|
Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История, мыслители, проблемы.Власова О. Год: 2010 Описание: Монография представляет собой первое русскоязычное исследование экзистенциально-феноменологической традиции в психиатрии. Анализируя, с опорой на оригинальные тексты и биографические материалы, основные идеи представителей феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа (К.Ясперса, Э.Минковски, В.Э. фон Гебзаттеля, Э.Штрауса, Л.Бинсвангера, М.Босса и др.) и выстраивая панораму их формирования и развития, автор включает рассматриваемую традицию в философский контекст XX века. СОДЕРЖАНИЕ Введение...................... 9 ЧАСТЬ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Глава 1. Методологические основания § 1. Философия и психиатрия: возможности концептуального сближения...................15 § 2. Философско-клиническое пространство: специфика, методология, стратегии исследования.........26 Глава 2. Исследовательский базис § 1. Споры о границах, чертах, дисциплинарном статусе • • • 39 § 2. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ как исследовательское пространство: степень изученности...................44 ЧАСТЬ II. НА ЗАРЕ ТРАДИЦИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ВЛИЯНИЯ, ПРЕДВЕСТНИКИ Глава 1. Философские влияния § 1. Методологические споры: естествознание, философия, науки о духе................... 68 § 2. Интуитивизм Анри Бергсона............ 78 § 3. Феноменология Эдмунда Гуссерля.......... 84 § 4. Феноменологическая психология, мюнхенская феноменология и Макс Шелер............ 102 § 5. Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера • • • • 115 Глава 2. Клиническое пространство: предпосылки и предвестники § 1. Немецкая интеллектуальная традиция: философия и психиатрия • • • • • • • • • • • • • • • • • • 126 § 2. Поиски альтернативы в интеллектуальной психиатрии начала xx века..................143 § 3. Феноменология в клинике, Гейдельбергская школа и «Журнал патопсихологии»............151 ЧАСТЬ III. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ Глава 1. Философия и психопатология в творчестве Карла Ясперса § 1. На пути к психопатологии • • • • • • • • • • • • • 162 § 2. В поисках целостности: философская психопатология • • • 166 § 3. Проблема познания: философия и психиатрия..... 175 § 4. Феноменология и понимающая психология....... 180 § 5. Аномальные феномены человеческого существования • • • 203 § 6. Психопатология Ясперса и философия........ 211 Глава 2. Феноменологически-структурный анализ Эжена Минковски § 1. Интеллектуальные влияния и проект феноменологически-структурного анализа • • • • • • • 224 § 2. Исследования проживаемого времени и проживаемого пространства • • • • • • • • • • • • • • • • • • 233 § 3. Утрата контакта с реальностью и болезненный рационализм • • • • • • • • • • • • • • • • • • 249 Глава 3. Медицинская антропология Эрвина Штрауса § 1. От психиатрии к философии............ 259 § 2. Эстезиология — наука о сенсорном опыте........ 267 § 3. Аномальные модусы бытия в мире.......... 278 § 4. Антропология и историология............ 289 Глава 4. Мир психически больного в работах Виктора Эмиля фон Гебзаттеля § 1. Основные вехи и темы творчества..........295 § 2. Темпоральность в неврозах и психозах.........308 § 3. Деперсонализация и переживание пустоты.......313 § 4. Мир компульсивного • • • • • • • • • • • • • • • 317 ЧАСТЬ IV. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Глава 1. Экзистенциальная антропология Людвига Бинсвангера § 1. «Потомственный психиатр»: жизнь и творчество • • • • • 327 § 2. Критика психоанализа...............335 § 3. Обращение к Гуссерлю и психопатологическая феноменология • • • • • • • • • • • • • • • • • 340 § 4. Экзистенциальный анализ: онтология и антропология- • • 349 § 5. Кантианство и неокантианство: экзистенциальные a priori и трансценденция • • • • • • • • • • • • • • • • • 361 § 6. Бытие-за-пределами-мира и любовь • • • • • • • • • • 372 § 7. Практика экзистенциального анализа: норма и патология, философия и психиатрия.............. 377 § 8. Структуры опыта: поздний Бинсвангер • • • • • • • • 390 Глава 2. Dasein-анализ Медарда Босса § 1. В окружении мэтров: жизненный путь......... 399 § 2. Босс и Хайдеггер: вопрос двойного авторства • • • • • • 404 § 3. Dasein-анализ: опорные пункты........... 409 § 4. Теория и практика психоанализа и Dasein-анализ. Фрейд как Dasein-аналитик............. 419 § 4. Dasein-аналитическое истолкование психической патологии 426 § 5. Босс и Бинсвангер • • • • • • • • • • • • • • • • 437 ЧАСТЬ VI. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ОБРАТНОЕ ВЛИЯНИЕ Глава 1. Развитие экзистенциально-феноменологической психиатрии: география и трансформации § 1. Швейцария и Германия • • • • • • • • • • • • • • 445 § 2. Франция и Бельгия • • • • • • • • • • • • • • • • 479 § 3. Голландия • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 489 § 4. Испания • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 510 § 5. Великобритания • • • • • • • • • • • • • • • • • 517 § 6. Америка • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 522 Глава 2. Феноменологическая клиника в философии xx века § 1. Экзистенциальный психоанализ Жана-Поля Сартра и проблема патологического опыта • • • • • • • • • • 526 § 2. «Неврофилософия» Мориса Мерло-Понти • • • • • • • 533 § 3. Цолликонские семинары Мартина Хайдеггера...... 540 § 4. Смысл болезни и исторические a priori у раннего Мишеля Фуко ...................... 546 Глава 3. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ в контекстуализированном исследованиии § 1. Сущность проекта: онтологическая деструкция • • • • • 557 § 2. Основание проекта: метаонтика • • • • • • • • • • • 560 § 3. Исследовательский подход: герменевтика и структурный анализ • • • • • • • • • • • • • • • 567 § 4. Центральная проблематика: патологический опыт и априоризм • • • • • • • • • • • • • • • • • • 571 § 5. Изнанка инаковости: патологические трансформации темпоральности и пространственности • • • • • • • • 577 § 6. Место и роль проекта в философии xx века • • • • • • 582 Заключение.....................593 Библиография Феноменологическая психиатрия • • • • • • • • • • 374 Экзистенциальный анализ ........................389 ВВЕДЕНИЕ История философии, как и история человечества, наполнена случайностями и многочисленными «если бы...». Имя Германа Лео Ван Бреда, францисканского священника, известно далеко за пределами феноменологии — это именно он вывез архив Эдмунда Гуссерля в Лувен и сохранил наследие философа. Но поговаривают, что перед этим была другая попытка. Тогда рукописи и стенограммы в трех чемоданах переправляли в Швейцарию, в Кройцлинген, в психиатрический санаторий родоначальника экзистенциального анализа психиатра Людвига Бинсванге-ра. Но тому не посчастливилось войти в историю феноменологии: пограничная проверка оказалась слишком строга. В истории философии и психиатрии xx в. было множество и других теоретических пересечений и личных контактов. Психиатрический санаторий Бинсвангера «Бельвью» посещали Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Вебер, А. Пфендер, Э. Кассирер. На основании исследований невролога К. Гольдшейна, психиатров Э. Минковски, Э. Штрауса, Л. Бинсвангера, В. Э. фон Гебзаттеля строил свою «Феноменологию восприятия» М. Мерло-Понти. А. Пфендер в течение нескольких лет посещал заседания Боденского психиатрического общества. Ж.-П. Сартр вместе с П. Низаном редактировал французский перевод «Общей психопатологии» К. Ясперса, а затем уже в 1960-е писал предисловие к книге антипсихиатров Р. Д. Лэйнга и Д. Г Купера, посвященной его собственному творчеству. В. Э. фон Гебзаттель в своем санатории «Баденвейлер» принимал опального М. Хайдеггера и привил ему почтение и интерес к психиатрии. Впоследствии в доме другого психиатра — М. Босса — Хай-деггер вел свои знаменитые Цолликонские семинары. Еще молодой М. Фуко гостил в Кройцлингене у Л. Бинсвангера и в Мюнстерлингене у его доброго друга Р. Куна, и именно эти посещения, а также работа над трудами психиатров стали решающими в формировании центрального для мыслителя пространства проблематизации — безумия. Этому множеству пересечений не хватило последнего — случайности. Если бы архив Гуссерля все-таки удалось вывести в «Бельвью», возможно, экзистенциально-феноменологическая психиатрия заняла бы более почетное место в истории философии, а имена ее представителей были известны не только узким специалистам. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ вызревают в философско-клиническом пространстве xx в., когда философия и психиатрия в поисках ответа на кантовский вопрос «Что такое человек?» обращаются друг к другу. Представители этих направлений — К. Яс-перс, Э. Минковски, В. Э. фон Гебзаттель, Э. Штраус, Л. Бинсвангер, М. Босс и др. — стремятся философски осмыслить почти не знакомое философии пространство — область психической патологии. Двигаясь наощупь, перебирая концепции и идеи, радуясь совпадениям и отбрасывая непонятное и непригодившееся, они формируют яркое и своеобразное теоретически-практическое поле, которое не смогло бы сформироваться в исключительно философском пространстве. Вызревшая в результате единая экзистенциально-феноменологическая традиция представляет ярчайший пример взаимодействия и столкновения философской теории с практикой, с реальностью и конкретным человеком. Она возникает под влиянием феноменологии Э. Гуссерля, М. Шелера, Т. Липпса, М. Гайгера, А. Райнаха, интуитивизма А. Бергсона, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, описательной психологии В. Дильтея, понимающей социологии М. Вебера, неокантианства П. Наторпа и др. При адаптации философских идей к методологическим установкам и клинической практике психиатрии основные положения философских теорий и направлений корректируются и дополняются. Поэтому это традиция со своими акцентами и приоритетами, со своими гипотезами и законами. В ее теоретическом пространстве философское мышление разрывается практическими примерами, уходит последовательность, а на месте четких схем оказываются лишь многочисленные «почему» и недоработки. Многообразная проблематика феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа охватывает проблемы онтологии и гносеологии, антропологии и этики. В пространстве взаимодействие философии и психиатрии по-иному и с особой остротой начинают ставиться традиционные философские проблемы: проблема онтологических оснований бытия, критериев истинности опыта, экзистенциалов человеческого существования, процедур и методов познания человека, пределов и границ понимания другого и т. д. Являясь чрезвычайно сложным и многоаспектным философско-клиническим явлением, эта традиция открывает для истории философии проблему междисциплинарных заимствований, влияний и механизмов. Раскрывая перед нами малоизвестные страницы истории философии xx в., в череде взаимовлияний и взаимопересечений она позволяет дополнить и переосмыслить важные моменты ее развития. Философия—это не столько философское пространство, сколько само философское мышление, способное к проблематизации. Эту проблема-тизацию и представляет нам традиция экзистенциально-феноменологической психиатрии. Не только продолжая и дополняя идеи философов, но и формируя собственное онтологически-онтическое поле реф-лексиии: маргинальность предметной области отходит на второй план перед поднимаемой философской проблематикой. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ, расколов как философскую теорию, так и клиническую практику, в какой-то мере до сих пор остаются маргинальными по отношению как к первой, так и ко второй — мало работ, еще меньше авторских интерпретаций, мало конструктивных переосмыслений и контекстных исследований. Все это сопровождается языковыми и междисциплинарными барьерами. Пограничье, о котором так любит говорить современная философия, для этих направлений пока только «крест»: даже в своих основных представителях артикулируясь сразу на трех языках (немецком, французском и английском) и в двух дисциплинарных плоскостях, они несут многообразие, которое можно «схватить», но осмыслить проблематично. Эта книга — попытка такого авторского осмысления, равно как и попытка рассказать о практически не представленной на русском языке традиции. |
Loading
|