМЕНИЙ ............................................ 50 ГЛОССАРИЙ* ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 3) ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ......................................... 4 ЛИТЕРАТУРА ................................................. 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ............................................6 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ........................................ 7 1. Общие понятия о наблюдении ...............................7 2. Виды наблюдения и самонаблюдение как психологический метод . . 9 3. Характеристика метода наблюдения ......................... 11 3.1. Этапы и процедуры метода наблюдения ................... 11 3.2. Дневник наблюдения................................... 12 3.3. Этапы проектирования карточки наблюдения................ 13 3.4. Инструкция наблюдателю (примерный макет)................ 14 3.5. Этапы подготовки наблюдателей ......................... 14 3.6. Типичные ошибки в применении метода наблюдения ......... 15 4. Наблюдение за поведением другого человека как социальная перцепция .................................................. 16 4.1. Понятие социальной перцепции .......................... 16 4.2. Механизмы понимания другого человека в процессе наблюдения 1 7 4.3. Содержание и эффекты восприятия личности другого человека в процессе наблюдения ........................................ 19 4.4. Точность межличностной перцепции ...................... 22 4.5. Межличностная аттракция ............................... 24 5. Наблюдение за невербальным поведением .................... 25 6. Влияние на процесс наблюдения сенсорной типологии наблюдателя и наблюдаемого ............................................. 36 6.1. Основные сферы сенсорного опыта ...................... 36 6.2. Предикаты ...........................................38 6.3. Глазодвигательные реакции .............................40 6.4. Физиологические реакции ............................... 42 7. Применение метода наблюдения ............................ 43 7.1. Способы наблюдения .................................. 43 7.2. Результаты наблюдения за группой ....................... 45 7.3. Результаты наблюдения за отдельными членами группы ....... 46 7.4. Использование метода наблюдения для выявления состояния эмоциональной напряженности ................................. 48 7.5. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей школьника ................................ 51 7.6. Использование метода наблюдения для определения акцентуации характера ........................................ 54 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... 59 ТРЕНИНГ УМЕНИЙ ............................................ 65 ГЛОССАРИЙ* ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 4) ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .........................................4 ЛИТЕРАТУРА ................................................. 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ............................................6 НАУЧНЫЙ ОБЗОР ............................................. 7 1. Стандартные способы обработки эмпирических данных .........7 1.1. Программа обработки эмпирических данных ..................7 1.2. Способы обработки эмпирических данных....................8 1.3. Приемы количественного анализа данных ................... 12 1.4. Способы описания и объяснения эмпирических данных........ 15 2. Обобщение и представление результатов исследования ....... 15 2.1. Обобщение результатов исследования ..................... 15 2.2. Табличное представление эмпирических данных .............20 2.3. Графическое представление эмпирических данных ........... 22 2.4. Разработка и внедрение рекомендаций ..................... 25 3. Язык как средство выражения научных знаний ............... 26 3.1. Познавательные и коммуникативные функции языка ........... 26 3.2. Формирование научного языка в психологии.................27 3.3. Требования к языку и стилю научного отчета................. 29 4. Составление научного отчета и научного реферата по результатам исследования ............................................... 29 4.1. Требования к составлению научного отчета .................. 29 4.2. Структура научного отчета по итогам исследования ........... 30 4.3. Этапы и процедуры составления научного отчета .............32 4.4. Система работы по составлению научного реферата. Определение, сущность и назначение реферата ............................... 33 4.5. Монографический реферат ............................... 35 4.6. Средства сжатия информации источника .................... 38 4.7. Обучение реферированию как виду работы .................. 40 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... 43 ТРЕНИНГ УМЕНИЙ ............................................ 44 ГЛОССАРИЙ* ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 5) ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .........................................4 ЛИТЕРАТУРА ................................................. 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ............................................6 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ........................................ 7 1. Типы измерительных шкал и их описание.....................7 1.1. Теория психологических измерений........................7 1.2. Номинальная измерительная шкала ........................ 14 1.3. Порядковая измерительная шкала ......................... 16 1.4. Интервальная измерительная шкала........................17 1.5. Измерительная шкала отношений .......................... 18 1.6. Практика психологических измерений ..................... 19 2. Виды многомерного статистического анализа ................ 35 2.1. Многомерное шкалирование .............................. 36 2.2. Факторный анализ ......................................40 2.3. Применение факторного и кластерного анализов .............42 2.4. Дисперсионный анализ ..................................45 2.5. Регрессионный анализ .................................. 46 2.6. Достоверность различий средних величин .................. 47 3. Подбор и адаптация психологических методик ...............47 3.1. Требования к структуре и содержанию методик...............47 3.2. Применение измерений в тестировании ...................52 3.3. Алгоритм подбора и адаптации методик ..................... 58 3.4. Проверка распределения признака ......................... 60 3.5. Стандартизация показателей .............................. 62 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... 64 ТРЕНИНГ УМЕНИЙ ............................................66 ГЛОССАРИЙ* ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 6) ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ..........................................4 ЛИТЕРАТУРА ................................................. 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ ............................................ 6 НАУЧНЫЙ ОБЗОР...............................................7 1. Эксперимент и его разновидности ............................7 1.1. Отличия экспериментов в предметной области .................7 1.2. Отличия в формах осуществления эксперимента............... 8 1.3. Идеальный эксперимент .................................. 8 1.4. Реальный эксперимент .................................. 10 1.5. Критический эксперимент ................................ 1 2 1.6. Демонстрационный эксперимент ...........................13 1.7. Организация и проведение экспериментального исследования . . . .14 1.8. Экспериментальная выборка ............................. 2 2 1.9. Экспериментальные переменные.......................... 26 2. Внутренняя и внешняя валидность.............................39 2.1. Виды валидности при оценке эксперимента...................39 2.2. Внутренняя валидность ................................... 40 2.3. Внешняя валидность ..................................... 41 2.4. Проверка каузальных отношений ........................... 41 2.5. Факторы, угрожающие внутренней и внешней валидности .......44 2.6. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой ............................................... 45 3. Способы контроля влияния артефактов ........................ 52 3.1. Формы экспериментального контроля ...................... 52 3.2. Контроль за выводом в экспериментальном исследовании ...... 56 3.3. Вывод о гипотезе на основе оценки валидности эксперимента . . . . 57 3.4. Вывод о подкрепленности теории экспериментальными фактами . 58 3.5. Проблема возникновения новых гипотез .................... 59 3.6. Проблема артефактных выводов .......................... 60 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ........................ 65 ТРЕНИНГУМЕНИЙ ............................................. 68 ГЛОССАРИЙ* ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 7) ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ..........................................4 ЛИТЕРАТУРА ................................................. 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ ............................................ 6 НАУЧНЫЙ ОБЗОР...............................................7 1. Проблемы современной психологической диагностики ............7 1.1. Понятие психологической диагностики........................7 1.2. Особенности современной психологической диагностики....... 10 1.3. Проблема влияния на человека общественной среды...........14 1.4. Проблема выявления наследственно обусловленных особенностей психики ............................................... 17 2. Методические аспекты психологической диагностики ............ 18 2.1. Зарождение тестирования ............................... 18 2.2. Шкала Бине и ее модификации........................... 25 2.3. Типология тестов по субъекту измерения ................... 27 2.4. Типология тестов по форме предъявления .................. 32 2.5. Формализация психодиагностических испытаний ..............36 3. Принципы конструирования психодиагностических тестов ...........38 3.1. Надежность психодиагностических тестов ....................38 3.2. Валидность психодиагностических тестов ....................44 3.3. Стандартизация психодиагностических тестов ................ 52 3.4. Методика конструирования психодиагностических тестов ........ 56 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ........................ 61 ТРЕНИНГУМЕНИЙ..............................................64 ГЛОССАРИЙ* |
Loading
|