|
Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапииСвирепо О.А., Туманова О.С. Год: 2004 Содержание Введение ........................................................................................ 7 Глава 1. МЫШЛЕНИЕ В СТИЛЕ SYMBALLON...............................9 От символа к образу.................................................................9 Мышление в метафорах........................................................... 15 Образное копирование культурной информации...,...................21 Глава 2. КАРТОГРАФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ....................36 Первичная модель мира...........................................................36 Homo elementalus..................................................................... 52 Поле архаических метафор: точка контакта..............................60 Метафоры эпохи: вечные вопросы и вечные ответы..................79 Глава 3. ШАГИ ВИШНУ: ВОЗВРАЩЕНИЕ В ТОЧКУ ОНО..........103 Метафора пути........................................................................ 103 Дорога................................................................................. 104 Сад...................................................................................... 105 Круг........................................................................................ 106 Двойники............................................................................... 113 Оружие................................................................................... 117 Пещера................................................................................... 120 Гора........................................................................................ 122 Колесница Ашвинов............................................................... 123 Дом........................................................................................ 126 Символы перехода.................................................................. 128 Цветок.................................................................................... 129 Зеркало................................................................................... 130 Символы рождения и умирания..............................................132 Символы родства.................................................................... 133 Сексуальные символы по 3. Фрейду.........................................133 Мост из бездны в небеса......................................................... 135 Стихии: тигель мира................................................................ 142 Глава 4. ВНУТРИ И ЗА ГРАНЬЮ СЛОВА: СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ...................................153 Техника или технология? Подходы к проблеме........................153 Измененные состояния сознания............................................154 Цели и задачи психотехнологий.............................................. 155 Психотехнологии палеолита. Шаманские практики.................157 Исцеляющая магия слова: вербальные психотехники...............160 Вербальные метафоры.......................................................... 160 Метафорический тренинг.................................................... 162 Цветилиния: визуальные психотехники.................................165 Визуальные образы............................................................... 166 Методика создания «mind-maps» Тони Бьюзона....................168 Построение личной мандалы................................................169 Визуальные метафоры...........................................................171 Визуальные символы. Символическое толкование сновидений 3. Фрейда..........................................................173 Онтопсихология. Символическая визуализация и синемалогия...................................................................... 177 Психосинтез Р. Ассаджиоли. Использование образов............184 Психосинтез. Использование символов................................186 Символика цвета.................................................................... 189 «Четырехцветный человек» М.Люшера.................................190 Роли-защиты....................................................................... 194 Роли-идолы......................................................................... 194 Психологическая характеристика красного цвета...................198 Психологическая характеристика синего цвета......................199 Психологическая характеристика фиолетового цвета.............201 Психологическая характеристика зеленого цвета...................202 Психологическая характеристика желтого цвета....................204 Психологическая характеристика коричневого цвета.............207 Психологическая характеристика серого цвета......................207 Психологическая характеристика белого и черного цветов.... 209 Техника цветовых метафор....................................................209 Кататимное переживание образов (символдрама или инициированная символьная проекция)...........................214 Символика чисел....................................................................224 Пластика тела.........................................................................226 В. Райх и теория мышечной брони .....................................227 Структурная интеграция Иды Рольф.....................................229 Метод осознавания через движение М. Фельденкрайза........231 А. Лоуэн и язык тела............................................................234 Дыхание ..............................................................................236 Психофизическая интеграция Трейджера.............................238 Пример тренинга: Телесно-ориентированная психотехника актера.................................................................................. 241 Национальная телесность. «Русское тело».............................243 Танцевальные психотехники.................................................244 Техника вызывания в воображении сенсорных образов..........247 Танатотерапия..................................................................... 248 Глава 5. РАБОТА СО СЛУХОВЫМИ ОБРАЗАМИ..........................250 Техника вызывания в воображении слуховых образов (по Р. Ассаджиоли)..................................................................250 Музыкотерапия......................................................................251 Примеры составления авторских упражнений..........................257 Упражнение-медитация «Колесо времени»............................257 Свободные ассоциации........................................................258 Стихотерапия...................................................................... 260 Коллекция метафор.............................................................260 Дневник человека, проходящего символдраму.......................261 Заключение...................................................................................263 Библиография...............................................................................264 Введение Всегда ли мы понимаем то, что мы мыслим? Нам понятен лишь тот вид мышления, который представляет собой простое тождество и не позволяет вывести ничего, кроме того, что мы ввели. Однако помимо этого существует мышление в изначальных образах, символах, которые старше исторического человека и даны ему от рождения с древнейших времен, — вечно живущие, продолжающиеся во всех поколениях и по сей день составляющие фундамент человеческой души. Вся полнота жизни доступна нам лишь в тех случаях, когда мы находимся в согласии с этими символами; мудрость — это возврат к ним. К. Г. Юнг. Стадии жизни В современном мире, где, казалось бы, давно уже превалирует рацио, вдруг вспыхнул горячий интерес к тем формам мышления, которые в большей или меньшей степени противостоят рациональному (общепринятому в Европе) способу восприятия действительности. Оказалось, что интуиция тоже имеет право на существование. Более того, сегодня мы приходим к выводу, что способ познания мира и самого себя через образы, символы гораздо древнее, и многие наши проблемы связаны с тем, что эта прописная истина была забыта. Наметилась устойчивая тенденция обращения и использования психологами глубинных слоев подсознания, имеющих исключительно образный характер, для лечения различных психических расстройств. Наша книга не преследует цели открыть нечто новое в области психотехники и психоанализа, а пытается с позиции науки, отмежевавшись от доморощенных психологов, проанализировать эту тенденцию. И если читатель не только нашел ответы на свои вопросы, но у него появились новые, значит, наши усилия не пропали даром. Самые главные и сложные вопросы в психологии касаются человеческого бытия. Так уж случилось, что человек начал свой путь в цивилизацию с осознания и отделения себя от окружающего мира. Это противопоставление в современном мире привело к тому, что человек перестал органично вписывать себя во Вселенную. И задача состоит в том, чтобы вернуть утраченную гармонию существования. Сделать это возможно, проанализировав изначальные пространственно-временные координаты человеческого бытия и дополнив таким образом узор современной картины мира. Какую же роль играют образы, метафоры и символы в психотехниках? Они используются и как симптомы внутреннего конфликта, и одновременно как средства его гармонизации, «обретения души». Цель данной работы - предоставить психологам-практикам, а также всем, кто проявляет интерес к психотехникам, дополнительную информацию о природе и механизмах этих явлений, познакомить читателей с широким культурным контекстом некоторых наиболее часто упоминающихся в психотехниках образах, символах и метафорах, а также продемонстрировать, как последние могут использоваться в психотехниках. Авторы надеются, что более глубокое понимание культурных смыслов, связанных с каждым образом, метафорой или символом, а также четкое представление о способах образного кодирования в культуре может расширить рамки традиционно принятых в психологии толкований. Первая глава книги посвящена взаимоотношениям и взаимопереходам образа — символа — метафоры и способам кодирования информации. Эта глава может быть полезна для создания общего плана работы с образами. Во второй главе авторы пытаются как можно подробнее раскрыть картографию человеческого существования, следуя логике предыдущего повествования: от способа ориентации человека в мире через конструирование общей модели мира к проекции этой модели на внутреннее строение самого человека, где связующим звеном служат так называемые базовые, архаичные метафоры. Третья глава посвящена раскрытию смысла некоторых основополагающих культурных образов, символов и метафор, присутствующих в мировых культурах. Наконец, в четвертой главе авторы пытаются преломить эти элементы и вскрыть механизмы их использования в наиболее распространенных сегодня психотехнологиях. |
Loading
|