Центральный Дом Знаний - Прохорова А.О. (ред.) Практикум по психологии состояний

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Прохорова А.О. (ред.) Практикум по психологии состояний

Прохорова А.О. (ред.) 

pic

Год: 2004 
Издательство: Речь
ISBN: 5-9268-0288-1 
Формат: DOC
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 236
Описание: Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний.
Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу "Психология психических состояний". Основная цель пособия - дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога.
Пособие снабжено глоссарием психических состояний.


Оглавление

Введение....................................................................................................................................................................................... 8

 

Тема I. Методы изучения психических состояний..................................................................................................... 10

Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний.......................................................... 15

Занятие 1. Самооценка психического состояния

по шкалированному признаку состояний. Самоотчет................................................................................................... 18

Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического

состояния..................................................................................................................................................................................... 19

Оценка функционального состояния «САН»..................................................................................................................... 19

Шкала-градусник...................................................................................................................................................................... 21

Тест-опросник «Оценка настроения»................................................................................................................................... 21

Качество жизни.......................................................................................................................................................................... 23

Занятие 3. Определение доминирующего и актуального

психического состояния.......................................................................................................................................................... 34

Методика определения доминирующего состояния....................................................................................................... 34

Опросник ДС (полный вариант)............................................................................................................................................ 45

Опросник ДС (краткий вариант)........................................................................................................................................... 48

Опросник «Актуальное состояние» (АС)............................................................................................................................ 62

Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического

пространства психических состояний................................................................................................................................ 74

Занятие 5. Построение рельефа психического состояния............................................................................................. 80

Методика «Рельеф психического состояния».................................................................................................................... 80

Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта..................................................................................... 87

Анкета «Причины эмоционального дискомфорта»......................................................................................................... 87

Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке
(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение, депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.)........................................ 92

Синдром эмоционального выгорания В. Бойко................................................................................................................ 92

Профессиональное выгорание............................................................................................................................................... 105

Исследование синдрома отключения.................................................................................................................................. 106

Опросник на «выгорание» МВ1............................................................................................................................................. 107

Шкала нервно-психического напряжения.......................................................................................................................... 110

Диагностика состояния стресса............................................................................................................................................ 115

Тест «Степень напряженности»............................................................................................................................................. 116

Нервно-психическая устойчивость (НПУ).

Методика «Прогноз»................................................................................................................................................................. 117

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) ........................................................................... 121

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант)................................................................ 122

Личностная шкала проявлений тревоги............................................................................................................................. 123

Шкала тревоги............................................................................................................................................................................ 125

Шкала астенического состояния (ШАС)............................................................................................................................ 127

Методика В. Бойко «Фрустрация»....................................................................................................................................... 129

Социальная фрустрированность.......................................................................................................................................... 131

Методика диагностики уровня субъективного ощущения

одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона........................................................................................................................... 134

Методика «Т и Д»...................................................................................................................................................................... 134

Методика дифференциальной диагностики депрессивных

состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой).................................................................................................... 138

Методика дифференциальной диагностики депрессивных

состояний В. А. Жмурова........................................................................................................................................................ 140

Шкала депрессии Э. Бека........................................................................................................................................................ 147

Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса,

напряжения и комфортности.................................................................................................................................................. 150

Самооценка эмоциональных состояний............................................................................................................................. 158

Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку)................................................................................. 160

Диагностика состояния агрессии.......................................................................................................................................... 163

Тест агрессивности................................................................................................................................................................... 167

 

Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний.................................................... 171

Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений

психического состояния.......................................................................................................................................................... 174

Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции.............. 174

Изучение вегетативных проявлений психического состояния

(методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ

и кожно-галъванической реакции)....................................................................................................................................... 184

Занятие 9. Диагностика психических состояний

с помощью проективных тестов............................................................................................................................................ 190

Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения

фрустрационных реакций»..................................................................................................................................................... 190

Метод цветовых выборов (МЦВ).......................................................................................................................................... 204

 

Тема IV. Изучение экспрессивного компонента психических состояний........................................................ 262

Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения

эмоциональной экспрессии.................................................................................................................................................... 263

Факторы успешности опознания эмоциональных состояний

по выражению лица.................................................................................................................................................................. 263

Изучение экспрессивного компонента эмоций

методом наблюдения эмоциональной экспрессии.......................................................................................................... 266

Методика «Определение эмоционального состояния

путем наблюдения за экспрессией»..................................................................................................................................... 275

Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по
эмоциональной экспрессии (ВЭЭ)........................................................................................................................................ 278

Методика «Оценка своих средств экспрессии»................................................................................................................ 283

Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения

психического состояния.......................................................................................................................................................... 283

Шкала мимического выражения психического состояния............................................................................................ 283

Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний............................................................................... 293

Умение понимать язык мимики и жестов............................................................................................................................ 296

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка

эмоциональных состояний»................................................................................................................................................... 300

Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?».............................................................................................................................. 301

Занятие 13. Определение эмоционального состояния

говорящего по интонации голоса......................................................................................................................................... 302

 

Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности................ 304

Занятие 14. Диагностика психических состояний детей

дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей............................................................................ 307

Методики диагностики психических состояний детей

дошкольного возраста............................................................................................................................................................. 307

Цветорисуночный тест диагностики психических состояний

младших школьников............................................................................................................................................................... 319

Психические состояния школьников.................................................................................................................................... 326

Психические состояния студентов....................................................................................................................................... 328

Психические состояния учителей......................................................................................................................................... 329

Психические состояния преподавателей............................................................................................................................ 331

Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления

с помощью опросников............................................................................................................................................................ 332

Опросник для оценки острого умственного утомления.................................................................................................. 335

Дифференцированная оценка работоспособности......................................................................................................... 337

Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление.................................................................................................. 341

Опросник «Степень хронического утомления»................................................................................................................. 341

Занятие 17. Самооценка предсоревновательного

психического состояния спортсменов................................................................................................................................. 346

Исследование предсоревновательного психического состояния

у спортсменов............................................................................................................................................................................. 350

Измерение предсоревновательного состояния спортсменов........................................................................................ 357

Занятие 18. Комплексная методика моделирования

психической напряженности.................................................................................................................................................. 361

Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания»

в профессиональной деятельности....................................................................................................................................... 364

Шкала оценки профессионального стресса...................................................................................................................... 365

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной

деятельности............................................................................................................................................................................... 367

Опросник MBI............................................................................................................................................................................ 370

Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности............................................................................................. 373

Занятие 21. Особенности психодиагностики

посттравматического стрессового расстройства............................................................................................................ 374

Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей.................................................................. 387

 

Teмa VI. Регуляция психических состояний................................................................................................................ 397

Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции

состояния человека................................................................................................................................................................... 397

Методики, определяющие тип и характеристики

индивидуального стиля саморегуляции состояния......................................................................................................... 398

Методики оценки оптимальности индивидуального стиля

саморегуляции состояния....................................................................................................................................................... 400

Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния............................................................................... 401

Занятие 24. Методы управления психическим состоянием.......................................................................................... 404

Методы прямой регуляции психического состояния...................................................................................................... 404

Занятие 25. Методы опосредованного влияния

на психическое состояние....................................................................................................................................................... 406

Занятие 26. Общая характеристика методов психического

самоуправления. Нервно-мышечная релаксация............................................................................................................ 408

Методика «Нервно-мышечная релаксация»...................................................................................................................... 409

Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации................................................................................................. 414

Методика «Аутогенная тренировка»................................................................................................................................... 414

Методика «Идеомоторная тренировка»............................................................................................................................. 417

Методика «Сенсорная репродукция» (СР)......................................................................................................................... 420

Занятие 28. Построение курса обучения навыкам

самоуправления психическим состоянием........................................................................................................................ 423

Комплексная программа обучения навыкам психического

самоуправления......................................................................................................................................................................... 430

Задание для практикума......................................................................................................................................................... 432

Психотехники развития эмоциональной гибкости.......................................................................................................... 434

Глоссарий психических состояний...................................................................................................................................... 451


  Введение

Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психическое состояние от психических процессов и свойств личности, что создает методологические трудности при изучении явления. Отсутствие четких временных границ отдельного состояния в свою очередь вызывает значительные методологические трудности в их диагностике. Теоретические и методологические сложности изучения состояний возрастают в связи с тем, что психические состояния как системные явления характеризуются многоуровневостью, мно-гокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, что маскирует различия между ними. Такое положение привело к тому, что эта категория психических явлений, оказывающая влияние на все стороны поведения и деятельности человека, оказалась вне поля зрения специалистов-психологов, существенно снижая эффективность их деятельности.

Другой аспект методологических трудностей исследования состояний заключается в слабой разработанности экспериментального аппарата изучения: при огромном множестве методик измерения психических процессов и психологических свойств число методик, диагностирующих и измеряющих психические состояния, ограничено. Более того, методики диагностики и измерения психических состояний разбросаны по отдельным изданиям, что затрудняет их использование в реальной психологической практике. Поэтому целью нашей работы явилось объединение методик диагностики психических состояний в одно пособие, с подробным изложением их применения в деятельности психолога.

Учебное пособие содержит шесть тематических разделов, представляющих комплекс современных методов исследования психических состояний. Четыре первых раздела посвящены методам изучения феноменологии психических состояний, предстающих как в осознаваемых, так неосознаваемых и экспрессивных компонентах этого явления. Занятия пятого раздела знакомят с диагностикой и измерением психических состояний, проявляющихся в деятельности. В шестом разделе приводятся методы управления психическим состоянием.

Преподаватель может выбрать темы и задания в зависимости от времени занятий, предусмотренного учебным планом, и возможностей оснащения аудитории необходимой аппаратурой или бланковым инструментарием. Ряд занятий может быть отнесен на самостоятельную работу учащихся.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24