Центральный Дом Знаний - Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История, мыслители, проблемы.

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История, мыслители, проблемы.

Власова О. 

pic

Год: 2010
Автор: Власова О.
Жанр: монография, психология
Издательство: Москва. Территория будущего
ISBN: 978-5-91129-069-6
Серия: Университетская библиотека Александра Погорельского
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 640

Описание: Монография представляет собой первое русскоязычное исследование экзистенциально-феноменологической традиции в психиатрии. Анализируя, с опорой на оригинальные тексты и биографические материалы, основные идеи представителей феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа (К.Ясперса, Э.Минковски, В.Э. фон Гебзаттеля, Э.Штрауса, Л.Бинсвангера, М.Босса и др.) и выстраивая панораму их формирования и развития, автор включает рассматриваемую традицию в философский контекст XX века.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................... 9

ЧАСТЬ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. Методологические основания

§ 1. Философия и психиатрия: возможности концептуального сближения...................15

§ 2. Философско-клиническое пространство: специфика, методология, стратегии исследования.........26

Глава 2. Исследовательский базис

§ 1. Споры о границах, чертах, дисциплинарном статусе • • • 39 § 2. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ как исследовательское пространство: степень изученности...................44

ЧАСТЬ II. НА ЗАРЕ ТРАДИЦИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ВЛИЯНИЯ, ПРЕДВЕСТНИКИ

Глава 1. Философские влияния

§ 1. Методологические споры: естествознание, философия, науки о духе................... 68

§ 2. Интуитивизм Анри Бергсона............ 78

§ 3. Феноменология Эдмунда Гуссерля.......... 84

§ 4. Феноменологическая психология, мюнхенская феноменология и Макс Шелер............ 102

§ 5. Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера • • • • 115

Глава 2. Клиническое пространство: предпосылки и предвестники

§ 1. Немецкая интеллектуальная традиция: философия и психиатрия • • • • • • • • • • • • • • • • • • 126

§ 2. Поиски альтернативы в интеллектуальной психиатрии начала xx века..................143

§ 3. Феноменология в клинике, Гейдельбергская школа и «Журнал патопсихологии»............151

ЧАСТЬ III. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

Глава 1. Философия и психопатология в творчестве Карла Ясперса

§ 1. На пути к психопатологии • • • • • • • • • • • • • 162

§ 2. В поисках целостности: философская психопатология • • • 166

§ 3. Проблема познания: философия и психиатрия..... 175

§ 4. Феноменология и понимающая психология....... 180

§ 5. Аномальные феномены человеческого существования • • • 203

§ 6. Психопатология Ясперса и философия........ 211

Глава 2. Феноменологически-структурный анализ Эжена Минковски

§ 1. Интеллектуальные влияния и проект феноменологически-структурного анализа • • • • • • • 224

§ 2. Исследования проживаемого времени и проживаемого пространства • • • • • • • • • • • • • • • • • • 233

§ 3. Утрата контакта с реальностью и болезненный рационализм • • • • • • • • • • • • • • • • • • 249

Глава 3. Медицинская антропология Эрвина Штрауса

§ 1. От психиатрии к философии............ 259

§ 2. Эстезиология — наука о сенсорном опыте........ 267

§ 3. Аномальные модусы бытия в мире.......... 278

§ 4. Антропология и историология............ 289

Глава 4. Мир психически больного в работах Виктора Эмиля фон Гебзаттеля

§ 1. Основные вехи и темы творчества..........295

§ 2. Темпоральность в неврозах и психозах.........308

§ 3. Деперсонализация и переживание пустоты.......313

§ 4. Мир компульсивного • • • • • • • • • • • • • • • 317

ЧАСТЬ IV. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Глава 1. Экзистенциальная антропология Людвига Бинсвангера

§ 1. «Потомственный психиатр»: жизнь и творчество • • • • • 327 

§ 2. Критика психоанализа...............335

§ 3. Обращение к Гуссерлю и психопатологическая феноменология • • • • • • • • • • • • • • • • • 340

§ 4. Экзистенциальный анализ: онтология и антропология- • • 349 

§ 5. Кантианство и неокантианство: экзистенциальные a priori и трансценденция • • • • • • • • • • • • • • • • • 361

§ 6. Бытие-за-пределами-мира и любовь • • • • • • • • • • 372

§ 7. Практика экзистенциального анализа: норма и патология, философия и психиатрия.............. 377

§ 8. Структуры опыта: поздний Бинсвангер • • • • • • • • 390

Глава 2. Dasein-анализ Медарда Босса

§ 1. В окружении мэтров: жизненный путь......... 399

§ 2. Босс и Хайдеггер: вопрос двойного авторства • • • • • • 404

§ 3. Dasein-анализ: опорные пункты........... 409

§ 4. Теория и практика психоанализа и Dasein-анализ. Фрейд как Dasein-аналитик............. 419

§ 4. Dasein-аналитическое истолкование психической патологии 426

§ 5. Босс и Бинсвангер • • • • • • • • • • • • • • • • 437

ЧАСТЬ VI. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ОБРАТНОЕ ВЛИЯНИЕ

Глава 1. Развитие экзистенциально-феноменологической психиатрии: география и трансформации

§ 1. Швейцария и Германия • • • • • • • • • • • • • • 445

§ 2. Франция и Бельгия • • • • • • • • • • • • • • • • 479

§ 3. Голландия • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 489

§ 4. Испания • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 510

§ 5. Великобритания • • • • • • • • • • • • • • • • • 517

§ 6. Америка • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 522

Глава 2. Феноменологическая клиника в философии xx века

§ 1. Экзистенциальный психоанализ Жана-Поля Сартра и проблема патологического опыта • • • • • • • • • • 526

§ 2. «Неврофилософия» Мориса Мерло-Понти • • • • • • • 533

§ 3. Цолликонские семинары Мартина Хайдеггера...... 540

§ 4. Смысл болезни и исторические a priori у раннего Мишеля Фуко ...................... 546

Глава 3. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ в контекстуализированном исследованиии

§ 1. Сущность проекта: онтологическая деструкция • • • • • 557 

§ 2. Основание проекта: метаонтика • • • • • • • • • • • 560

§ 3. Исследовательский подход: герменевтика

и структурный анализ • • • • • • • • • • • • • • • 567

§ 4. Центральная проблематика: патологический опыт и априоризм • • • • • • • • • • • • • • • • • • 571

§ 5. Изнанка инаковости: патологические трансформации темпоральности и пространственности • • • • • • • • 577

§ 6. Место и роль проекта в философии xx века • • • • • • 582

Заключение.....................593

Библиография

Феноменологическая психиатрия • • • • • • • • • • 374

Экзистенциальный анализ ........................389


ВВЕДЕНИЕ

История философии, как и история человечества, наполнена случай­ностями и многочисленными «если бы...». Имя Германа Лео Ван Бреда, францисканского священника, известно далеко за пределами феноме­нологии — это именно он вывез архив Эдмунда Гуссерля в Лувен и сохра­нил наследие философа. Но поговаривают, что перед этим была другая попытка. Тогда рукописи и стенограммы в трех чемоданах переправля­ли в Швейцарию, в Кройцлинген, в психиатрический санаторий родо­начальника экзистенциального анализа психиатра Людвига Бинсванге-ра. Но тому не посчастливилось войти в историю феноменологии: по­граничная проверка оказалась слишком строга.

В истории философии и психиатрии xx в. было множество и дру­гих теоретических пересечений и личных контактов. Психиатрический санаторий Бинсвангера «Бельвью» посещали Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Вебер, А. Пфендер, Э. Кассирер. На основании исследо­ваний невролога К. Гольдшейна, психиатров Э. Минковски, Э. Штрау­са, Л. Бинсвангера, В. Э. фон Гебзаттеля строил свою «Феноменологию восприятия» М. Мерло-Понти. А. Пфендер в течение нескольких лет по­сещал заседания Боденского психиатрического общества. Ж.-П. Сартр вместе с П. Низаном редактировал французский перевод «Общей пси­хопатологии» К. Ясперса, а затем уже в 1960-е писал предисловие к кни­ге антипсихиатров Р. Д. Лэйнга и Д. Г Купера, посвященной его собствен­ному творчеству. В. Э. фон Гебзаттель в своем санатории «Баденвейлер» принимал опального М. Хайдеггера и привил ему почтение и интерес к психиатрии. Впоследствии в доме другого психиатра — М. Босса — Хай-деггер вел свои знаменитые Цолликонские семинары. Еще молодой М. Фуко гостил в Кройцлингене у Л. Бинсвангера и в Мюнстерлингене у его доброго друга Р. Куна, и именно эти посещения, а также работа над трудами психиатров стали решающими в формировании центрального для мыслителя пространства проблематизации — безумия.

Этому множеству пересечений не хватило последнего — случайности. Если бы архив Гуссерля все-таки удалось вывести в «Бельвью», возмож­но, экзистенциально-феноменологическая психиатрия заняла бы более почетное место в истории философии, а имена ее представителей были известны не только узким специалистам. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ вызре­вают в философско-клиническом пространстве xx в., когда философия и психиатрия в поисках ответа на кантовский вопрос «Что такое чело­век?» обращаются друг к другу. Представители этих направлений — К. Яс-перс, Э. Минковски, В. Э. фон Гебзаттель, Э. Штраус, Л. Бинсвангер, М. Босс и др. — стремятся философски осмыслить почти не знакомое философии пространство — область психической патологии. Двигаясь наощупь, перебирая концепции и идеи, радуясь совпадениям и отбра­сывая непонятное и непригодившееся, они формируют яркое и свое­образное теоретически-практическое поле, которое не смогло бы сфор­мироваться в исключительно философском пространстве.

Вызревшая в результате единая экзистенциально-феноменологиче­ская традиция представляет ярчайший пример взаимодействия и столк­новения философской теории с практикой, с реальностью и конкрет­ным человеком. Она возникает под влиянием феноменологии Э. Гус­серля, М. Шелера, Т. Липпса, М. Гайгера, А. Райнаха, интуитивизма А. Бергсона, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, описательной психологии В. Дильтея, понимающей социологии М. Вебера, неоканти­анства П. Наторпа и др. При адаптации философских идей к методоло­гическим установкам и клинической практике психиатрии основные по­ложения философских теорий и направлений корректируются и допол­няются. Поэтому это традиция со своими акцентами и приоритетами, со своими гипотезами и законами. В ее теоретическом пространстве фи­лософское мышление разрывается практическими примерами, уходит последовательность, а на месте четких схем оказываются лишь много­численные «почему» и недоработки.

Многообразная проблематика феноменологической психиатрии и эк­зистенциального анализа охватывает проблемы онтологии и гносеоло­гии, антропологии и этики. В пространстве взаимодействие философии и психиатрии по-иному и с особой остротой начинают ставиться тради­ционные философские проблемы: проблема онтологических оснований бытия, критериев истинности опыта, экзистенциалов человеческого су­ществования, процедур и методов познания человека, пределов и границ понимания другого и т. д. Являясь чрезвычайно сложным и многоаспект­ным философско-клиническим явлением, эта традиция открывает для ис­тории философии проблему междисциплинарных заимствований, влия­ний и механизмов. Раскрывая перед нами малоизвестные страницы ис­тории философии xx в., в череде взаимовлияний и взаимопересечений она позволяет дополнить и переосмыслить важные моменты ее развития.

Философия—это не столько философское пространство, сколько само философское мышление, способное к проблематизации. Эту проблема-тизацию и представляет нам традиция экзистенциально-феноменологической психиатрии. Не только продолжая и дополняя идеи филосо­фов, но и формируя собственное онтологически-онтическое поле реф-лексиии: маргинальность предметной области отходит на второй план перед поднимаемой философской проблематикой.

Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ, рас­колов как философскую теорию, так и клиническую практику, в ка­кой-то мере до сих пор остаются маргинальными по отношению как к первой, так и ко второй — мало работ, еще меньше авторских интер­претаций, мало конструктивных переосмыслений и контекстных иссле­дований. Все это сопровождается языковыми и междисциплинарными барьерами. Пограничье, о котором так любит говорить современная философия, для этих направлений пока только «крест»: даже в своих основных представителях артикулируясь сразу на трех языках (немец­ком, французском и английском) и в двух дисциплинарных плоскостях, они несут многообразие, которое можно «схватить», но осмыслить про­блематично.

Эта книга — попытка такого авторского осмысления, равно как и по­пытка рассказать о практически не представленной на русском языке традиции.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24