|
Хофман И. Активная памятьХофман И. Год выпуска:
1986 ПРЕДИСЛОВИЕ К
РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Предлагаемая вниманию
советских читателей книга написана
представителем молодого поколения
психологов ГДР, которое активно заявило
о себе в течение последнего десятилетия.
Являясь учеником такого крупного
психолога-экспериментатора, как Ф.
Клике, Иоахим Хофман продолжает в
своих работах характерную для исследований
своего учителя линию структурно-функционального
анализа познавательных процессов.
Наиболее существенным результатом,
полученным в ходе этих работ, можно
считать открытие и изучение так
называемых первичных понятий,
выполняющих функцию связующего звена
наглядно-образных и словесно-логических
механизмов познавательной активности.
Кроме того, И. Хофманом и его сотрудниками
выполнено значительное число важных
исследований самых различных феноменов
человеческой памяти. Для этих исследований
типична широкая трактовка функций
памяти, распространяющаяся не только
на процессы сохранения, но также и на
приобретение, порождение и использование
знаний. Такая трактовка нашла отражение
в организации книги И. Хофмана, что
делает ее интересной для всех специалистов,
работа которых в той или иной мере
связана с изучением и учетом познавательных
возможностей человека.
Центральное место в книге
занимает проблема репрезентации
семантических и концептуальных структур.
В основе представлений И. Хофмана о
репрезентации понятии лежит гипотеза
об иерархической организации
«функциональной структуры семантической
памяти. Наряду с иерархически
организованными структурами
внут-рипонятийных признаков, он
рассматривает некоторые формы
межпонятийных связей, играющих
существенную роль в процессах речевого
общения и дискурсивного мышления.
Попытка анализа памяти как активной
деятельности, опосредованной речевыми
и интеллектуальными процессами,
сближает концепцию автора книги с
теоретическими положениями, разработанными
такими советскими психологами, как
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И.
Зин-ченко, А. А. Смирнов, А. Р. Лурия.
В результате детального
анализа процессов сенсорной, перцептивной
и концептуальной организации информации
И. Хофман выделяет в рамках семантических
иерархий два класса понятийных
репрезентаций. К первому из этих классов
относятся понятия, признаки которых
соответствуют наглядно-образным
характеристикам объектов. Наиболее
абстрактные из числа этих, так называемых
«сенсорных понятий» и называются
автором первичными, в силу того, что
именно они первыми формируются в ходе
онтогенетического развития
семантической памяти, а также определяют
развертывание и ход микрогенеза
осмысленного узнавания. Во второй
класс — класс категориальных понятий
— входят понятия, признаки которых
связаны с отражением функциональных
связей между предметами. Актуальное
восприятие, согласно И. Хофману,
предполагает первоначально
сопоставление сенсорной информации с
хранящимися в памяти признаками
соответствующего первичного понятия.
После сравнения по наглядным признакам
продукт этой идентификации соотносится
с репродуцируемой из памяти системой
функциональных межобъективных
связей. Сенсорные понятия, выделенные
в исследовании И. Хофмана, чрезвычайно
похожи на некоторые виды предпонятий,
которые были применительно к
онтогенетическому развитию познавательных
процессов описаны еще в работах Л. С.
Выготского. На этом уровне концептуального
развития слово оказывается лишь одним
из множества конкретных признаков
объекта. Благодаря работам И. Хофмана,
а также исследованиям Э. Рош доказано
существование аналогичных концептуальных
структур в памяти взрослого человека.
Следует отметить, что основные
положения концепции И. Хофмана находят
подтверждение при анализе ряда феноменов
нейропсихологических нарушений памяти
и восприятия. Так, например, в работах
А. Р. Лурия описаны разновидности агнозий,
которые могут рассматриваться как
нарушения осмысленного узнавания на
уровне, соответствующем, по классификации
И. Хофмана, либо сенсорным, либо
категориальным понятиям. Проведенные
в последнее время специальные исследования,
направленные на клинико-экспериментальную
проверку этой концепции, позволили
подтвердить одно из центральных ее
положений: деление понятий на первичные
и непервичные. При этом оказалось, что
процессы вычленения признаков первичных
понятий страдают при поражениях правого,
а непервичных сенсорных понятий — при
поражениях левого полушария1. Таким
образом, доказана связь неаналитических
стратегий познавательной обработки,
обеспечивающих предметное отнесение
первичных понятий, со структурами
правого полушария, специализирующегося
преимущественно на невербальных
процессах.
Важной особенностью данной
книги является одновременное
рассмотрение процессов опознания слова
в его предметной отнесенности и предмета
— в его словесной идентификации. При
этом дифференцируются такие аспекты
слова, как его собственно языковые
характеристики и обозначаемая им
объективная реальность. Словесная
семантическая репрезентация и
репрезентация значений как концептуальных
структур знания разделяются автором
на две отдельные, хотя и взаимосвязанные
системы. Следует признать, впрочем, что
взаимосвязь и взаимодополняемость
этих систем показана в данной книге
недостаточно полно, так же как и их
зависимость от таких характеристик
воспринимаемой информации, как частотность
и образность, а также таких условий
функционирования памяти, как
воспроизведение или узнавание, отсроченное
или непосредственное тестирование,
произвольный или непроизвольный
уровень реализации прошлого опыта и т.
п. Вне всяких сомнений, важную роль при
уточнении представлений о соотношении
концептуального и семантического
кодирования должны дать
нейропсихологические данные. Известно,
например, что в клинике локальных
поражений мозга возможны такие симптомы,
как нарушение номинации предмета
при сохранности адекватной оценки его
значения и нарушение понимания значения
слова при сохранности восприятия
последнего — феномен «отчужденности
смысла слова».
Дальнейшего уточнения требуют,
конечно, и сами представления автора
об иерархической организации семантической
памяти по измерению «конкретное —
абстрактное», где полюс «конкретного»
связывается с непосредственно
воспринимаемыми, сенсорными признаками.
Многие области наших знаний о мире
и о себе не имеют выраженной иерархической
организации либо обнаруживают локальные
отклонения от нее. С другой стороны,
экспериментальные данные свидетельствуют
об относительной независимости
оценок образности и конкретности. Оценка
на основании одних только наглядных
признаков имеет то несомненное
преимущество, что позволяет быстро
относить незнакомый, но похожий на нечто
известное объект к соответствующей
категории. Однако даже маленький
ребенок, уверенный, что корова
называется «коровой», потому что у нее
рога и она дает молоко, располагает
удивительно большим объемом* сведений
о непосредственно не данных в его
восприятии признаках и свойствах — о
том, что у коровы может быть внутри, что
она родилась от коровы-мамы и т. п.
Иными словами, за сенсорными понятиями
кроются рудиментарные «теории»
соответствующей предметной области.
Эти теории всегда являются отражением
тех идеализированных когнитивных
моделей, которые существуют в
социальном окружении и, следовательно,
имеют ярко выраженный культурно-исторический
характер.
Баланс между двумя способами
познания — на основе непосредственной
перцептивной обработки (процедуры типа
зрительных автоматизмов) и идеализированных
когнитивных моделей — особенно резко
нарушается в пользу социальных по своему
происхождению мысленных моделей в
случае категориальных понятий. Не
случайно многие языки не имеют не только
таких понятий, как «электронная
оболочка», но даже и значительно более
привычного категориального понятия
«мебель». Именно поэтому для психологии
познания огромное значение имеет анализ,
направленный на реконструкцию системы
категорий, образующих каркас «модели
мира» людей иных эпох и культур1.
Сказанное в полной мере
справедливо и по отношению к попыткам
формализованного описания макросемантики
текста, обсуждаемого автором в одной
из глав книги. Характерно, что до сих
пор было предпринято сравнительно мало
попыток прямого сравнения предсказаний
различных формальных моделей в
психологических исследованиях. Обычно
берется какая-либо одна модель, которая
ставится условиями эксперимента в
преимущественное положение. Другой
распространенный подход — чисто
теоретический анализ с демонстрацией
формальной неполноты. Результаты
немногих исследований, в которых
проводилось сопоставление предсказаний
ряда таких моделей в широком диапазоне
условий, показывают, что наилучшие
предсказания для всех условий дают
наименее строгие в формальном
отношении модели репрезентации текста.
С точки зрения обычных
устремлений представителей когнитивной
психологии, стремящихся к редукции
наблюдаемых явлений к некоторому
минимальному числу строго формальных
процедур, такой результат может показаться
разочаровывающим. Ведь создание теорий
макросемантики текста было в
значительной степени призвано уточнить
такие размытые и неопределенные понятия,
как «схема» и «смысл», сделав их как
можно более объективными. Вполне
возможно, однако, сформулировать выводы
и в менее пессимистическом ключе. Дело
в том, что всякий осмысленный текст
является продуктом определенной
культуры. При его первоначальном членении
на «фрагменты», «эпизоды», «каузальные
цепочки» и т. д. экспериментатор
сталкивается с теми же трудностями, что
и его испытуемый. И тот и другой должны
построить на основе текста некоторые
осмысленные культурно-специфические
представления, которые лишь вторично
«объективируются» (формализованно
описываются) экспериментатором.
Субъективность может быть корректно
локализована и учтена в подобных
исследованиях, но не устранена полностью,
как она не может быть устранена в
социологических, этнографических
межкультурных исследованиях. Иными
словами, психолог оказывается перед
проблемой герменевтической природы
— нельзя навязать «объективную
структуру» стимулу, если этот «стимул»
по своему происхождению является
культурно-историческим образованием.
В настоящее время особенно
перспективным представляется подход,
рассматривающий психологические
механизмы обработки текста в связи
с процессами реконструкции
слушателем/читателем проблемного дерева
поступков актора (акторов), а также его
(их) целей и мотивов (что, кстати, отвечает
и первоначальному замыслу описания
морфологии текста А. Н. Веселовским и
В. Я. Проппом). Источником такой
реконструкции служит наивная социальная
психология повседневных форм деятельности.
С этой точки зрения, типичные мотивационные
и ценностные предпочтения могут оказать
на порождение и интерпретацию текста
не меньшее влияние, чем любая, даже самая
удачная «грамматика историй». Языковые
средства реконструкции мысленной
модели описываемой ситуации нужно
рассматривать именно как средства, хотя
в ряде случаев, прежде всего в
художественных и поэтических текстах,
они действительно выдвигаются на первый
план. Высокая литература обычно скрывает
и маскирует явную иерархию целей
действия, иногда такой иерархии вообще
не существует. Возможно, здесь проходит
граница применимости идей деятельностного
подхода к пониманию.
Высказанные нами в этом
кратком предисловии соображения ни
в коей мере не умаляют значения
проделанного И. Хофманом труда по
экспериментальному анализу организации
семантической памяти. Несомненно, что
именно исследования функциональной
структуры познавательных процессов
у человека должны сыграть решающую роль
в создании междисциплинарной науки о
человеческом познании. Хочется
верить, что советские читатели по
достоинству оценят большой вклад,
сделанный автором «Активной памяти» в
решение этой задачи.
Б. М. Величковский Н. К. Корсакова ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие к русскому изданию....... 5 От автора.............. 11 Предисловие.............. 12 Глава 1. Элементарные механизмы распознавания . . 16 Глава 2. Репрезентации информации в памяти ... 56 Глава 3. Наглядная репрезентация информации в памяти 132 Глава 4. Семантическое кодирование...... 176 Глава 5. Организация памяти........ 212 Глава 6. Создание новой информации в памяти . . . 253 Литература.............. 277 Именной указатель............ 300 Предметный указатель........... 306 |
Loading
|