Центральный Дом Знаний - Топчий М.В. Зоопсихология и сравнительная психология

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Топчий М.В. Зоопсихология и сравнительная психология

Топчий М.В. 

Год: 2005
Издательство: Ставрополь: СКСИ
ISBN: 5-902079-36-5
Язык: Русский
Формат: RTF
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 212
Описание: Учебное пособие содержит систематическое изложение основных разделов зоопсихоло-гии и сравнительной психологии. Материал изложен в соответствии с современными требованиями программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для для студентов психологических факультетов и ориентирован на изучение ими закономерностей развития психики человека в фило- и онтогенезе.
В пособии отражены следующие направления и разделы зоопсихологии и сравнитель-ной психологии: методы зоопсихологических исследований; проблема происхождения психи-ки; эволюция психики, в т.ч. ее основные стадии, уровни и направления; исследование различ-ных типов поведения животных, межвидовых, внутривидовых и внутригрупповых взаимоотошений у животных разных видов; психосоциальные явления у животных и у человека. Пособие содержит словарь терминов и рисунки, что поможет студентам при изучении зоопсихологии.
Пособие содержит словарь терминов , что поможет студентам при изучении зоопсихологии.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие .

Введение

1.          Предмет, объект и задачи зоопсихологии и сравнительной

психологии . .

2. Связь зоопсихологии с другими науками  .

3. Методы исследования в зоопсихологии

ЧАСТЬ I

Глава 1. Происхождение психики

1.1. Проблема возникновения психики  ..

1.2. Проблема критерия психического

1.2.1. Панпсихизм .

1.2.2. Биопсихизм ..  . .

1.2.3. Анималпсихизм ..

1.2.4. Нейропсихизм  .

1.2.5. Антропопсихизм

1.3. Проблема возникновения психики с позиций эволюционно-системного подхода  .

Глава 2. Исследование поведения животных

2.1. Этология как наука о поведении животных

2.2. Основные направления изучения поведения животных 

2.2.1. Регистрация этограмм

2.2.2. Коммуникации животных ..

2.2.3. Биологические ритмы

2.2.4. Эволюционные причины поведения .

2.3. Типы адаптивного поведения  ..

2.3.1. Демонстративное поведение  .

2.3.2. Ритуализация поведения 

2.3.3. Территориальное поведение  .

2.3.4. Брачное поведение  .

2.3.5. Социальное поведение

2.3.6. Эгоцентрическое поведение  ..

2.3.7. Оборонительное поведение

Глава 3. Инстинктивное поведение – основа жизнедеятельности

организма

3.1 Проблема инстинкта и научения ..

3.2 Инстинктивное поведение .

3.2.1. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении 

3.2.2. Этологическая концепция инстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тиберген)  .

3.2.3. Инстинктивное поведение и общение  .

Глава 4. Научение - основа приобретенного поведения

4.1. Общая характеристика процесса научения

4.2. Классификация научения  .

4.2.1. Привыкание (габитуция) 

4.2.2. Сенсибилизация .

4.2.3. Классическое и инструментальное обусловливание  ..

4.2.4. Латентное научение 

4.2.5. Инсайт .

4.2.6. Импринтинг

4.2.6. Облигатное научение

4.2.7. Факультативное научение .

4.3. Методы изучения процесса научения у животных 

Глава 5. Социальное поведение животных

5.1. Структура сообщества и механизмы ее поддержания  ..

5.2. Репродуктивное поведение ..

5.3. Роль агрессии в поддержании структуры сообщества  ..

5.4. Формы организации сообществ животных .

5.4.1. Социальная организация сообществ .

5.5. Иерархия

5.5.1. Организационные формы приматов .

5.5.2. Иерархические отношения человека

Глава 6. Коммуникативное поведение животных

6.1. Биологическое сигнальное поле ..

6.2. Язык животных  .

6.3. Способы коммуникаций животных 

6.3.1. Тактильная чувствительность. Осязание .

6.3.2. Хемокоммуникация 

6.3.3. Зрительная коммуникация

6.3.4. Акустическая коммуникация 

ЧАСТЬ II

Глава 7. Развитие психической деятельности животных

в онтогенезе

7.1. Проблема онтогенеза поведения ..  .

7.2. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде .. 

7.2.1. Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения  ..

7.2.2. Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей  .

7.2.3. Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения .

7.2.4. Эмбриогенез и развитие психического отражения  ..

Глава 8. Развитие психической деятельности в раннем

постнатальном периоде

8.1. Особенности постнатального развития поведения животных  .

8.1.1. Пре- и постнатальное развитие психической деятельности  ..

8.1.2. Постэмбриональное развитие поведения у зрело - и незрелорождающихся позвоночных  .. ..

8.1.3. Значение заботы о потомстве

8.2. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде  .

8.2.1. Инстинктивные движения 

8.2.2. Врожденное узнавание ..

8.2.3. Врожденное узнавание и ранний опыт  ..

8.3. Ранний опыт . .

8.3.1. Облигатное научение  .

8.3.2. Запечатление ..

8.3.3. Реакция следования  ..

8.3.4. Половое запечатление ..

8.3.5. Раннее факультативное научение

8.4. Взаимоотношения между компонентами раннего постнатального развития поведения .. ..

8.5. Раннее формирование общения  ..

8.6. Познавательные аспекты раннего постнатального поведения  .. .

8.6.1. Исследовательское поведение  ..

8.6.2. Облигатное научение и ориентация  .

8.6.3. Раннее факультативное научение и ориентация .

8.6.4. Раннее манипулирование  ..

8.6.5. Познавательное значение раннего манипулирования

Глава 9. Развитие психической деятельности в ювенильном

(игровом) периоде

9.1. Общая характеристика игры у животных  .

9.2. Совершенствование двигательной активности в играх животных  .

9.2.1. Манипуляционные игры

9.2.2.биологическая обусловленность манипуляционных игр 

9.2.3.ювенильное манипулирование и взрослое поведение  .

9.3. Формирование общения в играх животных

9.3.1. Совместные игры

9.3.2. Игровая сигнализация

9.3.3. Значение совместных игр для взрослого поведения  ..

9.4. Познавательная функция игровой активности животных

9.4.1. Игра и исследовательское поведение  ..

9.4.2. Инстинктивные основы игрового познавания .

9.4.3. Расширение функции в игровом познавании ..

9.4.4. Высшие формы игровой исследовательской деятельности животных 

ЧАСТЬ III

Глава 10. Элементарная сенсорная психика

10.1. Низший уровень психического развития .

10.2. Высший уровень развития элементарной сенсорной психики  ..

10.3. Зачатки высших форм поведения  .

Глава 11. Перцептивная психика

11.1. Низший уровень развития перцептивной психики ..

11.2. Высший уровень развития перцептивной психики .

Глава 12. Мышление и интеллект

12.1. Определение мышления и интеллекта человека

12.2. Проблема интеллекта животных ..

12.3. Мышление человека и рассудочная деятельность животных 

12.4. Экспериментальное изучение рассудочной деятельности

12.5. Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию..

12.6. Роль рассудочной деятельности в поведении животных 

Глава 13. Сравнительное изучение психики животных и человека

13.1. Сравнительные исследования онтогенеза человека и животных  ..

13.1.1. Филогенез онтогенеза и заботы о потомстве  ..

13.2. Сравнительные исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разныхэволюционных уровнях  .

13.2.1. Намеренное преобразование объектов среды

13.2.2. Способность к символизации 

13.2.3. Способность к совместной деятельности

13.2.4. Способность к осознанию себя

13.2.5. Способность к усвоению готового опыта от других  .

13.3. Изучение развития психики в антропогенезе (палеопсихология)  .

Глава 14. Прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии

14.1. Использование знаний о психике и поведенииживотных в хозяйственной деятельности человека, основанных на житейском опыте  .

14.2. Использование зоопсихологических знаний в деятельности человека.

14.2.1. Использование зоопсихологических знаний в хозяйственной и промысловой деятельности человека ..

14.2.2. Использование зоопсихологических знаний в природоохранной деятельности человека 

14.3. Использование зоопсихологических знаний в психотерапии и развивающей работе с детьми ..

14.3.1. Развивающая работа с детьми  .

14.3.2. Содержание животных в доме человека 

14.3.3. Анималотерапия ..

Литература 

Словарь терминов

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

  Зоопсихология является неотъемлемой и важной частью психологических наук. Интерес к ней заметно вырос в последние годы, особенно в связи с тем, что в этой области знаний сейчас наблюдается большой подъем исследовательской работы и творческой мысли. Наряду с большим теоретическим значением зоопсихологических исследований все более расширяется и сфера их практического использования. Плодотворная работа исследователей многих стран по изучению поведения животных, охватывающая все зоологические таксоны – от амебы до шимпанзе, – привела к весьма внушительным результатам: в настоящее время накоплено такое обилие ценнейших научных фактов, что не только удалось разъяснить ряд существенных вопросов зоопсихологии, но и пришлось внести серьезные поправки в, казалось бы, вполне устоявшиеся положения и концепции. Разумеется, и поныне остается еще очень много неизученного и непонятного в процессах поведения – этих сложнейших природных процессах. Все же мы можем сейчас лучше представить биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

Зоопсихология входит как обязательный курс в программу обучения на факультетах психологии университетов. В последние годы, появились монографии и обзорные работы по поведению животных, но эти публикации носят лишь этологический характер, и в них совсем не затрагиваются вопросы, связанные с психическим аспектом поведения животных, т.е. те вопросы, изучение которых как раз важно для студента-психолога.

Данное учебное пособие составленно при использовании материалов ведущих исследователей в области зоопсихологии и этологии. Чисто этологический материал дается в ней лишь в той мере, в какой это необходимо для уяснения зоопсихологических вопросов. При этом делается упор на освещение развития психики животных человека как в онто -, так и в филогенезе. Ведь зоопсихология – это наука о становлении и развитии психики на дочеловеческом уровне, и познать психику животных вне процесса их развития принципиально невозможно. Эти вопросы освещены в последних главах учебника.


Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24