|
Общая психология. В 7 томах. Том 3. ПамятьОбщая психология. В 7 томах. Год:
2006 ПРЕДИСЛОВИЕ
РЕДАКТОРА
«Без памяти мы были
бы существами мгновения», — замечает
СЛ. Рубинштейн. В человеческом бытии
и познании все, по сути, увязано с
памятью. Разве история — это не
запечатленная память о народах и людях,
ушедших десятки, сотни, тысячи лет назад;
разве филология не есть живое
памятование о слове, языке, его становлении
и изменении; разве литература — не
памятник страстям и страданиям, перипетиям
человеческих трагедий и комедий;
разве музыка — не запечатленная гармония?
Даже эти строки, будучи раз написанными
и отпечатанными, оттиснутыми на бумаге,
становятся следами памяти. Но в этом
понимании память превращается в
задачу и загадку для множества наук и
искусств. Какие же задачи и загадки
достаются на долю собственно психологии?
Пожалуй, самые сложные. Память сердца,
память разума, память чувств... Любому
живущему понятно, какая бездна
скрывается за этими словами. А ведь еще
существует память тела, движения, навыка,
восприятия, воображения, эмоций, личности.
Память — необходимое условие любой
деятельности: профессиональной,
социальной, образовательной, личной.
Всякое, даже малое, нарушение в процессах
запечатления, хранения или воспроизведения
следов памяти может обернуться
разнообразными отклонениями, сбоями в
осуществлении человеческой жизни.
Память разбредается по всем отраслям
и разделам психологии, везде находя
свое место, свою особую форму участия.
Причем каждый раз, даже повторяя, казалось
бы, одно действие, смысл этого участия
тонко меняется, поэтому, углубляясь в
психологическую механику, трудно найти
два совершенно одинаковых случая.
Порой создается
впечатление, что память словно ведет
отдельную жизнь, не всегда нам подвластную.
У кого не бывало так, что, твердо желая
забыть нечто, ты — напротив — накрепко
запоминаешь это, пробуешь отвязаться,
а воспоминание тебе навязывается. Или
наоборот — силишься припомнить нечто
важное, а оно не идет в голову (как
«лошадиная фамилия» у А. П. Чехова). Или
думаешь, что забыл навсегда, но какое-то
случайное слово, запах, жест вдруг
оживят, казалось бы, безвозвратно
ушедшее. Воспоминание — как площадь
бытия, площадка жизни, где действие не
застывает, но движется, идет — сегодня,
завтра и вчера. Как длящийся момент,
натянутая нить, струна, хранящая живой
звук даже тогда, когда к ней никто не
прикасается, чтобы извлечь его.
Сложность психологических
феноменов приводит иногда ученых к
мнению, что сам термин «память» как
обозначение определенной функции
устарел, что от него надо отказаться
и сосредоточить усилия на выяснении
того, «как люди используют свой прошлый
опыт при встрече с настоящим и думая о
будущем» (У. Найссер). Вряд ли мы должны
отказываться от заслуженного термина,
ибо при всей сложности память —
драгоценный единый дар, позволяющий
человеку удерживать свое место в
историческом и биографическом
времени, в пространстве внутреннего
опыта своего бытия. Отказ от полноты
памяти — отказ от себя. Другое дело, что
наше отношение к прошлому может
меняться и психологически менять само
прошлое, его место и роль в нашей жизни.
Не мы для прошлого, но прошлое для нас.
Как урок, помощь, назидание, даже если
оно порой постыдно и несносно («И с
отвращением читая жизнь мою, IЯ трепещу
и проклинаю, IИ горько жалуюсь, и горько
слезы лью, I Но строк печальных не смываю».
А. С. Пушкин).
Понятно, что
психологическое (как и любое научное)
исследование обычно вынуждено
абстрагировать свой предмет, т.е.
вычленяет отдельные его аспекты,
отвлекаясь при этом от других и от всего
целого. За последнее столетие были
изучены особенности непосредственной,
опосредствованной, оперативной,
долговременной и других видов памяти,
связь запоминания и воспроизведения
с эмоционально-волевой сферой, с проблемой
уровней переработки информации, с
репродуктивными и продуктивными
компонентами деятельности и др. Так
стало выявляться сложное психологическое
устройство памяти, ее сторон и регистров.
Наряду с анализом шел и синтез — попытки
собрать детали и блоки в единую систему,
сконструировать целостные модели
памяти.
Об этих и других этапах
непростой дороги психологического
познания, проблемах и достижениях
психологии памяти вы узнаете, прочтя
написанный В.В.Нурковой третий том
университетского учебника по общей
психологии. В путь, читатель!
Б. С. Братусь
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие редактора................................................................................ 3 От автора....................................................................................................... 5 Введение. Многообразие явлений памяти.................................................10 Глава 1. Феноменальная память. Искусство памяти. Этический и инструментальный аспекты памяти...................16 § 1. Феноменальная память........................................................................16 § 2. Искусство памяти в Античности........................................................18 § 3. Метафизическая интерпретация памяти...........................................20 Глава 2. Память как высшая психическая функция..............................31 § 1. Память представителей бесписьменных народов..............................31 § 2. Культурно-историческая теория развития памяти...........................35 § 3. Параллелограмм развития памяти......................................................38 § 4. Опосредствование памяти с помощью знаковых систем.................40 § 5. Генетическая классификация видов памяти П. П. Блонского.........44 Глава 3. Память и эмоции........................................................................48 § 1. Память и негативные эмоции. Проблема недоступности воспоминаний о травмирующем опыте.............................................48 § 2. Эффект «конгруэнтности настроения» как фактор эффективности запоминания.............................................................52 § 3. Уровень неспецифической активации организма и эффективность запоминания.........................................................................................53 § 4. Память и стресс....................................................................................54 § 5. Запоминание информации, не достигающей порога сознания......56 Глава 4. Память и мотивация..................................................................59 § 1. Виды памяти, по Бергсону..................................................................59 § 2. Исследования мотивационно обусловленного запоминания в школе К.Левина................................................................................60 § 3. Исследование механизмов мотивационно обусловленного забывания в психоанализе..................................................................62 § 4. Произвольная память. Деятельностная интерпретация....................65 § 5. Проблема эффективности непроизвольного запоминания в деятельностном подходе...................................................................68 Глава 5. Теория уровневой переработки информации. Эксплицитная и имплицитная память...............................................................76 § 1. Теория уровневой переработки информации...................................76 § 2. Проблема доступности запечатленной информации. Эксплицитная и имплицитная память. Эффекты предшествования..................................................................................83 Глава 6. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти..................95 § 1. Память как репродуктивный процесс................................................95 § 2. Память как продуктивный процесс..................................................103 Глава 7. Проблема истинности и устойчивости воспоминаний................................................110 § 1. Корреспондентный подход................................................................110 § 2. Потеря доступа к информации о событии......................................112 § 3. Ошибки времени................................................................................113 § 4. Эффект веера......................................................................................113 § 5. Ретроспективное означивание прошлого опыта.............................115 § 6. Процедура ложного вывода...............................................................122 § 7. Ошибочная атрибуция источника информации.............................121 Глава 8. Многокомпонентная модель памяти. Сенсорный регистр..................................................................127 § 1. Представления о множественности систем памяти.......................127 § 2. Мгновенная память — сенсорный регистр......................................130 2.1. Иконическая память....................................................................131 2.2. Эхоическая память.......................................................................134 § 3. Феномен эйдетики.............................................................................136 Глава 9. Многокомпонентная модель памяти. Кратковременное хранилище — рабочая память.................................................141 § 1. Аргументы в пользу выделения кратковременного хранилища как самостоятельной подсистемы памяти......................................141 § 2. Проблема ограниченной емкости кратковременной памяти........144 § 3. Проблема объема кратковременной памяти...................................146 § 4. Проблема удержания информации в кратковременной памяти. Повторение.........................................................................................154 § 5. Формы репрезентации информации в кратковременном хранилище........................................................157 § 6. Модель рабочей памяти.....................................................................159 Глава 10. Многокомпонентная модель памяти. Долговременная память...........................................................164 § 1. Общая характеристика долговременной памяти.............................164 § 2. Теория двойного кодирования А.Пайвио........................................166 § 3. Процедурный и декларативный типы памяти................................170 Глава 11. Процедурная память...............................................................177 § 1. Научение.............................................................................................177 1.1. Реактивное научение...................................................................178 1.2. Активное научение.......................................................................180 1.3. Викарное научение......................................................................183 § 2. Проблема формирования двигательных навыков и концепция физиологии активности Н.А.Бернштейна...............187 Глава 12. Декларативная память............................................................194 § 1. Семантическая память.......................................................................194 1.1. Виды обобщений как форма существования знаний в семантической памяти.............................................................198 1.2. Забывание в семантической памяти..........................................204 § 2. Эпизодическая память.......................................................................205 § 3. Ретроспективная и проспективная память......................................211 Глава 13. Автобиографическая память..................................................214 § 1. Общая характеристика автобиографической памяти.....................214 § 2. Феноменология автобиографической памяти.................................215 2.1. Фотографические воспоминания — яркие эпизоды прошлого ... 215 1.2. Воспоминания о важных событиях прошлого..........................220 2.3. Автобиографические факты и знания .......................................223 2.4. Модельные представления об автобиографической памяти ...223 § 3. Функции автобиографической памяти............................................225 § 4. Искажения в автобиографической памяти......................................230 § 5. Забывание в автобиографической памяти.......................................233 Глава 14. Распознаватель.......................................................................241 § 1. Характеристика системы распознавания.........................................241 § 2. Схемы познания.................................................................................243 § 3. Распознавание и категоризация объектов. Настройки от семантической памяти.......................................................................245 3.1. Гипотеза эталона и гипотеза черт..............................................245 3.2. Гипотеза геонов............................................................................250 § 4. Принцип целостности в распознавании образов............................252 § 5. Распознавание лиц.............................................................................253 § 6. Деятельностные детерминанты процесса распознавания..............255 Глава 15. Синтетическая модель памяти..............................................260 § 1. Основания различения подсистем памяти......................................260 § 2. Переработка информации в сенсорном регистре и рабочей памяти...............................................................................261 § 3. Переработка информации в системе долговременной памяти. Постоянная и временная долговременная память.........................264 Глава 16. Материальные носители памяти...........................................272 § 1. Подходы к решению психофизиологической проблемы: параллелизм, взаимодействие, корреляция, тождество, дополнительность...............................................................................272 § 2. «Молекулы» памяти. Биохимическая модель памяти......................274 § 3. Строение и функции нейронов........................................................278 § 4. Модель памяти как циркуляции электрической активности нейронов.............................................................................................280 § 5. Строение головного мозга.................................................................282 § 6. Нейроанатомия памяти......................................................................283 6.1. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А. Р.Лурия....................................................................285 6.2. Функциональные системы памяти.............................................287 § 7. Свойства нервной системы и индивидуальные различия в функционировании памяти..............................................................287 § 8. Возможности фармакологического улучшения памяти.................289 Именной указатель...................................................................................292 Краткий словарь психологических понятий...........................................297 Ответы на тестовые вопросы и задания..................................................304 Список литературы...................................................................................306 |
Loading
|