Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку литературы "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова (Адресаты любовной лир

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку литературы "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова (Адресаты любовной лир

Слайды № 1, 2, 3.

Материалы для учителя

1) Вступительное слово учителя.

Любовь — всепроникающая тема и один из универсальных моти­вов в творчестве Лермонтова, выступающий в своем конкретном воп­лощении как любовь к отечеству, к природе, детям («Ребенку», «Ка­зачья колыбельная песня»), к родным («Прости! увидимся ль мы сно­ва? », «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего — как любовь к женщине в ее различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демони­ческого соперничества. В значении общечеловеческой любви к ближ­нему слово «любовь» употреблено Лермонтовым единственный раз в стихотворении «Пророк» («Провозглашать я стал любви /И правды чистые ученья»). К любви во всех ее формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания. Нередко любовь звучит у него почти как синоним «счастья».

Биографические факты, такие, как детская влюбленность Лер­монтова на Кавказе (см. Автобиографические заметки) или пережи­вания, связанные с чувствами к Е.А. Сушковой, Н.Ф. Ивановой, В.А. Лопухиной, способствовали кристаллизации в его творчестве любовных мотивов, далеко не сводящихся, однако, к осмыслению собственных увлечений

У Лермонтова больше, чем у других русских лириков, любовная тема пронизана мотивами страдания — неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд: «Всякий плакал, кто любил: / Любил ли он морские волны / Иль сердце женщинам дарил» (поэма «Моряк»). Неразделенная любовь, начиная с самых ранних (1830) стихов («…три раза я любил, /Любил три раза безнадежно») и на протя­жении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни (см. Ивановский цикл, Сушковский цикл).

(Б.Л. Старостин*)

Несомненным свидетельством одаренности Лермонтова кажется сейчас его детская впечатлительность и умение запоминать не толь­ко события, но и связанные с ними эмоции: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие»**. Такая восприимчивость, усиленная душевной ранимостью (что было связано с обстоятельствами жизни: ранней потерей матери, небла­гополучными отношениями бабушки и отца, разлукой с отцом) и большим влиянием произведений Байрона, Гете, Руссо, привела к ранней духовной зрелости.

2) Знакомство учащихся с воспоминаниями А. Марченко «Пер­вое беспокойство страстей».

В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов и свои стра­сти — от самых близких скрывает, да так удачно! Никому и в голову не приходит, что резвый мальчик в курточке, сшитой домашним портным, мучается над загадкой сердца человеческого...

« Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетуш­ки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкоси­лись. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату. Я не хотел говорить об ней и убегал, слыша ее названье (теперь я забыл его), как бы страшась, чтобы биение сердца и дрожащий голос не объяснил другим тайну, непонятную для меня са­мого. Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне мне неловко как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованью — это было бы мне больно!.. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность — нет; с тех пор я ничего подобного не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня свя­щенны... И так рано! в десять лет!.. о, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеять­ся над этой страстию! Но чаще — плакать».

Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встре­тить родственную душу.

Слайды № 4, 5.

3) Выразительное чтение стихотворения «Ответ». «Ответ» — раннее (1829) стихотворение М.Ю. Лермонтова с ха­рактерным для него мотивом разочарования в любви и в жизни. В отличие от более поздних стихов сходного содержания, не обнару­живает реальной биографической основы и несет на себе печать сен­тиментально-романтической условности.

Какие мысли и чувства выразил поэт в этом стихотворении и при помощи каких художественных средств?

* Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Рос­сийская энциклопедия», 1999. — С. 308-310.

** Лермонтов М.Ю. Соч.: В 4 т. — Л., 1981. — Т. IV. — С. 352.


Екатерина Александровна Сушкова. Слайд № 6.

Словарная работа: рок

В ранней юности М.Ю. Лермонтов был влюблен в Е.А. Сушкову. Екатерина Александровна Сушкова (в замужестве Хвостова) (1812-1868) — знакомая Лермонтова, мемуаристка. Знакомство состоя­лось весной 1830 года в Москве у А.М. Верещагиной. Красивая, ум­ная и ироничная, Е.А. Сушкова стала предметом юношеского увле­чения Лермонтова. С ее именем связан цикл стихов 1830 года, посвященный преимущественно неразделенной любви.

4) Выразительное чтение стихотворения «Нищий».

а) В чем особенность композиции этого стихотворения?

б) Укажите в тексте стихотворения старославянизмы.

в) Какую стилистическую функцию они выполняют?
Стихотворение имеет 2-частную композицию, характерную для

множества лирических стихов Лермонтова 1829-1830: «Русская мело­дия», «К...» («Не привлекай меня красой...»), «Вечер после дождя», « Утро на Кавказе » и др. Одна из частей стихотворения несет основную психологическую функцию, другая — иллюстративную, причем она

развернута и имеет самостоятельно художественное значение. И. Роза­нов назвал такой прием «оживлением метафоры». Он отметил, что Лер­монтов позднее предпочитал обходиться без конкретной аналогии, что­бы усилить впечатление от самого образа (например, стихотворение «Парус», «Утес» и др.). Изменив детали происшествия у лавры, Лер­монтов внес в него известный евангельский мотив Нагорной проповеди (Мф: 7.9.). В этом эпизоде поэт увидел соединение бессердечности с ли­цемерием; жестокость совершается «у врат обители святой».

(О.В. Миллер)

5) Рассказ о новой встрече поэта с Е. Сушковой в Петербурге. Встреча произошла 4 декабря 1834 года в Петербурге. В течение месяца Лермонтов постоянно бывал в доме Сушковой, уделял ей вни­мание на балах и, наконец, добился ее признания в любви. Тем са­мым, по представлениям света, девушка была скомпрометирована. 5 января 1835 года Лермонтов написал Е.А. Сушковой анонимное письмо, которое привело к разрыву. Сушкова до конца жизни не по­дозревала, что автором письма был Лермонтов. Неблаговидность по­ступка Лермонтова имела, однако, и оборотную сторону: за прошед­шие годы поэт разочаровался в женской любви и привязанности, а потому увидел в Сушковой лишь кокетку, стремящуюся найти же­ниха. Кульминация романа (посылка анонимного письма) совпала с получением Лермонтовым горестного для него известия о помолвке Варвары Лопухиной с Н.Ф. Бахметевым.

В 1838 году Е.А. Сушкова вышла замуж за дипломата А.В. Хвостова; Лермонтов присутствовал на ее свадьбе.

6) Сообщение по заданию карточки № 1 «Ивановский цикл в ли­рике М.Ю. Лермонтова» и его обсуждение.


Иванова Наталья Федоровна. Слайды № 7, 8, 9.

Иванова Наталья Федоровна (в замужестве Обрескова) (1813-1875), знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения 1830-1832 годов. Дочь драматурга Ф.Ф, Иванова (1777-1816). Одобренный в начале знакомства с Ивановой ее приязнью и внима­нием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их от­ношения кончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают мотивы неверия в проч­ность женского чувства, ревность, укоры в обмане. Разрыв с Ивано­вой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти [«Стансы» («Не могу на родине томиться...»)], но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего твор­ческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв с Ивановой относится, видимо, к лету 1831 года.

Между 1833 и 1836 годами Иванова вышла замуж за Н.М. 0брескова. Портрет Ивановой работы В.Ф. Бинемана свидетельствует о красоте и женственности Ивановой и в то же время подтверждает сравнение ее с «мраморным кумиром», «бесчувственным божеством», данное в лермонтовских стихах.

(В.Л. Мануйлов)

СЛОЖНЫЙ ХАРАКТЕР

Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих това­рищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания.

Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от дру­гих, в углу аудитории, у окна, облокотясь по обыкновению на один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профес­сорских лекций. Это бросалось всем в глаза. Шум, происходивший при перемене часов преподавания, не производил никакого на него действия. Роста он был небольшого, сложение красиво, лицом смугл; темные его волосы были приглажены на голове, темно-карие боль­шие глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого сту­дента внушала какое-то безотчетное к себе нерасположение.

Иногда в аудитории нашей, в свободные от лекций часы, сту­денты громко вели между собой оживленные суждения о современных интересных вопросах. Некоторые увлекались, возвышая голос. Лер­монтов иногда отрывался от своего чтения, взглядывал на оратор­ствующего, но как взглядывал! Говоривший невольно конфузился, умалял свой экстаз или совсем умолкал. Ядовитость во взгляде Лер­монтова была поразительна. Сколько презрения, насмешки и вмес­те с тем сожаления изображалось тогда на его строгом лице!

Лермонтов любил посещать каждый вторник тогдашнее вели­колепное Московское Благородное собрание, блестящие балы которого были очаровательны. Он всегда был изысканно одет, а при встре­че с нами делал вид, будто нас не замечает. Не похоже было, что мы с ним были в одном университете, на одном факультете и на одном и том же курсе. Он постоянно окружен был хорошенькими молодыми дамами высшего общества и довольно фамильярно разговаривал и прохаживался по залам с почтенными и влиятельными лицами. Танцующим мы его никогда не видали.

(П. Вистенгоф*)

* Вистенгоф Павел Федорович (ок. 1815 — после 1878) — литератор, соученик Лермонтова по Московскому университету.

Задание.

  1. Сопоставьте воспоминания П. Вистенгофа, соученика М. Лер­монтова по Московскому университету, и стихотворение поэта, от­носящееся к этому периоду, «1831-го июня 11 дня».

  2. В какой мере наблюдения современника соответствуют настро­ению лермонтовского лирического героя?

  3. Найдите в текстах словосочетания, предложения, близкие по своему смыслу.

  4. В какой мере стихотворение объясняет поведение М.Ю. Лер­монтова в светском обществе?

  5. Прочитайте воспоминания современников и подготовьте со­общение на тему «Ивановский цикл в лирике М.Ю. Лермонтова» *.


7) Выразительное чтение стихотворений «1831-го июня 11 дня», «Н.Ф. И…вой», «К*» («Я не унижусь пред тобою...»). Коммента­рий к стихотворениям.

Юношескую лирику Лермонтова можно вообще рассматривать как дневник его душевной и умственной жизни — настолько тесно связана она с тем, что он переживал в эти годы. Стихотворение «1831-го июня 11 дня» является своего рода итогом: оно как бы замыкает круг юношеской лирики (за годы 1830-1831 Лермонто­вым было написано около двухсот стихотворений, несколько поэм и три пьесы).

Заглавие этого стихотворения представляет собой дату напи­сания. Здесь — и тема страдания, и тема одиночества, и тема сла­вы, и тема любви, и тема смерти. Но кроме того, здесь развиты и очень ярко выражены мысли, которые в прежних стихотворениях только намечались: размышления о вечности, о «сумерках души», о столкновениях в человеке «священного с порочным», о не­полноте счастья. По этому стихотворению видно, что Лермонтов много и серьезно читал. Он употребляет такие сложные понятия, как «боренье дум», «желание блаженства», «ноша бытия», «гар­мония вселенной», «жажда бытия», «сумерки души». Характер­ны для Лермонтова набросанные в этом стихотворении картины природы, которые сопоставляются с состояниями человеческой души: грозовые тучи, «степей безбрежной океан», вершины гор, волны. Образцом для этого стихотворения послужили лирические монологи Байрона, стихами которого Лермонтов в эти годы очень увлекался.

* Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминани­ях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. — М.: Детская литература, 1972. — С. 171-173.

Материалы для учителя и учащихся

«Н.Ф. И....вой» (1830) — юношеское стихотворение Лермонто­ва. Это первое стихотворение ивановского цикла, в котором Лермон­тов обращается к возлюбленной как к человеку соизмеримого с ним душевного опыта, способному его понять, проникнуться мыслью о его избранничестве и одновременно — вывести из «угрюмого уедине­нья». Неоправдавшиеся надежды поэта на понимание и (невыска­занную прямо) возможность разделенного чувства побуждают его к новой проверке своего «Я» («Я, веруя твоим словам, / Глубоко в сер­дце погрузился»). И, начиная с пятой строфы, автобиографичность интимного признания естественно для Лермонтова перерастает в вопросы «назначения жизни», ее высшей целесообразности, суще­ствования тайны, «цели» (в контексте данного стихотворения эти понятия — синонимы) жизни, наконец, в обсуждение самой возмож­ности и одновременно проблематичности их постижения.

(Л.М. Щемелева)

«1831-го июня 11 дня» — программное для юношеской лирики Лермонтова стихотворение, суммирующее целый ряд ее основных философско-романтических мотивов. Форме непосредственного размыш­ления «байронического героя» придан характер дневниковой записи (см. Дневник). Жанр стихотворения и его строфическая композиция восходят, как указал Б. Эйхенбаум, к «Посланию Августе» Дж. Байрона.


Ивановский цикл — большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов, обращенной к Н.Ф. Ивановой. В изда­ниях Лермонтова XIX — начала XX веков стихи этого цикла публи­ковались без указания адресата. Всего в разное время было, написано около 40 стихотворений, посвященных Н.Ф. Ивановой: «К Н.И…», «Стансы» («Мгновенно пробежав умом...»), «К***» («Не ты, но судьба виновата была...»), «Время сердцу быть в покое...», «Измученный тоскою и недугом...», «Стансы» («Не могу на родине томиться...»), «В альбом Н. Ф. Ивановой», «К*» («Я не унижусь пред тобою...»), «Сонет», «Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья...».

(Л.М. Аринштпейн, Л.М. Шемелева**)

* Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Рос­сийская энциклопедия», 1999. — С. 586-587. " Там же. С. 181.

«К*» («Я не унижусь пред тобою») — раннее стихотворение Лер­монтова (1832), обращенное к Н.Ф. Ивановой, в котором подводится итог драматических для поэта отношений с ней. Это своего рода рас­чет с прошлым, страстный монолог, построенный как обвинение от­вергнувшей героя возлюбленной, как приговор той, которая не оп­равдала его «надежд». В «Я не унижусь...» отсутствуют скорбные со­зерцательные размышления о быстротечности любви, обязательные в медитативных элегиях на ту же тему (сравни, например, «К невер­ной» И.И. Козлова). Боль утраты, неразделенность любви, а также ноты прощения и частичного оправдания, присутствующие в других стихах ивановского цикла, здесь почти полностью вытесняются осоз­нанием высших притязаний своего «Я» («Такой души ты знала ль цену?»), утверждением первостепенной значимости внутренней сво­боды, окрашенными в тона непримиримого упрека, что находит вы­ражение и в астрофической организации стиха, все 48 строк которого составляет негодующая инвектива, выраженная энергичным декла­мационным стихом. «Я не унижусь...» можно считать образцом «эмо­ционального красноречия» Лермонтова.

(Л.М. Щемелева*)


8) Сообщение «В.А. Лопухина в жизни М.Ю. Лермонтова и стихи, посвященные ей» и его обсуждение.

Лопухина Варвара Александровна.

Слайды № 10, 11 , 12 , 13.

Лопухина Варвара Александровна (в замужестве Бахметева) (1815-51), сестра А.А. Лопухина и М.А. Лопухиной; одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Пережив бурное ув­лечение Н.Ф. Ивановой, поэт в 1831-м встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея — Варенькой.

Лопухиной посвящены следующие произведения: стихи «К. Л.»(«У ног других не забывал»), «К*» («Мы случайно сведены судьбою...»), «К*» («Оставь напрасные заботы...»), «Она не гордой красотою...», «Слова разлуки повторяя...», «Валерик», «К*» («Мой друг, напрасное стара­нье!..»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Рас­стались мы, но твой портрет...» (последние три — предположительно), а также 3-я редакция «Демона», поэма «Измаил-Бей».<...>

Имя Варвары Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в ком­ментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нем. <...>

Сам Лермонтов, касаясь своих взаимоотношении с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины (например, переименовал Варвару в Веру— «Два брата», «Кня­гиня Литовская», «Герой...»); зашифровывал портретное сходство: при описании наружности Веры в романе «Герой...» он зачеркнул упоминание о родинке под бровью, как это было в действительнос­ти, и написал: «на щеке».

* Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Рос­сийская энциклопедия», 1999. — С. 208.

Сохранилось 3 акварельных портрета В.А. Лопухиной работы Лермонтова.

(Н.П. Пахомов*)

СТАНОВЛЕНИЕ ДУШИ

Страстную борьбу за земное, начатую на страницах своего перво­го рукописного сборника, Лермонтов продолжал вести в течение всей своей короткой жизни. Мы встречаемся с этой темой и на страницах следующей пансионской тетради, относящейся к зиме 1829 года. В душе юноши бушует буря чувств, порывов, стремлений, не имею­щих ничего общего с тем аскетическим идеалом, который с детства прививали ему. В душе его «клокочет лава вдохновенья», а ум бро­дит в мучительных поисках истины. Земные страсти всего дороже ему, и не Богу посвящает он свои песни. Этот жестокий, несправед­ливый Бог может наказать его, и он обращается к нему с «Молит­вой» , которая звучит как гордый вызов.

(Т. Иванова)

Задание

  1. Сопоставьте два стихотворения «Молитва» (1829 и 1839). Какая внутренняя эволюция произошла с лирическим героем за де­сять лет? Как меняется его состояние?

  2. Обратите внимание на звуковой фон стихотворения. Меняет­ся ли он на протяжении стихотворения?

  3. «"Молитва", —писал С. Наровчатов, — шедевр любовной ли­рики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душев­ной красоте». Согласны ли вы с мнением литературоведа? Обоснуй­те свой ответ.

  4. Прочитайте воспоминания современников и подготовьте со­общение на тему: «В.А. Лопухина в жизни М.Ю. Лермонтова и сти­хи, посвященные ей».

9) Выразительное чтение стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» Комментарий к стихотворению.

10) Беседа.

а) Какую форму избрал Лермонтов для выражения чувства бла­гоговейной любви в стихотворении «Молитва»? (Сравните со сти­хотворением Пушкина «Мадонна».)

б) С. Наровчатов называет стихотворение «Молитва» «гимном чистоте, нежности, душевной красоте». Можно ли отнести эти сло­ва и к стихотворению «Расстались мы; но твой портрет...»? Обо­снуйте свое мнение.

в) Какие другие стихотворения М.Ю. Лермонтова о любви вам известны? Что сближает их со стихотворениями «Молитва», «Рас­стались мы; но твой портрет...»?


Материал для учителя и учащихся

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») — сти­хотворение, относящееся к зрелой лирике Лермонтова (1837). Строится как монолог лирического героя — мольба о счастье люби­мой женщины, о ее душе (вероятно, что в стихотворении речь идет о В.А. Лопухиной). В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей Матери, лирического героя и той, о которой он молится.

Стихотворение высоко оценили современники Лермонтова: С.П. Шевырев, А.А. Григорьев и др. В.Г. Белинский сказал о нем: «чудная "Молитва"». Позднейшая критика (С. Шувалов, Л. Пум­пянский, М. Пейсахович) особое внимание уделяла анализу метри­ческой системы стиха (четырехстопный дактиль, которому много­численные сверхсхемные ударения в сочетании с пропусками ударе­ния в ряде сильных мест и сплошь дактилической рифмовкой придали чрезвычайно своеобразный мелодический рисунок).

Стихотворение положили на музыку А.Е. Варламов, Н.П. Огарев, П. П. Булахов, Г.А. Кушелев-Безбородко и др.

(Т.Г. Динесман*)

Слайд № 14.

В исполнении талантливейшего исполнителя Сергея Никитина звучит романс на слова М.Ю.Лермонтова из стихотворения «Валери′к» (1840), положенный на музыку Микаэла Таривердиева.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. На мой взгляд, один из удачнейших романсов на стихи М.Ю.Лермонтова, к тому же очень внимательно и трепетно воспринимаемый учениками – детьми XXI столетия, что абсолютно немаловажно в деле приобщения подростков к сокровищам отечественной культуры.


11) Сообщение о стихах, посвященных Щербатовой М. А., и его обсуждение.

12) Чтение стихотворений «М.А. Щербатовой» («На светские цепи...»), «Отчего». Комментарий к стихотворениям.

* Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Рос­сийская энциклопедия», 1999. — С. 284.


Слайд № 15.

Материалы для учителя и учащихся

Щербатова Мария Алексеевна (урожд. Штерич) (октябрь 1820-79), княгиня; в первом браке за князем М.А. Щербатовым, во втором — за И.С. Лутковским. Лермонтов был увлечен ею в 1839-40. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге свет­ский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, ви­димо, и познакомилась с Лермонтовым. «Поэтическая дружба» связы­вала Щербатову с М.И. Глинкой (см.: Глинка М.И. Записки Лермонто­ва, 1953. — С. 136). Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова; после чтения у нее «Демона» она сказала поэту: «Мне ваш Демон нра­вится : я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за обла­ка» (Столыпин Д.А. и Васильев А.В., в кн.: «Воспоминания»).

(Л.Н. Назарова*)

* * *

«М.А. Щербатовой» («На светские цепи...») — стихотворение Лермонтова (1840). Художественная идея стихотворения основана на своеобразном параллелизме, выдержанном на протяжении почти всего стихотворения: черты личности княгини М.А. Щербатовой Лермонтов связывает с обликом ее «печальной отчизны» (Украины) и находит в них отпечаток ее родины, ее родного народа. <...>

Произведение написано сравнительно редким стихом: чередова­нием 2-стопного (в нечетных строках) и 3-стопного амфибрахия при сплошь женской рифмовке (слг. Стихосложение).

(Э.Э. Найдич**)

* * *

«Отчего» — лирическая миниатюра Лермонтова (1840), один из шедевров его зрелого творчества. Стихотворение представляет со­бой монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее буду­щее. <...>

Для стихотворения характерно совмещение двух одновремен­ных планов: конкретного настоящего и обнимающего всю челове­ческую жизнь. Специфически «устная» (И. Андроников) интона­ция стихотворения, хотя и свободная от черт разговорности, свя­зывает его с данной «минутой жизни». Вместе с тем поэт видит судьбу молодой женщины как бы уже свершившейся, с некоей да­лекой отстраненной позиции — с точки зрения человека, знающего неумолимость законов бытия. Стилю и интонации печального мо­нолога-раздумья глубоко соответствует ритмика стиха — « медли­тельный» 6-стопный ямб, к которому Лермонтов прибегал в сти­хах элегического звучания. По предположению Б. Эйхенбаума, стихотворение обращено к М.А. Щербатовой (ср. «Не пощадит мол­вы коварное гоненье» с «беспощадным светом» в стихотворении «М.А. Щербатовой» и самый образ «цветущей молодости» в обоих стихотворениях).

Положено на музыку А.С. Даргомыжским (его романс особенно известен) и др. композиторами.

(Т.Г. Динесман*)

* Лермонтовская энциклопедия. — М,:Научное издательство «Большая Рос­сийская энциклопедия», 1999. — С. 628.

** Там же. С. 628.

Слайд № 16.

13)Рассказ о Быховец Е.Г. Чтение письма Е. Быховец.

14) Чтение стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Комментарий к стихотворению. Беседа.

Анализ этого стихотворения может протекать в различных вариантах, зависящих от готовности класса к разного рода сопо­ставлениям. Можно сравнить это стихотворение с ранним, близ­ким по сюжету и противоположным по чувству, по идее «Я видел раз ее в веселом вихре бала...».

а) Что роднит эти стихотворения и что их отличает друг от друга?

б) Почему в раннем стихотворении Лермонтов проклинает неот­ступность чувства, а в «Нет, не тебя так пылко я люблю...» любит «прошлое страданье»?

в) Чем отличаются образы реальной спутницы поэта в том и дру­гом стихотворении?

г) Какое стихотворение, по вашему мнению, более трагично и почему?

Прослушивание романсов Титова и А.И. Шишкина.

Вывод. В романсе Титова мягкая элегичность создается гар­монией двух музыкальных тем. У А.И. Шишкина чередуются два контрастных мотива: увлекательный вихрь вальса и мелодия страст­ной исповеди, глубокая и сосредоточенная.

Стихотворение Лермонтова пронизано контрастом. Горечь рож­дается среди веселья, радости. Настоящее отступает перед прошлым. Это построение очень характерно для Лермонтова («Отчего», «Как часто, пестрою толпою окружен...»).

* Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Рос­сийская энциклопедия», 1999. — С. 265-266.

* Там же. С. 360.

Такая композиция стихотворения отражает конфликтность его сознания. Противопоставление себя окружающему, мучительная противоречивость чувств звучит у Лермонтова часто и в начале сти­хотворения, которое открывается возражением: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я не могу не произнесть...», «Я не люблю тебя; стра­стей.. .», «Я не достоин, может быть...», «Не играй моей тоской...», «О, полно извинять разврат!..», «Я не унижусь пред тобою...» ит.д.

Слайд № 16.

Материалы для учителя и учащихся

Быховец Екатерина Григорьевна (в замужестве Ивановская) (1820-80), дальняя родственница Лермонтова. Поэт познакомился с Быховец, видимо, в доме ее тетки М.Е. Быховец в один из приездов в Москву в 1837-1841 годах. Летом 1841 года в Пятигорске Быхо­вец была известна как «кузина» Лермонтова. Она — адресат тогда же написанного стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...». По мнению Быховец, она напоминала поэту В. А. Лопухину. В день дуэли утром беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 авг. 1841 года — взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермон­това с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти и похоронах поэта.

(Л.И. Прокопенко*)

«Нет, не тебя так пылко я люблю...» — одно из поздних стихот­ворений Лермонтова (1841), принадлежащих «к эпохе полного раз­вития его дарования» (В.Г. Белинский). Написанные в ту же «эпоху» (1840-1841) стихотворные обращения к женщинам не являются любовной лирикой в точном смысле слова: это восторженные или ком­плиментарные портреты (стихотворения «М.А. Щербатовой», «К пор­трету »), дружеские, не без условной прозы приветствия («М.П. Соломирской», «Графине Ростопчиной»), размышления о судьбе возлюб­ленной вне связи с собственной участью («Отчего»); сердечный мир лирического «Я» в них по существу остается закрытым. Из этого ряда «Нет, не тебя...» резко выделяется той сосредоточенностью на пере­ливах своего чувства, тем упорным стремлением уяснить их себе и адресату, какими всегда сопровождалось переживание страстной влюбленности в ранней лирике Лермонтова (знаменательно, что мес­тоимение «я» и производные встречаются в 12-строчном стихотворе­нии 8 раз и столько же раз звучит: «тебя», «твоей» и т.п.).

Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов (в т.ч. А. Л. Гурилев, А. Контский, Б.А. Фитингоф-Шель, Н.Я. Мясковский, Д.А.Толстой); особенно известен романс-вальс А.И.Шишкина (1887), который приобрел широкую популярность в исполнении Н.А.Обуховой (1886 – 1961).

* Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Рос­сийская энциклопедия», 1999. — С. 74.

Используемая литература:

  1. Преподавание литературы в 9 классе. Книга для учителя. В 2-х частях. Под редакцией профессора Г.А.Обернихиной. Часть 2. М., АРКТИ, 2004.

  2. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Лебедев Ю.В. М., Просвещение, 2010.

  3. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразотельных учреждений. Под редакцией В.И.Коровина. М., Просвещение. 2011.

  4. Русская литература. 9 класс. Практикум. Автор-составитель Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, И.С.Збарский. М., Просвещение. 2000.

  5. Лермонтовская энциклопедия. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», М., 1999.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24