Центральный Дом Знаний - Общая психология. В 7 томах. Том 3. Память

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Общая психология. В 7 томах. Том 3. Память

Общая психология. В 7 томах. 


Год: 2006
Автор: В.В.Нуркова
Под редакцией: Б. С. Братуся
Жанр: Учебник для студ. высш. учеб. заведений
Издательство: Академия
ISBN: 5-7695-2420-0
Серия: Общая психология. В 7 томах.
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 320
Описание: Третий том многотомного университетского учебника по общей психологии, подготовленного коллективом сотрудников кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, посвящен психологии памяти.
Память рассматривается как психический процесс, пронизывающий все стороны жизнедеятельности человека. Описываются закономерности формирования памяти как высшей, культурно-опосредствованной психической функции; излагаются современные представления о многоуровневом строении памяти; обсуждаются вопросы физиологических механизмов, лежащих в основе запечатления, хранения и извлечения информации. Представлены также новые данные об особой форме памяти - автобиографической. 


ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

«Без памяти мы были бы существами мгновения», — замечает СЛ. Ру­бинштейн. В человеческом бытии и познании все, по сути, увязано с памя­тью. Разве история — это не запечатленная память о народах и людях, ушедших десятки, сотни, тысячи лет назад; разве филология не есть жи­вое памятование о слове, языке, его становлении и изменении; разве ли­тература — не памятник страстям и страданиям, перипетиям человечес­ких трагедий и комедий; разве музыка — не запечатленная гармония? Даже эти строки, будучи раз написанными и отпечатанными, оттиснутыми на бумаге, становятся следами памяти. Но в этом понимании память превра­щается в задачу и загадку для множества наук и искусств. Какие же зада­чи и загадки достаются на долю собственно психологии? Пожалуй, самые сложные. Память сердца, память разума, память чувств... Любому живу­щему понятно, какая бездна скрывается за этими словами. А ведь еще существует память тела, движения, навыка, восприятия, воображения, эмоций, личности. Память — необходимое условие любой деятельности: профессиональной, социальной, образовательной, личной. Всякое, даже малое, нарушение в процессах запечатления, хранения или воспроизве­дения следов памяти может обернуться разнообразными отклонениями, сбоями в осуществлении человеческой жизни. Память разбредается по всем отраслям и разделам психологии, везде находя свое место, свою особую форму участия. Причем каждый раз, даже повторяя, казалось бы, одно действие, смысл этого участия тонко меняется, поэтому, углубляясь в психологическую механику, трудно найти два совершенно одинаковых случая.

Порой создается впечатление, что память словно ведет отдельную жизнь, не всегда нам подвластную. У кого не бывало так, что, твердо желая забыть нечто, ты — напротив — накрепко запоминаешь это, пробуешь отвязаться, а воспоминание тебе навязывается. Или наоборот — силишься припом­нить нечто важное, а оно не идет в голову (как «лошадиная фамилия» у А. П. Чехова). Или думаешь, что забыл навсегда, но какое-то случайное сло­во, запах, жест вдруг оживят, казалось бы, безвозвратно ушедшее. Воспо­минание — как площадь бытия, площадка жизни, где действие не застыва­ет, но движется, идет — сегодня, завтра и вчера. Как длящийся момент, натянутая нить, струна, хранящая живой звук даже тогда, когда к ней никто не прикасается, чтобы извлечь его.

Сложность психологических феноменов приводит иногда ученых к мне­нию, что сам термин «память» как обозначение определенной функции ус­тарел, что от него надо отказаться и сосредоточить усилия на выяснении того, «как люди используют свой прошлый опыт при встрече с настоящим и думая о будущем» (У. Найссер). Вряд ли мы должны отказываться от заслуженного термина, ибо при всей сложности память — драгоценный единый дар, позволяющий человеку удерживать свое место в историческом и био­графическом времени, в пространстве внутреннего опыта своего бытия. Отказ от полноты памяти — отказ от себя. Другое дело, что наше отноше­ние к прошлому может меняться и психологически менять само прошлое, его место и роль в нашей жизни. Не мы для прошлого, но прошлое для нас. Как урок, помощь, назидание, даже если оно порой постыдно и несносно («И с отвращением читая жизнь мою, IЯ трепещу и проклинаю, IИ горько жалуюсь, и горько слезы лью, I Но строк печальных не смываю». А. С. Пуш­кин).

Понятно, что психологическое (как и любое научное) исследование обыч­но вынуждено абстрагировать свой предмет, т.е. вычленяет отдельные его аспекты, отвлекаясь при этом от других и от всего целого. За последнее столетие были изучены особенности непосредственной, опосредствован­ной, оперативной, долговременной и других видов памяти, связь запомина­ния и воспроизведения с эмоционально-волевой сферой, с проблемой уров­ней переработки информации, с репродуктивными и продуктивными ком­понентами деятельности и др. Так стало выявляться сложное психологи­ческое устройство памяти, ее сторон и регистров. Наряду с анализом шел и синтез — попытки собрать детали и блоки в единую систему, сконструиро­вать целостные модели памяти.

Об этих и других этапах непростой дороги психологического познания, проблемах и достижениях психологии памяти вы узнаете, прочтя написан­ный В.В.Нурковой третий том университетского учебника по общей психо­логии. В путь, читатель!

Б. С. Братусь


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие редактора................................................................................ 3

От автора....................................................................................................... 5

Введение. Многообразие явлений памяти.................................................10

Глава 1. Феноменальная память. Искусство памяти.

Этический и инструментальный аспекты памяти...................16

§ 1. Феноменальная память........................................................................16

§ 2. Искусство памяти в Античности........................................................18

§ 3. Метафизическая интерпретация памяти...........................................20

Глава 2. Память как высшая психическая функция..............................31

§ 1. Память представителей бесписьменных народов..............................31

§ 2. Культурно-историческая теория развития памяти...........................35

§ 3. Параллелограмм развития памяти......................................................38

§ 4. Опосредствование памяти с помощью знаковых систем.................40

§ 5. Генетическая классификация видов памяти П. П. Блонского.........44

Глава 3. Память и эмоции........................................................................48

§ 1. Память и негативные эмоции. Проблема недоступности

воспоминаний о травмирующем опыте.............................................48

§ 2. Эффект «конгруэнтности настроения» как фактор

эффективности запоминания.............................................................52

§ 3. Уровень неспецифической активации организма и эффективность запоминания.........................................................................................53

§ 4. Память и стресс....................................................................................54

§ 5. Запоминание информации, не достигающей порога сознания......56

Глава 4. Память и мотивация..................................................................59

§ 1. Виды памяти, по Бергсону..................................................................59

§ 2. Исследования мотивационно обусловленного запоминания

в школе К.Левина................................................................................60

§ 3. Исследование механизмов мотивационно обусловленного

забывания в психоанализе..................................................................62

§ 4. Произвольная память. Деятельностная интерпретация....................65

§ 5. Проблема эффективности непроизвольного запоминания

в деятельностном подходе...................................................................68

Глава 5. Теория уровневой переработки информации. Эксплицитная

и имплицитная память...............................................................76

§ 1. Теория уровневой переработки информации...................................76

§ 2. Проблема доступности запечатленной информации. Эксплицитная и имплицитная память. Эффекты предшествования..................................................................................83

Глава 6. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти..................95

§ 1. Память как репродуктивный процесс................................................95

§ 2. Память как продуктивный процесс..................................................103

Глава 7. Проблема истинности

и устойчивости воспоминаний................................................110

§ 1. Корреспондентный подход................................................................110

§ 2. Потеря доступа к информации о событии......................................112

§ 3. Ошибки времени................................................................................113

§ 4. Эффект веера......................................................................................113

§ 5. Ретроспективное означивание прошлого опыта.............................115

§ 6. Процедура ложного вывода...............................................................122

§ 7. Ошибочная атрибуция источника информации.............................121

Глава 8. Многокомпонентная модель памяти.

Сенсорный регистр..................................................................127

§ 1. Представления о множественности систем памяти.......................127

§ 2. Мгновенная память — сенсорный регистр......................................130

2.1. Иконическая память....................................................................131

2.2. Эхоическая память.......................................................................134

§ 3. Феномен эйдетики.............................................................................136

Глава 9. Многокомпонентная модель памяти. Кратковременное

хранилище — рабочая память.................................................141

§ 1. Аргументы в пользу выделения кратковременного хранилища

как самостоятельной подсистемы памяти......................................141

§ 2. Проблема ограниченной емкости кратковременной памяти........144

§ 3. Проблема объема кратковременной памяти...................................146

§ 4. Проблема удержания информации в кратковременной памяти.

Повторение.........................................................................................154

§ 5. Формы репрезентации информации

в кратковременном хранилище........................................................157

§ 6. Модель рабочей памяти.....................................................................159

Глава 10. Многокомпонентная модель памяти.

Долговременная память...........................................................164

§ 1. Общая характеристика долговременной памяти.............................164

§ 2. Теория двойного кодирования А.Пайвио........................................166

§ 3. Процедурный и декларативный типы памяти................................170

Глава 11. Процедурная память...............................................................177

§ 1. Научение.............................................................................................177

1.1. Реактивное научение...................................................................178

1.2. Активное научение.......................................................................180

1.3. Викарное научение......................................................................183

§ 2. Проблема формирования двигательных навыков

и концепция физиологии активности Н.А.Бернштейна...............187

Глава 12. Декларативная память............................................................194

§ 1. Семантическая память.......................................................................194

1.1. Виды обобщений как форма существования знаний

в семантической памяти.............................................................198

1.2. Забывание в семантической памяти..........................................204

§ 2. Эпизодическая память.......................................................................205

§ 3. Ретроспективная и проспективная память......................................211

Глава 13. Автобиографическая память..................................................214

§ 1. Общая характеристика автобиографической памяти.....................214

§ 2. Феноменология автобиографической памяти.................................215

2.1. Фотографические воспоминания — яркие эпизоды прошлого ... 215

1.2. Воспоминания о важных событиях прошлого..........................220

2.3. Автобиографические факты и знания .......................................223

2.4. Модельные представления об автобиографической памяти ...223

§ 3. Функции автобиографической памяти............................................225

§ 4. Искажения в автобиографической памяти......................................230

§ 5. Забывание в автобиографической памяти.......................................233

Глава 14. Распознаватель.......................................................................241

§ 1. Характеристика системы распознавания.........................................241

§ 2. Схемы познания.................................................................................243

§ 3. Распознавание и категоризация объектов. Настройки от

семантической памяти.......................................................................245

3.1. Гипотеза эталона и гипотеза черт..............................................245

3.2. Гипотеза геонов............................................................................250

§ 4. Принцип целостности в распознавании образов............................252

§ 5. Распознавание лиц.............................................................................253

§ 6. Деятельностные детерминанты процесса распознавания..............255

Глава 15. Синтетическая модель памяти..............................................260

§ 1. Основания различения подсистем памяти......................................260

§ 2. Переработка информации в сенсорном регистре

и рабочей памяти...............................................................................261

§ 3. Переработка информации в системе долговременной памяти.

Постоянная и временная долговременная память.........................264

Глава 16. Материальные носители памяти...........................................272

§ 1. Подходы к решению психофизиологической проблемы: параллелизм, взаимодействие, корреляция, тождество,

дополнительность...............................................................................272

§ 2. «Молекулы» памяти. Биохимическая модель памяти......................274

§ 3. Строение и функции нейронов........................................................278

§ 4. Модель памяти как циркуляции электрической активности

нейронов.............................................................................................280

§ 5. Строение головного мозга.................................................................282

§ 6. Нейроанатомия памяти......................................................................283

6.1. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических

функций А. Р.Лурия....................................................................285

6.2. Функциональные системы памяти.............................................287

§ 7. Свойства нервной системы и индивидуальные различия в

функционировании памяти..............................................................287

§ 8. Возможности фармакологического улучшения памяти.................289

Именной указатель...................................................................................292

Краткий словарь психологических понятий...........................................297

Ответы на тестовые вопросы и задания..................................................304

Список литературы...................................................................................306

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24