|
Конспект и презентация к уроку литературы "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова (Адресаты любовной лирСлайды № 1, 2, 3. Материалы для учителя 1) Вступительное слово учителя. Любовь — всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своем конкретном воплощении как любовь к отечеству, к природе, детям («Ребенку», «Казачья колыбельная песня»), к родным («Прости! увидимся ль мы снова? », «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего — как любовь к женщине в ее различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества. В значении общечеловеческой любви к ближнему слово «любовь» употреблено Лермонтовым единственный раз в стихотворении «Пророк» («Провозглашать я стал любви /И правды чистые ученья»). К любви во всех ее формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания. Нередко любовь звучит у него почти как синоним «счастья». Биографические факты, такие, как детская влюбленность Лермонтова на Кавказе (см. Автобиографические заметки) или переживания, связанные с чувствами к Е.А. Сушковой, Н.Ф. Ивановой, В.А. Лопухиной, способствовали кристаллизации в его творчестве любовных мотивов, далеко не сводящихся, однако, к осмыслению собственных увлечений У Лермонтова больше, чем у других русских лириков, любовная тема пронизана мотивами страдания — неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд: «Всякий плакал, кто любил: / Любил ли он морские волны / Иль сердце женщинам дарил» (поэма «Моряк»). Неразделенная любовь, начиная с самых ранних (1830) стихов («…три раза я любил, /Любил три раза безнадежно») и на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни (см. Ивановский цикл, Сушковский цикл). (Б.Л. Старостин*) Несомненным свидетельством одаренности Лермонтова кажется сейчас его детская впечатлительность и умение запоминать не только события, но и связанные с ними эмоции: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие»**. Такая восприимчивость, усиленная душевной ранимостью (что было связано с обстоятельствами жизни: ранней потерей матери, неблагополучными отношениями бабушки и отца, разлукой с отцом) и большим влиянием произведений Байрона, Гете, Руссо, привела к ранней духовной зрелости. 2) Знакомство учащихся с воспоминаниями А. Марченко «Первое беспокойство страстей». В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов и свои страсти — от самых близких скрывает, да так удачно! Никому и в голову не приходит, что резвый мальчик в курточке, сшитой домашним портным, мучается над загадкой сердца человеческого... « Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату. Я не хотел говорить об ней и убегал, слыша ее названье (теперь я забыл его), как бы страшась, чтобы биение сердца и дрожащий голос не объяснил другим тайну, непонятную для меня самого. Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне мне неловко как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованью — это было бы мне больно!.. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность — нет; с тех пор я ничего подобного не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны... И так рано! в десять лет!.. о, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! Но чаще — плакать». Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу. Слайды № 4, 5. 3) Выразительное чтение стихотворения «Ответ». «Ответ» — раннее (1829) стихотворение М.Ю. Лермонтова с характерным для него мотивом разочарования в любви и в жизни. В отличие от более поздних стихов сходного содержания, не обнаруживает реальной биографической основы и несет на себе печать сентиментально-романтической условности. Какие мысли и чувства выразил поэт в этом стихотворении и при помощи каких художественных средств? * Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. — С. 308-310. ** Лермонтов М.Ю. Соч.: В 4 т. — Л., 1981. — Т. IV. — С. 352.
Екатерина Александровна Сушкова. Слайд № 6. Словарная работа: рок В ранней юности М.Ю. Лермонтов был влюблен в Е.А. Сушкову. Екатерина Александровна Сушкова (в замужестве Хвостова) (1812-1868) — знакомая Лермонтова, мемуаристка. Знакомство состоялось весной 1830 года в Москве у А.М. Верещагиной. Красивая, умная и ироничная, Е.А. Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова. С ее именем связан цикл стихов 1830 года, посвященный преимущественно неразделенной любви. 4) Выразительное чтение стихотворения «Нищий». а) В чем особенность композиции этого стихотворения? б) Укажите в тексте стихотворения старославянизмы.
в) Какую стилистическую функцию они
выполняют? множества лирических стихов Лермонтова 1829-1830: «Русская мелодия», «К...» («Не привлекай меня красой...»), «Вечер после дождя», « Утро на Кавказе » и др. Одна из частей стихотворения несет основную психологическую функцию, другая — иллюстративную, причем она развернута и имеет самостоятельно художественное значение. И. Розанов назвал такой прием «оживлением метафоры». Он отметил, что Лермонтов позднее предпочитал обходиться без конкретной аналогии, чтобы усилить впечатление от самого образа (например, стихотворение «Парус», «Утес» и др.). Изменив детали происшествия у лавры, Лермонтов внес в него известный евангельский мотив Нагорной проповеди (Мф: 7.9.). В этом эпизоде поэт увидел соединение бессердечности с лицемерием; жестокость совершается «у врат обители святой». (О.В. Миллер) 5) Рассказ о новой встрече поэта с Е. Сушковой в Петербурге. Встреча произошла 4 декабря 1834 года в Петербурге. В течение месяца Лермонтов постоянно бывал в доме Сушковой, уделял ей внимание на балах и, наконец, добился ее признания в любви. Тем самым, по представлениям света, девушка была скомпрометирована. 5 января 1835 года Лермонтов написал Е.А. Сушковой анонимное письмо, которое привело к разрыву. Сушкова до конца жизни не подозревала, что автором письма был Лермонтов. Неблаговидность поступка Лермонтова имела, однако, и оборотную сторону: за прошедшие годы поэт разочаровался в женской любви и привязанности, а потому увидел в Сушковой лишь кокетку, стремящуюся найти жениха. Кульминация романа (посылка анонимного письма) совпала с получением Лермонтовым горестного для него известия о помолвке Варвары Лопухиной с Н.Ф. Бахметевым. В 1838 году Е.А. Сушкова вышла замуж за дипломата А.В. Хвостова; Лермонтов присутствовал на ее свадьбе. 6) Сообщение по заданию карточки № 1 «Ивановский цикл в лирике М.Ю. Лермонтова» и его обсуждение.
Иванова Наталья Федоровна. Слайды № 7, 8, 9. Иванова Наталья Федоровна (в замужестве Обрескова) (1813-1875), знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения 1830-1832 годов. Дочь драматурга Ф.Ф, Иванова (1777-1816). Одобренный в начале знакомства с Ивановой ее приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения кончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти [«Стансы» («Не могу на родине томиться...»)], но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв с Ивановой относится, видимо, к лету 1831 года. Между 1833 и 1836 годами Иванова вышла замуж за Н.М. 0брескова. Портрет Ивановой работы В.Ф. Бинемана свидетельствует о красоте и женственности Ивановой и в то же время подтверждает сравнение ее с «мраморным кумиром», «бесчувственным божеством», данное в лермонтовских стихах. (В.Л. Мануйлов) СЛОЖНЫЙ ХАРАКТЕР Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания. Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь по обыкновению на один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профессорских лекций. Это бросалось всем в глаза. Шум, происходивший при перемене часов преподавания, не производил никакого на него действия. Роста он был небольшого, сложение красиво, лицом смугл; темные его волосы были приглажены на голове, темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безотчетное к себе нерасположение. Иногда в аудитории нашей, в свободные от лекций часы, студенты громко вели между собой оживленные суждения о современных интересных вопросах. Некоторые увлекались, возвышая голос. Лермонтов иногда отрывался от своего чтения, взглядывал на ораторствующего, но как взглядывал! Говоривший невольно конфузился, умалял свой экстаз или совсем умолкал. Ядовитость во взгляде Лермонтова была поразительна. Сколько презрения, насмешки и вместе с тем сожаления изображалось тогда на его строгом лице! Лермонтов любил посещать каждый вторник тогдашнее великолепное Московское Благородное собрание, блестящие балы которого были очаровательны. Он всегда был изысканно одет, а при встрече с нами делал вид, будто нас не замечает. Не похоже было, что мы с ним были в одном университете, на одном факультете и на одном и том же курсе. Он постоянно окружен был хорошенькими молодыми дамами высшего общества и довольно фамильярно разговаривал и прохаживался по залам с почтенными и влиятельными лицами. Танцующим мы его никогда не видали. (П. Вистенгоф*) * Вистенгоф Павел Федорович (ок. 1815 — после 1878) — литератор, соученик Лермонтова по Московскому университету. Задание.
7) Выразительное чтение стихотворений «1831-го июня 11 дня», «Н.Ф. И…вой», «К*» («Я не унижусь пред тобою...»). Комментарий к стихотворениям. Юношескую лирику Лермонтова можно вообще рассматривать как дневник его душевной и умственной жизни — настолько тесно связана она с тем, что он переживал в эти годы. Стихотворение «1831-го июня 11 дня» является своего рода итогом: оно как бы замыкает круг юношеской лирики (за годы 1830-1831 Лермонтовым было написано около двухсот стихотворений, несколько поэм и три пьесы). Заглавие этого стихотворения представляет собой дату написания. Здесь — и тема страдания, и тема одиночества, и тема славы, и тема любви, и тема смерти. Но кроме того, здесь развиты и очень ярко выражены мысли, которые в прежних стихотворениях только намечались: размышления о вечности, о «сумерках души», о столкновениях в человеке «священного с порочным», о неполноте счастья. По этому стихотворению видно, что Лермонтов много и серьезно читал. Он употребляет такие сложные понятия, как «боренье дум», «желание блаженства», «ноша бытия», «гармония вселенной», «жажда бытия», «сумерки души». Характерны для Лермонтова набросанные в этом стихотворении картины природы, которые сопоставляются с состояниями человеческой души: грозовые тучи, «степей безбрежной океан», вершины гор, волны. Образцом для этого стихотворения послужили лирические монологи Байрона, стихами которого Лермонтов в эти годы очень увлекался. * Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. — М.: Детская литература, 1972. — С. 171-173. Материалы для учителя и учащихся «Н.Ф. И....вой» (1830) — юношеское стихотворение Лермонтова. Это первое стихотворение ивановского цикла, в котором Лермонтов обращается к возлюбленной как к человеку соизмеримого с ним душевного опыта, способному его понять, проникнуться мыслью о его избранничестве и одновременно — вывести из «угрюмого уединенья». Неоправдавшиеся надежды поэта на понимание и (невысказанную прямо) возможность разделенного чувства побуждают его к новой проверке своего «Я» («Я, веруя твоим словам, / Глубоко в сердце погрузился»). И, начиная с пятой строфы, автобиографичность интимного признания естественно для Лермонтова перерастает в вопросы «назначения жизни», ее высшей целесообразности, существования тайны, «цели» (в контексте данного стихотворения эти понятия — синонимы) жизни, наконец, в обсуждение самой возможности и одновременно проблематичности их постижения. (Л.М. Щемелева) «1831-го июня 11 дня» — программное для юношеской лирики Лермонтова стихотворение, суммирующее целый ряд ее основных философско-романтических мотивов. Форме непосредственного размышления «байронического героя» придан характер дневниковой записи (см. Дневник). Жанр стихотворения и его строфическая композиция восходят, как указал Б. Эйхенбаум, к «Посланию Августе» Дж. Байрона.
Ивановский цикл — большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов, обращенной к Н.Ф. Ивановой. В изданиях Лермонтова XIX — начала XX веков стихи этого цикла публиковались без указания адресата. Всего в разное время было, написано около 40 стихотворений, посвященных Н.Ф. Ивановой: «К Н.И…», «Стансы» («Мгновенно пробежав умом...»), «К***» («Не ты, но судьба виновата была...»), «Время сердцу быть в покое...», «Измученный тоскою и недугом...», «Стансы» («Не могу на родине томиться...»), «В альбом Н. Ф. Ивановой», «К*» («Я не унижусь пред тобою...»), «Сонет», «Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья...». (Л.М. Аринштпейн, Л.М. Шемелева**) * Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. — С. 586-587. " Там же. С. 181. «К*» («Я не унижусь пред тобою») — раннее стихотворение Лермонтова (1832), обращенное к Н.Ф. Ивановой, в котором подводится итог драматических для поэта отношений с ней. Это своего рода расчет с прошлым, страстный монолог, построенный как обвинение отвергнувшей героя возлюбленной, как приговор той, которая не оправдала его «надежд». В «Я не унижусь...» отсутствуют скорбные созерцательные размышления о быстротечности любви, обязательные в медитативных элегиях на ту же тему (сравни, например, «К неверной» И.И. Козлова). Боль утраты, неразделенность любви, а также ноты прощения и частичного оправдания, присутствующие в других стихах ивановского цикла, здесь почти полностью вытесняются осознанием высших притязаний своего «Я» («Такой души ты знала ль цену?»), утверждением первостепенной значимости внутренней свободы, окрашенными в тона непримиримого упрека, что находит выражение и в астрофической организации стиха, все 48 строк которого составляет негодующая инвектива, выраженная энергичным декламационным стихом. «Я не унижусь...» можно считать образцом «эмоционального красноречия» Лермонтова. (Л.М. Щемелева*)
8) Сообщение «В.А. Лопухина в жизни М.Ю. Лермонтова и стихи, посвященные ей» и его обсуждение. Лопухина Варвара Александровна. Слайды № 10, 11 , 12 , 13. Лопухина Варвара Александровна (в замужестве Бахметева) (1815-51), сестра А.А. Лопухина и М.А. Лопухиной; одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н.Ф. Ивановой, поэт в 1831-м встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея — Варенькой. Лопухиной посвящены следующие произведения: стихи «К. Л.»(«У ног других не забывал»), «К*» («Мы случайно сведены судьбою...»), «К*» («Оставь напрасные заботы...»), «Она не гордой красотою...», «Слова разлуки повторяя...», «Валерик», «К*» («Мой друг, напрасное старанье!..»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Расстались мы, но твой портрет...» (последние три — предположительно), а также 3-я редакция «Демона», поэма «Измаил-Бей».<...> Имя Варвары Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нем. <...> Сам Лермонтов, касаясь своих взаимоотношении с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины (например, переименовал Варвару в Веру— «Два брата», «Княгиня Литовская», «Герой...»); зашифровывал портретное сходство: при описании наружности Веры в романе «Герой...» он зачеркнул упоминание о родинке под бровью, как это было в действительности, и написал: «на щеке». * Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. — С. 208. Сохранилось 3 акварельных портрета В.А. Лопухиной работы Лермонтова. (Н.П. Пахомов*) СТАНОВЛЕНИЕ ДУШИ Страстную борьбу за земное, начатую на страницах своего первого рукописного сборника, Лермонтов продолжал вести в течение всей своей короткой жизни. Мы встречаемся с этой темой и на страницах следующей пансионской тетради, относящейся к зиме 1829 года. В душе юноши бушует буря чувств, порывов, стремлений, не имеющих ничего общего с тем аскетическим идеалом, который с детства прививали ему. В душе его «клокочет лава вдохновенья», а ум бродит в мучительных поисках истины. Земные страсти всего дороже ему, и не Богу посвящает он свои песни. Этот жестокий, несправедливый Бог может наказать его, и он обращается к нему с «Молитвой» , которая звучит как гордый вызов. (Т. Иванова) Задание
9) Выразительное чтение стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» Комментарий к стихотворению. 10) Беседа. а) Какую форму избрал Лермонтов для выражения чувства благоговейной любви в стихотворении «Молитва»? (Сравните со стихотворением Пушкина «Мадонна».) б) С. Наровчатов называет стихотворение «Молитва» «гимном чистоте, нежности, душевной красоте». Можно ли отнести эти слова и к стихотворению «Расстались мы; но твой портрет...»? Обоснуйте свое мнение. в) Какие другие стихотворения М.Ю. Лермонтова о любви вам известны? Что сближает их со стихотворениями «Молитва», «Расстались мы; но твой портрет...»?
Материал для учителя и учащихся «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») — стихотворение, относящееся к зрелой лирике Лермонтова (1837). Строится как монолог лирического героя — мольба о счастье любимой женщины, о ее душе (вероятно, что в стихотворении речь идет о В.А. Лопухиной). В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей Матери, лирического героя и той, о которой он молится. Стихотворение высоко оценили современники Лермонтова: С.П. Шевырев, А.А. Григорьев и др. В.Г. Белинский сказал о нем: «чудная "Молитва"». Позднейшая критика (С. Шувалов, Л. Пумпянский, М. Пейсахович) особое внимание уделяла анализу метрической системы стиха (четырехстопный дактиль, которому многочисленные сверхсхемные ударения в сочетании с пропусками ударения в ряде сильных мест и сплошь дактилической рифмовкой придали чрезвычайно своеобразный мелодический рисунок). Стихотворение положили на музыку А.Е. Варламов, Н.П. Огарев, П. П. Булахов, Г.А. Кушелев-Безбородко и др. (Т.Г. Динесман*) Слайд № 14. В исполнении талантливейшего исполнителя Сергея Никитина звучит романс на слова М.Ю.Лермонтова из стихотворения «Валери′к» (1840), положенный на музыку Микаэла Таривердиева. БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. На мой взгляд, один из удачнейших романсов на стихи М.Ю.Лермонтова, к тому же очень внимательно и трепетно воспринимаемый учениками – детьми XXI столетия, что абсолютно немаловажно в деле приобщения подростков к сокровищам отечественной культуры.
11) Сообщение о стихах, посвященных Щербатовой М. А., и его обсуждение. 12) Чтение стихотворений «М.А. Щербатовой» («На светские цепи...»), «Отчего». Комментарий к стихотворениям. * Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. — С. 284.
Слайд № 15. Материалы для учителя и учащихся Щербатова Мария Алексеевна (урожд. Штерич) (октябрь 1820-79), княгиня; в первом браке за князем М.А. Щербатовым, во втором — за И.С. Лутковским. Лермонтов был увлечен ею в 1839-40. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. «Поэтическая дружба» связывала Щербатову с М.И. Глинкой (см.: Глинка М.И. Записки Лермонтова, 1953. — С. 136). Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова; после чтения у нее «Демона» она сказала поэту: «Мне ваш Демон нравится : я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака» (Столыпин Д.А. и Васильев А.В., в кн.: «Воспоминания»). (Л.Н. Назарова*) * * * «М.А. Щербатовой» («На светские цепи...») — стихотворение Лермонтова (1840). Художественная идея стихотворения основана на своеобразном параллелизме, выдержанном на протяжении почти всего стихотворения: черты личности княгини М.А. Щербатовой Лермонтов связывает с обликом ее «печальной отчизны» (Украины) и находит в них отпечаток ее родины, ее родного народа. <...> Произведение написано сравнительно редким стихом: чередованием 2-стопного (в нечетных строках) и 3-стопного амфибрахия при сплошь женской рифмовке (слг. Стихосложение). (Э.Э. Найдич**) * * * «Отчего» — лирическая миниатюра Лермонтова (1840), один из шедевров его зрелого творчества. Стихотворение представляет собой монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее будущее. <...> Для стихотворения характерно совмещение двух одновременных планов: конкретного настоящего и обнимающего всю человеческую жизнь. Специфически «устная» (И. Андроников) интонация стихотворения, хотя и свободная от черт разговорности, связывает его с данной «минутой жизни». Вместе с тем поэт видит судьбу молодой женщины как бы уже свершившейся, с некоей далекой отстраненной позиции — с точки зрения человека, знающего неумолимость законов бытия. Стилю и интонации печального монолога-раздумья глубоко соответствует ритмика стиха — « медлительный» 6-стопный ямб, к которому Лермонтов прибегал в стихах элегического звучания. По предположению Б. Эйхенбаума, стихотворение обращено к М.А. Щербатовой (ср. «Не пощадит молвы коварное гоненье» с «беспощадным светом» в стихотворении «М.А. Щербатовой» и самый образ «цветущей молодости» в обоих стихотворениях). Положено на музыку А.С. Даргомыжским (его романс особенно известен) и др. композиторами. (Т.Г. Динесман*) * Лермонтовская энциклопедия. — М,:Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. — С. 628. ** Там же. С. 628. Слайд № 16. 13)Рассказ о Быховец Е.Г. Чтение письма Е. Быховец. 14) Чтение стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Комментарий к стихотворению. Беседа. Анализ этого стихотворения может протекать в различных вариантах, зависящих от готовности класса к разного рода сопоставлениям. Можно сравнить это стихотворение с ранним, близким по сюжету и противоположным по чувству, по идее «Я видел раз ее в веселом вихре бала...». а) Что роднит эти стихотворения и что их отличает друг от друга? б) Почему в раннем стихотворении Лермонтов проклинает неотступность чувства, а в «Нет, не тебя так пылко я люблю...» любит «прошлое страданье»? в) Чем отличаются образы реальной спутницы поэта в том и другом стихотворении? г) Какое стихотворение, по вашему мнению, более трагично и почему? Прослушивание романсов Титова и А.И. Шишкина. Вывод. В романсе Титова мягкая элегичность создается гармонией двух музыкальных тем. У А.И. Шишкина чередуются два контрастных мотива: увлекательный вихрь вальса и мелодия страстной исповеди, глубокая и сосредоточенная. Стихотворение Лермонтова пронизано контрастом. Горечь рождается среди веселья, радости. Настоящее отступает перед прошлым. Это построение очень характерно для Лермонтова («Отчего», «Как часто, пестрою толпою окружен...»). * Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. — С. 265-266. * Там же. С. 360. Такая композиция стихотворения отражает конфликтность его сознания. Противопоставление себя окружающему, мучительная противоречивость чувств звучит у Лермонтова часто и в начале стихотворения, которое открывается возражением: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я не могу не произнесть...», «Я не люблю тебя; страстей.. .», «Я не достоин, может быть...», «Не играй моей тоской...», «О, полно извинять разврат!..», «Я не унижусь пред тобою...» ит.д. Слайд № 16. Материалы для учителя и учащихся Быховец Екатерина Григорьевна (в замужестве Ивановская) (1820-80), дальняя родственница Лермонтова. Поэт познакомился с Быховец, видимо, в доме ее тетки М.Е. Быховец в один из приездов в Москву в 1837-1841 годах. Летом 1841 года в Пятигорске Быховец была известна как «кузина» Лермонтова. Она — адресат тогда же написанного стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...». По мнению Быховец, она напоминала поэту В. А. Лопухину. В день дуэли утром беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 авг. 1841 года — взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти и похоронах поэта. (Л.И. Прокопенко*) «Нет, не тебя так пылко я люблю...» — одно из поздних стихотворений Лермонтова (1841), принадлежащих «к эпохе полного развития его дарования» (В.Г. Белинский). Написанные в ту же «эпоху» (1840-1841) стихотворные обращения к женщинам не являются любовной лирикой в точном смысле слова: это восторженные или комплиментарные портреты (стихотворения «М.А. Щербатовой», «К портрету »), дружеские, не без условной прозы приветствия («М.П. Соломирской», «Графине Ростопчиной»), размышления о судьбе возлюбленной вне связи с собственной участью («Отчего»); сердечный мир лирического «Я» в них по существу остается закрытым. Из этого ряда «Нет, не тебя...» резко выделяется той сосредоточенностью на переливах своего чувства, тем упорным стремлением уяснить их себе и адресату, какими всегда сопровождалось переживание страстной влюбленности в ранней лирике Лермонтова (знаменательно, что местоимение «я» и производные встречаются в 12-строчном стихотворении 8 раз и столько же раз звучит: «тебя», «твоей» и т.п.). Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов (в т.ч. А. Л. Гурилев, А. Контский, Б.А. Фитингоф-Шель, Н.Я. Мясковский, Д.А.Толстой); особенно известен романс-вальс А.И.Шишкина (1887), который приобрел широкую популярность в исполнении Н.А.Обуховой (1886 – 1961). * Лермонтовская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. — С. 74. Используемая литература:
|
Loading
|