Центральный Дом Знаний - Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.Родители глазами подростка: психологическая диагностика

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.Родители глазами подростка: психологическая диагностика

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.

pic

Год: 2004
Язык: Русский
Серия: Практикум по психодиагностике
Издательство: Речь
ISBN: 5-9268-0283-0
Кол-во страниц: 160
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

В учебном пособии отражены проблемы восприятия и понимания подростками воспитательной практики их родителей, отличительные особенности межличностных отношений в семьях здоровых подростков, больных неврозом и у подростков с отклоняющимся поведением.
Приводятся результаты стандартизации на отечественной выборке, апробации и практического использования оригинальной тестовой методики "Подростки о родителях" (ПоР), которая позволяет объективно и надёжно диагностировать особенности воспитательной практики родителей с точки зрения детей и подростков. Эта работа выполнена в лаборатории клинической психологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева на основе научного сотрудничества с Институтом психодиагностики (г. Братислава, Словакия).


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................7

ГЛАВА I. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ И УЧЕНИЯ О ПОДРОСТКАХ

(Е. Е. Ромицына)......................................................................10

Подростковый возраст как период развития...............................16

«Подростковый кризис» — норма или патология?.....................19

«Новообразования» подросткового возраста..............................23

Физиологические особенности развития подростков.........23

Подростковые «новообразования» в интеллектуальной

сфере.............................................................................26

Социализация подростков....................................................28

Развитие самосознания подростков.....................................31

Особенности формирования идентичности подростков

в современной России..........................................................33

Семья как один из психогенных факторов в возникновении и развитии пограничных нервно-психических расстройств у подростков..........................................................................35

ГЛАВА 2. ОПРОСНИК «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ»

(Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына).............49

Материалы апробации русскоязычной версии методики

«Подростки о родителях»......................................................52

Интерпретация шкалюценка матери сыном..............................55

Шкала Позитивного интереса (POZ)...................................55

Шкала Директивное™ (DIR)................................................56

Шкала Враждебности (HOS).................................................57

Шкала Автономности (AUT)................................................58

Шкала Непоследовательности (NED)..................................58

Интерпретация шкал:оценка отца сыном...................................59

Шкала Позитивного интереса..............................................59

Шкала Директивности..........................................................60

Шкала Враждебности............................................................61

Шкала Автономности............................................................62

Шкала Непоследовательности..............................................63

Различия в восприятии образов матери и отца их социально-адаптированными сыновья ми-подростками.......................64

Интерпретация шкал: оценка матери дочерью...........................65

Шкала Позитивного интереса..............................................65

Шкала Директивное™..........................................................65

Шкала Враждебности............................................................66

Шкала Автономности............................................................66

Шкала Непоследовательности..............................................67

Интерпретация шкал: оценка отца дочерью...............................68

Шкала Позитивного интереса..............................................68

Шкала Директивное™..........................................................69

Шкала Враждебности............................................................70

Шкала Автономности............................................................71

Шкала Непоследовательности..............................................71

Различия в восприятии образов матери и отца их социально-адаптированными дочерьми-подросткам и..........................72

Процедура проведения исследования.........................................74

Механизм обработки сырых данных...........................................77

Номера утверждений, соответствующие шкалам (ключ).....77

Фактор близости (POZ/HOS)...............................................78

Фактор критики (DIR/AUT).................................................78

Индивидуальный анализ наиболее распространенных

результатов, выраженных графически.................................79

Дисгармонично-непоследовательное отношение................84

Отвергающе-отстраненное отношение................................85

Враждебно-подавляющее отношение..................................86

Открыто-враждебное отношение.........................................87

Примеры психологического заключения поданным опросника ПоР......................................................................88

Результаты психологического исследования испытуемой К., 17 лет..................................................88

Результаты психологического исследования испытуемой К., 15 лет..................................................90

ГЛАВА 3. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСНИКА ПоР У ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ (И. Л. Горьковая)......................................................................93

ГЛАВА 4. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСНИКА ПоР У ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ НЕВРОЗОМ

(Е. Е. Ромицына)....................................................................119

Особенности восприятия воспитательной практики матери

больными неврозом и здоровыми подростками...............12S

Особенности восприятия воспитательной практики отца

больными неврозом и здоровыми подростками...............127

ГЛАВА 5. СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДИКИ «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ» С ДАННЫМИ ДРУГИХ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ МЕТОДИК

(Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына)...........133

Анализ семейного воспитания и психологических причин

его нарушений.....................................................................133

Опенка межперсональных отношений (Т. Лири).....................145

Взаимозависимость восприятия здоровыми подростками особенностей воспитательного воздействия и характера межличностных отношений родителей 148 Взаимозависимость восприятия здоровыми подростками особенностей воспитательного воздействия и самооценки характера межличностных отношений родителей.......................................................159

ПатохарактерологическиЙ диагностический опросник для подростков....................................................................160

Шкалы Тревожности Ч. Спилбергера.......................................165

Клинические характеристики аномального личностного развития...............................................................................168

Опросник «Самоотношение» (подростковый образ «Я»)........171

Тест ценностных ориентаций М. Рокича..................................175

Методика Розенцвейга (характер эмоционального реагирования) и «Индикатор стратегий преодоления стресса» — CSI (способы разрешения проблем).................................177

ГЛАВА6. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОПРОСНИКА ПОР В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ (Е. Е. Ромицына)....................................................................181

Заключение.................................................................................188

Литература..................................................................................190

Приложение 1. Тексты опросника.............................................205

Приложение 2. Таблицы стандартизации для мальчиков........215

Приложение 3. Таблицы стандартизации для девочек.............227

Приложение 4. Регистрационный лист к опроснику ПоР.......239

Приложение 5. Показатели нормативной выборки.................242

Об авторах...................................................................................244


ВВЕДЕНИЕ

Психологические исследования детей и подростков показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребно-стно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в этом мире; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации.

В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.

Как известно, подростковый возраст особенно чувствителен к различного рода нарушениям отношений. Переход ко взрослой жизни происходит тяжело, формируется характер, зачастую возникают акцентуации, а в ряде случаев — аномальные проявления характера, невротические, неврозоподобные и психосоматические расстройства. В это время отношения с родителями переходят на качественно новый этап, поэтому представляется важным проследить, каким именно образом они изменяются, чтобы не допустить возможных отклонений, помочь членам семьи в целом легче адаптироваться друг к другу и пройти этот период без серьезных конфликтов и утрат.

В литературе до настоящего времени уделялось недостаточно внимания проблеме отношения и оценке родителей самими детьми; используемые для этих целей психодиагностические методы не дают достаточной объективной информации. Очевидно, что без этого невозможно изменить подчас утрированно негативное отношение подростка к родителям — отцу или матери, трудно его скорректировать, приблизить членов родительской семьи к взаимопониманию, а следовательно, — к гармонизации внутрисемейных отношений. Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений, как между самими родителями, так и между родителями и детьми, существенное значение приобретают психодиагностические методы, направленные на диагностику стилей родительского поведения. Разработаны, в том числе и в отечественной психологии, и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение с точки зрения самих родителей или других взрослых, участвующих в воспитан и и ребенка. Однако следует помнить, что дети, в особенности подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные отношения, тем более, подростки с пограничными нервно-психическими расстройствами и отклоняющимся поведением.

В свое время нами впервые была предпринята попытка применения опросника «Повеление родителей и отношение подростков к ним* (ПоР) в меди ко-психолого-педагогической практике, и опыт его использования представляется положительным. Поскольку диагностическая модель исследования детско-родительских отношений предполагает некий дефицит специальных знаний родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, то разработка и использование специальных психолого-диагностических методов может дать объективную информацию, полезную для оказания специализированной психологической помощи в виде вынесения диагностического заключения; впоследствие это может служить основой для организационных решений. Эта ломошь может состоять в том, чтобы показать родителям (узнать, понять, эмоционально оценить и поведенчески отреагировать), как их собственные чувства и позиции могли способствовать формированию нарушений поведения их детей-подростков. В случае использования методики ПоР эффективной оказывается как чисто диагностическая, так и психолого-педагогическая модель помощи подросткам, родителям и педагогам, прежде всего в связи с получением информации о воспитательных тактиках родителей глазами подростков, поскольку иначе чем в модели эксперимента получение такой информации представляется крайне затруднительным.

Таким образом, в предлагаемой книге как приводится сам психодиагностический инструмент (опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»), так и описывается опыт его применения. Важно подчеркнуть, что предлагаемый методический подход является лишь частью комплексной системы изучения различных сфер семейных отношений, сопряженных с квалификацией особенностей межличностных отношений в диаде «родитель - подросток», а также с данными в психосоциальных аспектах функционирования семьи.

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24