|
Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.Родители глазами подростка: психологическая диагностикаВассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Год: 2004 В учебном пособии
отражены проблемы восприятия и понимания
подростками воспитательной практики
их родителей, отличительные особенности
межличностных отношений в семьях
здоровых подростков, больных неврозом
и у подростков с отклоняющимся
поведением. Оглавление ВВЕДЕНИЕ...................................................................................7 ГЛАВА I. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ И УЧЕНИЯ О ПОДРОСТКАХ (Е. Е. Ромицына)......................................................................10 Подростковый возраст как период развития...............................16 «Подростковый кризис» — норма или патология?.....................19 «Новообразования» подросткового возраста..............................23 Физиологические особенности развития подростков.........23 Подростковые «новообразования» в интеллектуальной сфере.............................................................................26 Социализация подростков....................................................28 Развитие самосознания подростков.....................................31 Особенности формирования идентичности подростков в современной России..........................................................33 Семья как один из психогенных факторов в возникновении и развитии пограничных нервно-психических расстройств у подростков..........................................................................35 ГЛАВА 2. ОПРОСНИК «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ» (Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына).............49 Материалы апробации русскоязычной версии методики «Подростки о родителях»......................................................52 Интерпретация шкалюценка матери сыном..............................55 Шкала Позитивного интереса (POZ)...................................55 Шкала Директивное™ (DIR)................................................56 Шкала Враждебности (HOS).................................................57 Шкала Автономности (AUT)................................................58 Шкала Непоследовательности (NED)..................................58 Интерпретация шкал:оценка отца сыном...................................59 Шкала Позитивного интереса..............................................59 Шкала Директивности..........................................................60 Шкала Враждебности............................................................61 Шкала Автономности............................................................62 Шкала Непоследовательности..............................................63 Различия в восприятии образов матери и отца их социально-адаптированными сыновья ми-подростками.......................64 Интерпретация шкал: оценка матери дочерью...........................65 Шкала Позитивного интереса..............................................65 Шкала Директивное™..........................................................65 Шкала Враждебности............................................................66 Шкала Автономности............................................................66 Шкала Непоследовательности..............................................67 Интерпретация шкал: оценка отца дочерью...............................68 Шкала Позитивного интереса..............................................68 Шкала Директивное™..........................................................69 Шкала Враждебности............................................................70 Шкала Автономности............................................................71 Шкала Непоследовательности..............................................71 Различия в восприятии образов матери и отца их социально-адаптированными дочерьми-подросткам и..........................72 Процедура проведения исследования.........................................74 Механизм обработки сырых данных...........................................77 Номера утверждений, соответствующие шкалам (ключ).....77 Фактор близости (POZ/HOS)...............................................78 Фактор критики (DIR/AUT).................................................78 Индивидуальный анализ наиболее распространенных результатов, выраженных графически.................................79 Дисгармонично-непоследовательное отношение................84 Отвергающе-отстраненное отношение................................85 Враждебно-подавляющее отношение..................................86 Открыто-враждебное отношение.........................................87 Примеры психологического заключения поданным опросника ПоР......................................................................88 Результаты психологического исследования испытуемой К., 17 лет..................................................88 Результаты психологического исследования испытуемой К., 15 лет..................................................90 ГЛАВА 3. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСНИКА ПоР У ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ (И. Л. Горьковая)......................................................................93 ГЛАВА 4. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСНИКА ПоР У ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ НЕВРОЗОМ (Е. Е. Ромицына)....................................................................119 Особенности восприятия воспитательной практики матери больными неврозом и здоровыми подростками...............12S Особенности восприятия воспитательной практики отца больными неврозом и здоровыми подростками...............127 ГЛАВА 5. СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДИКИ «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ» С ДАННЫМИ ДРУГИХ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ МЕТОДИК (Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына)...........133 Анализ семейного воспитания и психологических причин его нарушений.....................................................................133 Опенка межперсональных отношений (Т. Лири).....................145 Взаимозависимость восприятия здоровыми подростками особенностей воспитательного воздействия и характера межличностных отношений родителей 148 Взаимозависимость восприятия здоровыми подростками особенностей воспитательного воздействия и самооценки характера межличностных отношений родителей.......................................................159 ПатохарактерологическиЙ диагностический опросник для подростков....................................................................160 Шкалы Тревожности Ч. Спилбергера.......................................165 Клинические характеристики аномального личностного развития...............................................................................168 Опросник «Самоотношение» (подростковый образ «Я»)........171 Тест ценностных ориентаций М. Рокича..................................175 Методика Розенцвейга (характер эмоционального реагирования) и «Индикатор стратегий преодоления стресса» — CSI (способы разрешения проблем).................................177 ГЛАВА6. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКА ПОР В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ (Е. Е. Ромицына)....................................................................181 Заключение.................................................................................188 Литература..................................................................................190 Приложение 1. Тексты опросника.............................................205 Приложение 2. Таблицы стандартизации для мальчиков........215 Приложение 3. Таблицы стандартизации для девочек.............227 Приложение 4. Регистрационный лист к опроснику ПоР.......239 Приложение 5. Показатели нормативной выборки.................242 Об авторах...................................................................................244 ВВЕДЕНИЕ Психологические исследования детей и подростков показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребно-стно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в этом мире; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний. Как известно, подростковый возраст особенно чувствителен к различного рода нарушениям отношений. Переход ко взрослой жизни происходит тяжело, формируется характер, зачастую возникают акцентуации, а в ряде случаев — аномальные проявления характера, невротические, неврозоподобные и психосоматические расстройства. В это время отношения с родителями переходят на качественно новый этап, поэтому представляется важным проследить, каким именно образом они изменяются, чтобы не допустить возможных отклонений, помочь членам семьи в целом легче адаптироваться друг к другу и пройти этот период без серьезных конфликтов и утрат. В литературе до настоящего времени уделялось недостаточно внимания проблеме отношения и оценке родителей самими детьми; используемые для этих целей психодиагностические методы не дают достаточной объективной информации. Очевидно, что без этого невозможно изменить подчас утрированно негативное отношение подростка к родителям — отцу или матери, трудно его скорректировать, приблизить членов родительской семьи к взаимопониманию, а следовательно, — к гармонизации внутрисемейных отношений. Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений, как между самими родителями, так и между родителями и детьми, существенное значение приобретают психодиагностические методы, направленные на диагностику стилей родительского поведения. Разработаны, в том числе и в отечественной психологии, и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение с точки зрения самих родителей или других взрослых, участвующих в воспитан и и ребенка. Однако следует помнить, что дети, в особенности подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные отношения, тем более, подростки с пограничными нервно-психическими расстройствами и отклоняющимся поведением. В свое время нами впервые была предпринята попытка применения опросника «Повеление родителей и отношение подростков к ним* (ПоР) в меди ко-психолого-педагогической практике, и опыт его использования представляется положительным. Поскольку диагностическая модель исследования детско-родительских отношений предполагает некий дефицит специальных знаний родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, то разработка и использование специальных психолого-диагностических методов может дать объективную информацию, полезную для оказания специализированной психологической помощи в виде вынесения диагностического заключения; впоследствие это может служить основой для организационных решений. Эта ломошь может состоять в том, чтобы показать родителям (узнать, понять, эмоционально оценить и поведенчески отреагировать), как их собственные чувства и позиции могли способствовать формированию нарушений поведения их детей-подростков. В случае использования методики ПоР эффективной оказывается как чисто диагностическая, так и психолого-педагогическая модель помощи подросткам, родителям и педагогам, прежде всего в связи с получением информации о воспитательных тактиках родителей глазами подростков, поскольку иначе чем в модели эксперимента получение такой информации представляется крайне затруднительным. Таким образом, в предлагаемой книге как приводится сам психодиагностический инструмент (опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»), так и описывается опыт его применения. Важно подчеркнуть, что предлагаемый методический подход является лишь частью комплексной системы изучения различных сфер семейных отношений, сопряженных с квалификацией особенностей межличностных отношений в диаде «родитель - подросток», а также с данными в психосоциальных аспектах функционирования семьи. |
Loading
|