|
Марцинковская Т.Д. и др. Детская практическая психологияМарцинковская Т.Д. и др. Год выпуска: 2004 Оглавление Предисловие....................................................................................................7 Глава 1. История детской практической психологии..................................8 11 Становление детской практической психологии и педологии...............................................................................8 1.2. Становление детской практической психологии в России...................................................................................17 1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг..............................................................................24 Вопросы и задания.........................................................................35 Глава 2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении.................................................................................37 2.1. Психологический кабинет.....................................................37 2.2. Психологический инструментарий......................................41 2.3 Нормативная документация детского практического психолога.........................................................................45 2.4. Специальная документация..................................................45 2.5. Организационно-методическая документация.................51 Вопросы и задания.........................................................................56 Глава 3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.................................................................................................58 3.1. Психические особенности детей в период ново- рожденности и младенчества................................................58 3.2 Психические особенности детей раннего возраста.........................................................................................65 3.3.Особенности психического развития в дошкольном возрасте............................................................................70 3.4. Общие подходы к диагностике психического развития детей............................................................................ 82 Вопросы и задания........................................................................ 85 Глава 4. Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения ............................................................................................................ 86 2. 1. Психодиагностика..................................................................86 4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка.................................... 101 4.3. Психологическое консультирование и просвещение............................................................................................ 107 4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса................................................................................... 111 Вопросы и задания...................................................................... 119 Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни...................................................................... 123 5.1. Терминология................................................................... 124 5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве................................................................. 125 5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте............................................................ 130 5.4. Особенности депривации психического развития в дошкольном возрасте...................................................... 137 Вопросы и задания...................................................................... 146 Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении....................................................................................... 147 Вопросы и задания...................................................................... 161 Литература................................................................................................. 162 Словарь терминов..................................................................................... 168 Приложения............................................................................................... 173 Предисловие Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога. Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей. В конце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал. В книгу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми — наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями. Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях. |
Loading
|