|
Квале С. Исследовательское интервьюКвале С. Год выпуска:
2003 Оглавление Предисловие к русскому изданию Д.А. Леонтьев........................................................................6 Предисловие.......................................................................................................................................9 Часть I. Введение.............................................................................................................12 Глава 1. Интервьюирование как исследование.............................................................................13 Интервьюер — шахтер или путешественник.................................................................13 Беседа как исследование...................................................................................................15 Исследования методом интервью в общественных науках..........................................17 Теоретические вопросы....................................................................................................19 Методические вопросы.....................................................................................................21 Общая структура книги.....................................................................................................23 Часть II. Осмысление исследовательского интервью.............................................26 Глава 2. Интервью как беседа........................................................................................................28 Знание как беседа..............................................................................................................28 Философский диалог Сократа о любви..........................................................................30 Терапевтическое интервью о ненависти.........................................................................31 Исследовательское интервью, посвященное обучению................................................35 Способ понимания в качественном исследовательском интервью.............................37 Интервью как единство трех аспектов беседы..............................................................44 Глава 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменология и диалектика....................................46 Постмодернистское конструирование ............................................................................48 Герменевтическая интерпретация....................................................................................53 Феноменологическое описание........................................................................................58 Диалектика объективной ситуации.................................................................................61 Философия и интервью.....................................................................................................63 Глава 4. Качественные исследования в науке и практике..........................................................65 Научный статус интервью................................................................................................65 Позитивизм.........................................................................................................................67 Объективность в качественных исследованиях.............................................................69 Качественные и количественные исследования............................................................72 Качественные маркетинговые исследования.................................................................76 Феминизм и качественные исследования.......................................................................78 Порождение психоаналитического знания.....................................................................80 Часть III. Семь этапов исследования с помощью интервью Глава 5. Выбор темы и планирование исследовательского интервью Открытость и эмоции в исследовательском интервью ................................................. 88 Семь этапов исследовательского интервью ................................................................... 91 Интервью об оценках ........................................................................................................ 95 Выбор темы ........................................................................................................................ 99 Цель ................................................................................................................................... 102 Планирование ................................................................................................................... 103 От метода к мастерству ................................................................................................... 109 Глава 6. Этика проведения исследования с помощью интервью ............................................ 113 Этические проблемы на семи этапах исследования .................................................... 114 Этические принципы ....................................................................................................... 114 Этические теории ............................................................................................................ 122 Глава 7. Ситуация интервью ......................................................................................................... 127 Беседа в интервью ........................................................................................................... 127 Рамки интервью ............................................................................................................... 130 Схема интервью ............................................................................................................... 132 Интервью об оценках ...................................................................................................... 138 Глава 8. Качество интервью .......................................................................................................... 146 Качество интервью .......................................................................................................... 146 Собеседник в интервью .................................................................................................. 147 Квалификация интервьюера ........................................................................................... 148 Интервью Гамлета ........................................................................................................... 152 Этика интервьюирования ............................................................................................... 154 Наводящие вопросы ........................................................................................................ 157 Глава 9. От речи к тексту .............................................................................................................. 160 Запись интервью .............................................................................................................. 160 Надежность и валидность расшифровки ...................................................................... 162 Устная и письменная речь ............................................................................................... 166 Расшифровка интервью .................................................................................................. 168 Компьютерные средства анализа интервью ................................................................. 173 Глава 10. «Вопрос о 1000 страниц» ............................................................................................. 176 Отвечать или не отвечать на «вопрос о 1000 страниц»? ............................................ 176 Что означает «вопрос о 1000 страниц»? ....................................................................... 177 Метод анализа .................................................................................................................. 184 Глава П. Методы анализа Этапы анализа186 186 Подходы к анализу интервью ........................................................................................ 187 Конденсация смысла ....................................................................................................... 192 Категоризация значений .................................................................................................. 194 Структурирование смысла посредством нарратива .................................................... 197 Интерпретация значений ................................................................................................ 199 Ситуативное порождение смысла .................................................................................. 202 Вопросы анализа .............................................................................................................. 203 Контроль анализа ............................................................................................................. 205 Глава 12. Многообразие интерпретаций........................................................................... Первичность вопроса............................................................................................. Вопросы, поставленные к тексту интервью........................................................ В поисках «Истинного смысла».....................................................................................222 Глава 13. Социальное конструирование валидности................................................................227 Триединство надежности, валидности и репрезентативности..................................227 Репрезентативность.........................................................................................................229 Надежность и валидность интервью.............................................................................233 Валидность в модернистском и постмодернистском контекстах..............................234 Валидность как свойство мастерства............................................................................239 Коммуникативная валидность................................................... ............................242 Прагматическая валидность...................................................... Валидность вопроса о валидности........................................... Глава 14. Работа над отчетом.................................................................. Скучные отчеты об интервью................................................... Проведение исследования с мыслью о финальном отчете .... Как писать для читателей......................................................... Этика написания отчета............................................................. Улучшение стандартных способов написания отчета.......... Написание текста как социальное конструирование . Обогащение отчета об интервью...................................................................................267 Часть IV. Заключение..................................................................................................274 Глава 15. Разговоры об интервью................................................................................................275 Как воспринимаются исследования, проводимые с помощью интервью................275 Десять стандартных возражений против исследовательского интервью.................276 «Внутренняя» критика исследовательского интервью...................................... Разговоры о разговорах..........................................................................................286 290 Литература.
Предисловие к русскому изданию Психологическая наука — это кентавр, совмещение несовместимого. С одной стороны, психика человека, как и животных, являющаяся ее предметом, включена во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира и не только испытывает на себе его влияния, но и сама, через регуляцию механизмов поведения, оказывает на него вполне осязаемое воздействие. С другой стороны, любой человек (про животных здесь говорить сложно) является носителем целого мира, микрокосма, который недоступен при взгляде со стороны. Единственное необходимое условие познания этого мира — готовность его носителя вступить с нами в диалог и поделиться его содержанием. Наличие этого мира делает человека объектом познания другого типа — гуманитарного познания — в одном ряду с языком, культурой, искусством и другими созданными человеком артефактами. Главное в них — содержание. Задача гуманитарного познания — «разговорить» их, вступить в диалог с этими мирами и через это сделать их содержание понятным. Никакое объективирующее познание проникнуть в них не в состоянии. Содержания есть только у человека — в отличие от черт, образов, процессов, диспозиций и состояний, которые есть и у животных. Не будет большим преувеличением утверждать, что душа — это и есть содержание. Однако на протяжении почти всего XX века психология находилась под властью естественнонаучного позитивистского устремления «измерять все, что измеряется, научиться измерять все, что не измеряется». У всех на слуху введенное Вильгельмом Дильтеем еще в конце XIX века различение «объяснительной» (объективной, естественнонаучной) и «понимающей» (гуманитарной) психологии, однако реальной понимающей психологии Дильтей не создал, это осталось лишь лозунгом. Дильтей не был психоло- гом, он занимался «науками о духе», и его методологически крайне важный призыв к воссоединению психологии с гуманитарными науками на реальную судьбу психологии в период ее «открытого кризиса» практически не повлиял, хотя альтернатива и была заявлена. Более существенно повлиял на развитие психологической науки целый ряд прорывов 1920-х — начала 1930-х гг.: изучение личностного пространства К. Левиным, введение идеи диалога в работах М. Бубера и М.М. Бахтина, введение в психологическую терминологию понятия смысла А. Адлером, неклассические идеи Л.С. Выготского о существовании психических процессов и функций вне индивидуальной психики и, наконец, введение Л. Бинсвангером в психологический контекст идеи жизненного мира. Тем не менее гуманитарный подход в психологии никак не приживался вплоть до последней четверти XX столетия, ознаменовавшейся настоящим бумом качественных исследований, на гребне которого появилась и книга ведущего европейского специалиста по качественным исследованиям, руководителя Центра качественных исследований университета Орхуса (Дания) Стейнара Квале. Качественное феноменологическое исследовательское интервью, которому посвящена эта книга, отличается от того, что мы привыкли называть словом «интервью», как симфонический концерт от дворовой песни на трех аккордах. В социологии и психологии под интервью обычно понимают опрос с целью количественной оценки распределения мнений по заранее сформулированным вопросам, в журналистике — получение сведений о том, что интересует интервьюера. В обоих случаях речь идет о выявлении некой ранее не проявленной информации, об извлечении на поверхность более или менее глубоко залегающих полезных ископаемых (согласно предложенной автором этой книги метафоре шахтера). В книге С. Квале речь идет совсем о другом: о проникновении в собственное смысловое содержание жизненного мира респондента, которое заранее никогда не известно. И более того: как убедительно показывает автор, интервью — это не вынос содержания из глубины на поверхность, это всегда формирование нового содержания в диалоге интервьюера и респондента. А когда интервьюер должен изложить полученные им результаты научной или более широкой общественности, содержание опять меняется. Ведь оно не является объектом, обладающим инвариантными свойствами, сохраняющимися при его перемещении из одного место в другое, как физические объекты. Здесь действуют закономерности иного рода — закономерности гуманитарные, такие как закономерности взаимодействия формы и содержания, зависимости смысла от контекста, взаимодействия смыслов, вступивших в соприкосновение между собой, и другие. Поэтому на замену образу шахтера автор предлагает образ путешественника, рассказывающего слушателям о том, что ему удалось увидеть и узнать (на что он обратил внимание, что он понял, что счел важным и т.д.). Рассказ путешественника — это новая реальность, не совпадающая с тем, что реально находится в посещенных им местах. Тем самым книга Квале, отталкиваясь от вполне утилитарных и сравнительно частных вопросов, по мере погружения в нее трансформирует профессиональное мировоззрение, профессиональную философию читателя. Она носит отнюдь не только утилитарный, методический характер (хотя как методическое руководство ее следует признать образцовой). Гораздо важнее ее философско-методологическая составляющая. Автор не ограничивается взглядом на интервью как на инструмент достижения практических целей, он помещает этот исследовательский инструмент в широкий социально-гуманитарный контекст, анализирует общефилософские тенденции последних десятилетий (постмодернизм, феноменологию, герменевтику, диалектику), отражением которых стал новый взгляд на получение психологического знания. В результате книга Квале предстает как введение в современные (постмодернистские) взгляды на гуманитарное познание и исследования человека на материале методологии исследовательского интервью. Постмодернизм довольно давно стал модным предметом для ни к чему не обязывающих философских и культурологических (в гораздо меньшей степени психологических) рассуждений, причем суть его остается абсолютно неясна основной массе специалистов человековед-ческих дисциплин. Книга С. Квале наполняет это понятие плотью, конкретным осязаемым содержанием. В заключение — самое главное, чем меня привлекла эта книга. Книга, выходящая в 2003 году, не обязательно содержит мысли на уровне 2003 года. Чаще всего это еще мысли прошлого века, иногда (не так уж редко) — позапрошлого. Бывает и наоборот, хотя довольно редко: книга содержит мысли, опережающие свое время. Это как раз тот самый редкий случай: хотя первое издание книги Квале вышло в 1994 году, по своему духу, философии, мировоззрению и содержанию это уже книга XXI столетия, показывающая нам, говоря словами Л.С. Выготского, «зону ближайшего развития» психологической науки. Стоит всмотреться повнимательнее. Д.А. Леонтьев, доктор психологических наук |
Loading
|