ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Облик современного гуманитарного знания
немыслим теперь уже без социальной
психологии. Еще совсем недавно статус
этой науки в нашей стране был достаточно
неопределенным. Будучи тесно связана
с идеологией и политикой, социальная
психология фактически была лишена
права гражданства в социалистическом
обществе, наряду с такими науками, как
генетика и социология. Социально-психологические
проблемы решались в рамках других,
«разрешенных», наук — философии,
педагогики, общей психологии. В то же
время она активно развивалась на Западе,
о чем свидетельствует большое число
теоретических и эмпирических исследований,
посвященных самым разным сторонам жизни
общества, социальных групп и личности.
Теперь ситуация кардинально изменилась.
Начиная с 60-х гг. советская, а затем
российская социальная психология
переживает свое бурное развитие — как
в том, что касается фундаментальных
исследований, так и широко развивая
прикладные исследования во всех областях
общественной жизни, и мера
представленности в ней основных проблем
сопоставима с объемом их исследования
в странах Европы и США. Что же касается
актуального момента, то сегодня судьба
социально-психологического знания
в нашей стране во многом связана с
попытками научной рефлексии радикальных
социальных преобразований последнего
десятилетия.
Институционализация социальной
психологии, развитие в ее рамках
фундаментальных и прикладных исследований,
новое осмысление ею своих общественных
функций неизбежно стимулировали
утверждение статуса социально-психологического
образования. К социальной психологии
обращаются сегодня психологи-практики,
социальные педагоги, социологи. Курс
социальной психологии является одним
из базовых при подготовке широкого
круга специалистов — помимо
студентов-психологов, его слушают
будущие экономисты, менеджеры, специалисты
в области рекламы и средств массовой
коммуникации. В большинстве случаев
данная подготовка опирается на известный
учебник «Социальная психология»
профессора Г.М. Андреевой, многократно
издававшийся в нашей стране и за рубежом.
Представленная читателю хрестоматия,
структурно повторяя этот учебник,
дает возможность более детально
ознакомиться с основными проблемами
современной социальной психологии.
Структурно хрестоматия включает в себя
следующие разделы:
а история и развитие взглядов на
предмет социальной психологии;
б проблемы общения и взаимодействия
людей;
в психология больших и малых
групп;
г особенности социально-психологического
подхода к изучению личности;
д практические аспекты
социальной психологии.
Конечно, далеко не все указанные разделы
равномерно представлены в тексте
хрестоматии. В основном составители
опирались на необходимость использования
данного издания в процессе проведения
семинарских занятий по курсу социальной
психологии — согласно тому их плану,
который сложился на факультете психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова.
В хрестоматии представлены тексты
зарубежных и отечественных авторов.
При их выборе составители руководствовались,
помимо требований содержания, желанием
ознакомить читателя с работами, которые,
с одной стороны не всегда доступны, с
другой, являются, в определенном смысле,
базовыми при изучении этой дисциплины.
В то же время мы считали необходимым
по возможности полно ознакомить читателя
с работами сотрудников кафедры
социальной психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова — одной из ведущих научных
школ в отечественной социально-психологической
науке. Надеемся, что чтение первоисточников
позволит читателю не только расширить
свои знания, но и «соприкоснуться» со
всем имеющимся на сегодняшний момент
разнообразием теоретических и эмпирических
исследований в области социальной
психологии. Мы, конечно же, отдаем себе
отчет в том, что далеко не все работы,
внесшие значительный вклад в развитие
социальной психологии, оказались
представленными в данном издании. В
целом, это объясняется требованиями к
объему книги.
Составители выражают искреннюю
благодарность проф. Г.М. Андреевой
за постоянную поддержку и помощь на
всех этапах работы над данным изданием.
Мы признательны также всем авторам, чьи
работы вошли в хрестоматию.
Е.П. Белинская
О.А Тихомандрицкая
СОДЕРЖАНИЕ
От составителей.
ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Андреева Г.М. Социальная
психология.......................................................
5
Герген К.Дж. Социальная психология как
история .................................22
Ярошевский М.Г. Социальная и
культурно-историческая психология.....................................................................30
Вундт В. Задачи и методы психологии
народов.......................................37
Лебон Г. Душа толпы
...................................................................................42
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МайерсД. Слагаемые убеждения
............................................................... 49
Хараш А.У. Смысловая структура публичного
выступления (об объекте смыслового
восприятия).................................................71
Лабунская В.А. Невербальное поведение:
структура и функции.............84
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская
Л.А. Символический интеракционизм
................................................................................
111
Петровская Л.А. О понятийной схеме
социально-психологического
анализа конфликта
............................................................................
116
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская
Л.А. Теории диадического взаимодействия
.......................................................... 126
Агеев B.C.,
Андреева Г.М. Специфика подхода к
исследованию перцептивных процессов с социальной
психологии...................... 136
Андреева Г.М. Место межличностного
восприятия в системе перцептивных процессов и особенности
его содержания ............. 146
Андреева Г.М. Атрибутивные процессы
................................................... 152
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП
Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной
психологии................. 175
Штомпка П. Социология социальных
изменений................................. 182
Дилигенскш Г.Г. Движения как субъект
социально-политической психологии
.........................................................................................
200
Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы
и межэтнические отношения..........................................................................................
204
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования
малой группы в отечественной и зарубежной социальной
психологии................209
Донцов А.И. Личность в группе:
проблема сплоченности ...................... 229
Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях
конформизма
в зарубежной психологии
.................................................................241
Костинская А. Г. Зарубежные исследования
группового принятия решений, связанных с
риском.........................................................
248
Алифанов С.А. Основные направления
анализа лидерства ....................257
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как
структурный феномен ... 268
Кричевский
Р.Л., Дубовская Е.М. Руководство малой
группой ............... 274
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль руководства
и основные направления его
исследования.........................................................
289
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть,
влияние, лидер ............... 294
Базаров Т.Ю. Организационный контекст
управления персоналом .... 311
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Смелзер Н. Социализация: основные
проблемы и направления исследований......................................................................................
327
Агеев B.C.
Социальная идентичность
личности......................................349
Баклушинскт С.А., Белинская Е.П. Развитие
представлений
о понятии «социальная
идентичность»............................................356
Шихирев П.Н. Социальная установка
...................................................... 364
АсмоловА.Г., Ковалъчук М.А. О соотношении
понятия установки в общей и социальной
психологии..................................................377
МайерсД. Поведение и
установки...........................................................
393
Ядов В.А. О диспозиционной регуляции
социального поведения личности
.............................................................................................416
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Жуков ЮМ. Позиции психолога-практика
............................................433
Петровская Л.А. Социально-психологический
тренинг: воздействие как интенсивное общение
...........................................440
ГозманЛ.Я., Шестопал Е.Б. Политическая
психология и политическая практика
..................................................................450
Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О
стратегиях работы психолога в школе
.............................................................................
458
Ширков Ю.Э. Практические направления
социально-психологических работ в области
рекламы...................................................................
462
Соловьева О.В. Социальная психология
судебного процесса: новые перспективы
...........................................................................471