Центральный Дом Знаний - Новейший справочник психолога. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Новейший справочник психолога. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Новейший справочник психолога. 
Малкина-Пых И.Г. 

pic

Год: 2008
Издательство: Эксмо
ISBN: 978-5-699-25136-0
Серия: Новейший справочник психолога
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 928
Данная книга является справочником по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремальной ситуации, так и на отдаленных ее этапах.
Основная задача книги - охарактеризовать и проанализировать различные аспекты работы психолога в очаге экстремальной ситуации. В справочнике подробно описаны современные техники психологического вмешательства, а также дан набор рекомендаций по выживанию в экстремальных ситуациях и методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Кроме того, приведены методы психологической работы с последствиями экстремальных ситуаций, а также работы с посттравматическим расстройством.
Справочник адресован медикам, специалистам-практикам - психологам, психотерапевтам, консультантам, - которые могут использовать предложенные техники и упражнения в работе. Книга будет также интересна кругу читателей, желающих разобраться в данной проблеме.


СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА................................................................................................................................................ 6

ПРЕДИСЛОВИЕ....................................................................................................................................... 8

РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ........................................... 10

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ..................................................... 10

1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ    12

1.2.1 Техники экстренной психологической помощи.................................................. 18

1.2.2 Психогении в экстремальных ситуациях............................................................. 24

1.2.3 Психология терроризма............................................................................................ 30

1.2.3.1. Взрывы...................................................................................................................... 31

1.2.3.2. Захват заложников................................................................................................. 33

1.2.4 Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях......... 46

1.2.5 Психологический дебрифинг.................................................................................. 51

1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ................................................................................................................................................................. 57

ГЛАВА 2 ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА..................................................................................................................................................................... 78

2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)................................................................................................................. 79

2.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР...................................................................................................... 81

2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР........................................................................... 83

2.4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПТСР..................................................................................... 90

2.5 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ................................................................................................................. 94

2.6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ................................................................................................................................................................. 94

2.7 ДИССОЦИАЦИЯ И ПТСР.................................................................................................... 101

2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР........................................................................................ 105

ГЛАВА 3 ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР).................................................................................................................................................................. 150

3.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР............................................................. 150

3.2 ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ).............................................................................................................................................................. 157

3.3 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ........................................................................................................... 166

3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ................................................ 183

3.5 СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ)............. 199

3.6 СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.......................................................................................... 204

3.7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.............................................. 213

ГЛАВА 4 ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ......................................................... 222

4.1 ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.............................. 223

4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ........................................................ 230

4.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕМ ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ      231

4.4 ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ...................................................................................... 234

ГЛАВА 5 НАСИЛИЕ НАД ЖЕНЩИНАМИ...................................................................................... 269

5.1. ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ............................................................................ 269

5.2 ИЗНАСИЛОВАНИЕ................................................................................................................ 277

5.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ......................................... 279

5.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ.................................. 286

5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ..................................................... 288

ГЛАВА 6 НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ................................................................................................. 320

6.1 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ......................................................................................... 323

6.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ..................................................................................... 324

6.3 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.................................................................................................... 325

6.4 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ................................................................................................. 326

6.5 НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ............................................................................................................. 332

6.6 ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ.............................................................................. 333

6.6.1 Нарушения физического и психического развития........................................ 334

6.6.2 Заболевания как следствие насилия.................................................................. 334

6.6.3 Психические особенности детей, пострадавших от насилия...................... 335

6.6.4 Социальные последствия жестокого обращения с детьми.......................... 337

6.7 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ..................................................... 338

6.8 ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ................................................................... 342

6.9 ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.................... 343

ГЛАВА 7 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................................................................................... 372

7.1 ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА............................................................................. 377

7.1.1 Социально-демографические факторы............................................................. 377

7.1.2 Индивидуально-психологические факторы...................................................... 378

7.1.3 Медицинские факторы............................................................................................ 380

7.1.4 Природные факторы................................................................................................ 380

7.2 ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА.................................................................... 382

7.2.1 Ситуационные индикаторы................................................................................... 382

7.2.2 Поведенческие индикаторы суицидального риска......................................... 382

7.2.3 Коммуникативные индикаторы............................................................................. 382

7.2.4. Когнитивные индикаторы...................................................................................... 382

7.2.5 Эмоциональные индикаторы................................................................................ 383

7.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ.............................................. 383

7.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА........................... 393

7.5 ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА................................................................................ 394

7.6 ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.............................................................. 396

7.7 РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ.................................................................................. 397

ГЛАВА 8 СИНДРОМ УТРАТЫ........................................................................................................... 425

8.1 ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ....................................... 425

8.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ.................................. 435

8.3 ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ»................................................................................ 442

8.4 ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ.................................... 456

ГЛАВА 9 ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА...................................................................................................... 472

9.1 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА..................................................... 472

9.2 ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ..................................................................... 481

9.3 СУПЕРВИЗИЯ......................................................................................................................... 486

9.4 РАБОТА С ВТОРИЧНОЙ ТРАВМОЙ................................................................................. 490

СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 506

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора.....................7

Предисловие................... 11

Глава 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ

СИТУАЦИИ...............И

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

СИТУАЦИЙ................. 15

1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ........ 18

1.2.1 Техники экстренной психологической помощи . ■ ■ ■ 29

1.2.2 Психогении в экстремальных ситуациях ...... 40

1.2.3 Психология терроризма............ 51

1.2.3.1 Взрывы............... 52

1.2.3.2 Захват заложников........... 56

1.2.4 Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях.................. 79

1.2.5 Психологический дебрифинг........... 87

1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ........ 98

Глава 2. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ

РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА . 134

2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРЙСТВО (ПТСР)....... . . . 136

2.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР. . . ......-............140

2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР. ' 143

2.4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПТСР....., .......156

2.5 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ....... 162

2.6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ 163

2.7 ДИССОЦИАЦИЯ И ПТСР . . 174

2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР.........181

Глава 3. ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО

СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) ... 276

3.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР ... 276

3.2 ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ)...... 290

3.3 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ............. 306

3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ

• ПСИХОТЕРАПИЯ............... 335

3.5 СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ)........... 365

3.6 СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.......... 373

3.7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ........... . 389

Глава 4. ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ . 405

4.1 ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.................408

4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ . . 420

4.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ......422

4.4 ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ............427

Глава S. НАСИЛИЕ НАД ЖЕНЩИНАМИ.......489

5.1 ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ......490

5.2 ИЗНАСИЛОВАНИЕ..............504

5.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ.................508

5.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ........,........520

5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ . 525

Глава 6. НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ..........583

6.1 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.........588

4

6.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ........ 590

6.3 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ........... 592

6.4 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ........... 594

6.5. НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ............. 604

6.6 ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ....... 607

6.61 Нарушения физического и психического развития . . 608

6.6.2 Заболевания как следствие насилия....... 609

6.6.3 Психические особенности детей, пострадавших

от насилия.................. 610

6.6.4 Социальные последствия жестокого обращения

с детьми . . . '............... 615

6.7. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ - ЖЕРТВ НАСИЛИЯ. 616

6.8. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ..... 622

6.9.ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВЩИМИ

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ........... 625

Глава 7. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ......678

7.1. ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА...... 687

7.1.1 Социально-демографические факторы. „.,... 688

7.1.2 Индивидуально-психологические факторы..... 690

7.1.3 Медицинские факторы, ........... 693

7.1.4 Природные факторы ............ 694

7.2 Индикаторы суицидального риска........ 697

7.2.1 Ситуационные индикаторы .......... 697

7.2.2 Поведенческие индикаторы ,..,..-„... 698

7.2.3 Коммуникативные индикаторы......... 698

7.2.4 Когнитивные индикаторы........... 699

7.2.5 Эмоциональные индикаторы.......... 699

7.3. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ

КЛИЕНТОВ................. 700

7.4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ

САМОУБИЙСТВА.............. 718

7.5. 'ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА ....... 720ч

7.6. ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ .... 723

5

7.7 РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ........ 727

Глава 8. СИНДРОМ УТРАТЫ. .......... 776

8.1 ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ ................... 776

8.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ.................. 795

8.3 ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ» . ... . . . 806

8.4 ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ.................. 832

Глава 9. ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА........... 862

9.1 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА. . 862

9.2 ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ..... 880

9.3 СУПЕРВИЗИЯ................ 887

9.4 РАБОТА С ВТОРИЧНОЙ ТРАВМОЙ....... 895

СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ................ 923-


ОТ АВТОРА

На исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально захлестывает эпидемия террористических актов. Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек так или иначе психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец.

Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.

Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.

На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.

На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих впоследствии психосоматические нарушения. У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.

При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность, распространенность вызываемых ими стрессов и т.п. во многом предопределяются особенностями предкатастрофного развития. А с другой, только в посткатастрофный период можно реально определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические процессы в зонах бедствия. Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики.

Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремальной ситуации, так и на отдаленных этапах. Поэтому книга содержательно состоит из двух частей: первая глава посвящена работе психолога в очаге экстремальной ситуации.

Она включает не только известные на сегодняшний день техники психологического вмешательства (например, такие, как дебрифинг), но и набор рекомендаций по выживанию в экстремальных ситуациях и методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Нам показалось важным включить эти разделы в справочник, поскольку этими навыками, безусловно, должен владеть психолог, работающий в очаге экстремальной ситуации.

Другие главы справочника посвящены описанию методов психологической работы с отдаленными последствиями экстремальных ситуаций. Эти ситуации характеризуются прежде всего экстремальным воздействием на психику человека, вызывающими у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью ситуации. Общие закономерности возникновения и развития ПТСР не зависят от того, какие конкретно травматические события послужили причиной психологических и психосоматических нарушений, хотя в психологической картине ПТСР специфика травматического стрессора (военные действия, насилие и т.д.), несомненно, находит отражение. Однако главным является то, что эти события носили экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности.

Глава 2 посвящена рассмотрению вопросов диагностики ПТСР, а глава 3 – описанию некоторых моделей и техник психотерапии, хорошо зарекомендовавших себя при работе с данным расстройством.

Главы 4–8 посвящены рассмотрению конкретных случаев экстремальных ситуаций, наиболее часто приводящих к возникновению ПТСР, таких, как: насилие над женщинами и детьми, участие в боевых действиях, переживание острого горя (утраты), суицидальное поведение. Каждая глава построена таким образом, что большую часть занимает описание конкретных техник психотерапии ПТСР, в первую очередь в виде групповых тренингов.

Глава 9 посвящена вопросам вторичной травматизации людей, работающих с травмой – психологов, спасателей, ликвидаторов. Владение навыками психологической само- и взаимопомощи в условиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение для специалистов службы экстренной психологической помощи – не только в целях предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях.

Справочник предназначен для практикующих психологов и психотерапевтов, работающих как непосредственно в экстремальных ситуациях, так и с их отдаленными последствиями. Это не учебник по теории и не исследование. Этот справочник, в первую очередь, сборник техник, точнее – упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе.

Хотим особенно отметить, что предлагаемые в этой книге упражнения не предназначены для самостоятельного использования людьми, не имеющими психологического образования. Занятия проводятся под руководством терапевта, и только после того, как какая-либо техника будет освоена, их можно выполнять и самостоятельно, например – в виде домашнего задания.


Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24