Центральный Дом Знаний - Квале С. Исследовательское интервью

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Квале С. Исследовательское интервью

Квале С.

Год выпуска: 2003
Издательство: Смысл
ISBN: 5-89357-145-2
Формат: DOC
Качество: OCR с ошибками
Количество страниц: 163
Язык: Русский
Описание: Методологическое и методическое руководство по исследовательскому интервьюированию как способу получения качественной содержательной информации о жизненном мире людей, основанному на современных постмодернистских воззрениях на гуманитарное познание.
Психологам, социологам и представителям смежных наук. 


Оглавление

Предисловие к русскому изданию Д.А. Леонтьев........................................................................6

Предисловие.......................................................................................................................................9

Часть I. Введение.............................................................................................................12

Глава 1. Интервьюирование как исследование.............................................................................13

Интервьюер — шахтер или путешественник.................................................................13

Беседа как исследование...................................................................................................15

Исследования методом интервью в общественных науках..........................................17

Теоретические вопросы....................................................................................................19

Методические вопросы.....................................................................................................21

Общая структура книги.....................................................................................................23

Часть II. Осмысление исследовательского интервью.............................................26

Глава 2. Интервью как беседа........................................................................................................28

Знание как беседа..............................................................................................................28

Философский диалог Сократа о любви..........................................................................30

Терапевтическое интервью о ненависти.........................................................................31

Исследовательское интервью, посвященное обучению................................................35

Способ понимания в качественном исследовательском интервью.............................37

Интервью как единство трех аспектов беседы..............................................................44

Глава 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменология и диалектика....................................46

Постмодернистское конструирование ............................................................................48

Герменевтическая интерпретация....................................................................................53

Феноменологическое описание........................................................................................58

Диалектика объективной ситуации.................................................................................61

Философия и интервью.....................................................................................................63

Глава 4. Качественные исследования в науке и практике..........................................................65

Научный статус интервью................................................................................................65

Позитивизм.........................................................................................................................67

Объективность в качественных исследованиях.............................................................69

Качественные и количественные исследования............................................................72

Качественные маркетинговые исследования.................................................................76

Феминизм и качественные исследования.......................................................................78

Порождение психоаналитического знания.....................................................................80

Часть III. Семь этапов исследования с помощью интервью

Глава 5. Выбор темы и планирование исследовательского интервью

Открытость и эмоции в исследовательском интервью ................................................. 88

Семь этапов исследовательского интервью ................................................................... 91

Интервью об оценках ........................................................................................................ 95

Выбор темы ........................................................................................................................ 99

Цель ................................................................................................................................... 102

Планирование ................................................................................................................... 103

От метода к мастерству ................................................................................................... 109

Глава 6. Этика проведения исследования с помощью интервью ............................................ 113

Этические проблемы на семи этапах исследования .................................................... 114

Этические принципы ....................................................................................................... 114

Этические теории ............................................................................................................ 122

Глава 7. Ситуация интервью ......................................................................................................... 127

Беседа в интервью ........................................................................................................... 127

Рамки интервью ............................................................................................................... 130

Схема интервью ............................................................................................................... 132

Интервью об оценках ...................................................................................................... 138

Глава 8. Качество интервью .......................................................................................................... 146

Качество интервью .......................................................................................................... 146

Собеседник в интервью .................................................................................................. 147

Квалификация интервьюера ........................................................................................... 148

Интервью Гамлета ........................................................................................................... 152

Этика интервьюирования ............................................................................................... 154

Наводящие вопросы ........................................................................................................ 157

Глава 9. От речи к тексту .............................................................................................................. 160

Запись интервью .............................................................................................................. 160

Надежность и валидность расшифровки ...................................................................... 162

Устная и письменная речь ............................................................................................... 166

Расшифровка интервью .................................................................................................. 168

Компьютерные средства анализа интервью ................................................................. 173

Глава 10. «Вопрос о 1000 страниц» ............................................................................................. 176

Отвечать или не отвечать на «вопрос о 1000 страниц»? ............................................ 176

Что означает «вопрос о 1000 страниц»? ....................................................................... 177

Метод анализа .................................................................................................................. 184

Глава П. Методы анализа Этапы анализа186 186

Подходы к анализу интервью ........................................................................................ 187

Конденсация смысла ....................................................................................................... 192

Категоризация значений .................................................................................................. 194

Структурирование смысла посредством нарратива .................................................... 197

Интерпретация значений ................................................................................................ 199

Ситуативное порождение смысла .................................................................................. 202

Вопросы анализа .............................................................................................................. 203

Контроль анализа ............................................................................................................. 205

Глава 12. Многообразие интерпретаций...........................................................................

Первичность вопроса.............................................................................................

Вопросы, поставленные к тексту интервью........................................................

В поисках «Истинного смысла».....................................................................................222

Глава 13. Социальное конструирование валидности................................................................227

Триединство надежности, валидности и репрезентативности..................................227

Репрезентативность.........................................................................................................229

Надежность и валидность интервью.............................................................................233

Валидность в модернистском и постмодернистском контекстах..............................234

Валидность как свойство мастерства............................................................................239

Коммуникативная валидность................................................... ............................242 

Прагматическая валидность......................................................

Валидность вопроса о валидности...........................................

Глава 14. Работа над отчетом..................................................................

Скучные отчеты об интервью...................................................

Проведение исследования с мыслью о финальном отчете ....

Как писать для читателей.........................................................

Этика написания отчета.............................................................

Улучшение стандартных способов написания отчета..........

Написание текста как социальное конструирование .

Обогащение отчета об интервью...................................................................................267

Часть IV. Заключение..................................................................................................274

Глава 15. Разговоры об интервью................................................................................................275

Как воспринимаются исследования, проводимые с помощью интервью................275

Десять стандартных возражений против исследовательского интервью.................276

«Внутренняя» критика исследовательского интервью......................................

Разговоры о разговорах..........................................................................................286 290

Литература.


Предисловие к русскому изданию

Психологическая наука — это кентавр, совмещение несовместимого. С одной стороны, психика человека, как и животных, являющаяся ее предме­том, включена во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира и не только испытывает на себе его влияния, но и сама, через регуляцию меха­низмов поведения, оказывает на него вполне осязаемое воздействие. С дру­гой стороны, любой человек (про животных здесь говорить сложно) явля­ется носителем целого мира, микрокосма, который недоступен при взгляде со стороны. Единственное необходимое условие познания этого мира — готовность его носителя вступить с нами в диалог и поделиться его содер­жанием. Наличие этого мира делает человека объектом познания другого типа — гуманитарного познания — в одном ряду с языком, культурой, ис­кусством и другими созданными человеком артефактами. Главное в них — содержание. Задача гуманитарного познания — «разговорить» их, вступить в диалог с этими мирами и через это сделать их содержание понятным. Никакое объективирующее познание проникнуть в них не в состоянии. Со­держания есть только у человека — в отличие от черт, образов, процессов, диспозиций и состояний, которые есть и у животных. Не будет большим преувеличением утверждать, что душа — это и есть содержание.

Однако на протяжении почти всего XX века психология находилась под властью естественнонаучного позитивистского устремления «измерять все, что измеряется, научиться измерять все, что не измеряется». У всех на слу­ху введенное Вильгельмом Дильтеем еще в конце XIX века различение «объяснительной» (объективной, естественнонаучной) и «понимающей» (гуманитарной) психологии, однако реальной понимающей психологии Дильтей не создал, это осталось лишь лозунгом. Дильтей не был психоло-

гом, он занимался «науками о духе», и его методологически крайне важный призыв к воссоединению психологии с гуманитарными науками на реаль­ную судьбу психологии в период ее «открытого кризиса» практически не повлиял, хотя альтернатива и была заявлена.

Более существенно повлиял на развитие психологической науки целый ряд прорывов 1920-х — начала 1930-х гг.: изучение личностного простран­ства К. Левиным, введение идеи диалога в работах М. Бубера и М.М. Бах­тина, введение в психологическую терминологию понятия смысла А. Адле­ром, неклассические идеи Л.С. Выготского о существовании психических процессов и функций вне индивидуальной психики и, наконец, введение Л. Бинсвангером в психологический контекст идеи жизненного мира. Тем не менее гуманитарный подход в психологии никак не приживался вплоть до последней четверти XX столетия, ознаменовавшейся настоящим бумом качественных исследований, на гребне которого появилась и книга ведуще­го европейского специалиста по качественным исследованиям, руководите­ля Центра качественных исследований университета Орхуса (Дания) Стейнара Квале.

Качественное феноменологическое исследовательское интервью, кото­рому посвящена эта книга, отличается от того, что мы привыкли называть словом «интервью», как симфонический концерт от дворовой песни на трех аккордах. В социологии и психологии под интервью обычно понима­ют опрос с целью количественной оценки распределения мнений по зара­нее сформулированным вопросам, в журналистике — получение сведений о том, что интересует интервьюера. В обоих случаях речь идет о выявле­нии некой ранее не проявленной информации, об извлечении на поверх­ность более или менее глубоко залегающих полезных ископаемых (соглас­но предложенной автором этой книги метафоре шахтера). В книге С. Квале речь идет совсем о другом: о проникновении в собственное смысловое со­держание жизненного мира респондента, которое заранее никогда не изве­стно. И более того: как убедительно показывает автор, интервью — это не вынос содержания из глубины на поверхность, это всегда формирование нового содержания в диалоге интервьюера и респондента. А когда интер­вьюер должен изложить полученные им результаты научной или более ши­рокой общественности, содержание опять меняется. Ведь оно не является объектом, обладающим инвариантными свойствами, сохраняющимися при его перемещении из одного место в другое, как физические объекты. Здесь действуют закономерности иного рода — закономерности гуманитарные, такие как закономерности взаимодействия формы и содержания, зависимо­сти смысла от контекста, взаимодействия смыслов, вступивших в сопри­косновение между собой, и другие. Поэтому на замену образу шахтера автор предлагает образ путешественника, рассказывающего слушателям о том, что ему удалось увидеть и узнать (на что он обратил внимание, что он понял, что счел важным и т.д.). Рассказ путешественника — это новая ре­альность, не совпадающая с тем, что реально находится в посещенных им местах.

Тем самым книга Квале, отталкиваясь от вполне утилитарных и срав­нительно частных вопросов, по мере погружения в нее трансформирует профессиональное мировоззрение, профессиональную философию чита­теля. Она носит отнюдь не только утилитарный, методический характер (хотя как методическое руководство ее следует признать образцовой). Гораздо важнее ее философско-методологическая составляющая. Автор не ограничивается взглядом на интервью как на инструмент достижения практических целей, он помещает этот исследовательский инструмент в широкий социально-гуманитарный контекст,  анализирует общефилософ­ские тенденции последних десятилетий (постмодернизм, феноменологию, герменевтику, диалектику), отражением которых стал новый взгляд на по­лучение психологического знания. В результате книга Квале предстает как введение в современные (постмодернистские) взгляды на гуманитарное познание и исследования человека на материале методологии исследова­тельского интервью. Постмодернизм довольно давно стал модным пред­метом для ни к чему не обязывающих философских и культурологических (в гораздо меньшей степени психологических) рассуждений, причем суть его остается абсолютно неясна основной массе специалистов человековед-ческих дисциплин. Книга С. Квале наполняет это понятие плотью, конк­ретным осязаемым содержанием.

В заключение — самое главное, чем меня привлекла эта книга. Книга, выходящая в 2003 году, не обязательно содержит мысли на уровне 2003 года. Чаще всего это еще мысли прошлого века, иногда (не так уж редко) — позапрошлого. Бывает и наоборот, хотя довольно редко: книга содержит мысли, опережающие свое время. Это как раз тот самый редкий случай: хотя первое издание книги Квале вышло в 1994 году, по своему духу, фило­софии, мировоззрению и содержанию это уже книга XXI столетия, показы­вающая нам, говоря словами Л.С. Выготского, «зону ближайшего разви­тия» психологической науки. Стоит всмотреться повнимательнее.

Д.А. Леонтьев, доктор психологических наук

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24