|
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стрессаВодопьянова Н.Е. Год: 2009 Введение Практикум посвящен проблеме диагностики стресса как составной и необходимой части стресс–менеджмента. В целях профилактики и нейтрализации негативных последствий стрессов на работе стресс–менеджмент как наука и практика ориентирован на выявление возможных причин стресса, оценку динамики стресс–реагирования, а также на внедрение психотехнологий профилактики и преодоления негативных последствий стрессов. Стресс на работе возникает из–за высокой психической напряженности и связан с выполнением профессиональных задач и функциональных обязанностей в определенной организационной структуре. Психологический стресс проявляется в эмоциональных переживаниях, мотивационно–волевых, поведенческой и когнитивных сферах (субсиндромах). Интегральная оценка уровня стресса на работе предполагает системную психодиагностику индивидуального стресс–реагирования на рабочие стресс–факторы и стресс–ситуации. Данная задача является достаточно сложной, так как необходимо оценить многоуровневые проявления стресса. Систематизация и разработка адекватных психодиагностических средств для определения многообразных проявлений стресса приобретает исключительное научное и прикладное значение для развития современных технологий мониторинга и превенции психической напряженности работающих людей. В практикуме представлены как известные, ранее опубликованные в других изданиях методики авторитетных авторов, так и новые оригинальные методики, находящиеся на разных этапах апробации и стандартизации. Практикум был задуман как настольный помощник для широкого круга специалистов, понимающих важность диагностики стресса для оказания психологической помощи лицам, переживающим стресс, для разработки технологий его профилактики и преодоления. Собранные в практикуме методики и приведенные примеры их использования будут полезными и для руководителей нового поколения, заинтересованных в получении доступной информации о стрессовых переживаниях, стратегиях поведения персонала в стрессогенных ситуациях, а также об организационных стресс–факторах, влияющих на снижение производительности, качество работы и состояние здоровья. Методический инструментарий, представленный в практикуме, будет полезен консультирующим психологам, преподавателям психологических факультетов, аспирантам и студентам психологических специальностей. Несмотря на то что проблема стресса разрабатывается достаточно давно, учеными и практиками признается недостаточность раскрытия многих ее аспектов. Это относится и к диагностике многообразных проявлений психологического стресса. В настоящее время отмечаются методологические и методические трудности диагностики и измерения психологического стресса. Дискутируются возможности и ограничения психологических тестов и опросников, построенных на субъективных оценках. Безусловно, опросники имеют свои ограничения, и их возможности – предмет дискуссии и критики. Разработка надежных и валидных методик – сложный и длительный процесс. Поэтому каждая тема в практикуме начинается с теоретического введения, где обсуждаются как общепринятые теории и концепции стресса, так и дискуссионные вопросы, имеющее отношение к диагностике широкого спектра стресс–реагирования. Вторая часть каждой темы – методическое обеспечение, где представлены отдельные методики и примеры их использования в реальных условиях нового времени в России. Несомненно, комплексная психодиагностика стресса – важное звено в мониторинге его многочисленных причин и разрушающих последствий, а также – необходимая часть для определения эффективности технологий управления стрессами. Практикум будет полезен не только для научно–теоретических изысканий, но также и для будущих творческих разработок психологического инструментария, полезного для теории и практики стресс–менеджмента. Автор–составитель выражает глубокую благодарность за консультативную помощь доктору психологических наук, профессору МГУ А. Б. Леоновой и кандидату психологических наук, доценту СПбГУ В. М. Снеткову. Н. Е. Водопьянова, кандидат психологических наук, доцент СПбГУ Содержание Введение 10 Тема 1 14 1.1. Стресс-менеджмент: теория и 14 практика управления стрессами 1.2. Стресс как предмет психодиагностики 26 Научные подходы к изучению стресса 33 на работе Список литературы 45 Тема 2 48 2.1. Теоретическое введение 48 2.2. Методическое обеспечение оценки 52 стрессовых симптомов и состояний Инвентаризация симптомов стресса 52 Симптоматический опросник 55 «Самочувствие в экстремальных условиях» Опросник «Определение нервно- 59 психического напряжения» Шкала психологического стресса RSM- 70 25 Диагностика состояния стресса 75 Методика «Дифференциальная 77 диагностика депрессивных состояний» Методика «Дифференциальная 88 диагностика депрессивных состояний» Шкала оценки субъективной 91 комфортности Шкала дифференциальных эмоций 93 Список литературы 96 Тема 3 98 3.1. Теоретическое введение 98 3.2. Методическое обеспечение 107 диагностики и измерения стрессов на работе Шкала организационного стресса 107 Экспресс-диагностика стрессогенных 114 факторов в деятельности руководителя Анкета «Пространство 117 организационных проблем» Список литературы 126 Тема 4 129 4.1. Теоретическое введение: 129 ситуационный подход к стрессу Понятие и характеристики трудной 141 ситуации в аспекте стресса Основные понятия и типы стрессовых 146 ситуаций 4.2. Методическое обеспечение 153 диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе Оценка стрессогенности трудных 153 ситуаций на рабочем месте Шкала оценки стрессогенности ПТС на 154 рабочем месте Шкала оценки трудности и 176 неопределенности ситуации (ОТНС) Анкета «Эмоционально-напряженные 180 ситуации» (ЭНС) Анкета «Стрессонаполненность жизни» 185 Методика «Измерение 193 стрессонаполненности жизни» Список литературы 198 Тема 5 201 5.1. Теоретическое введение. Теория и 201 методология изучения стресс-синдромов Специфика развития стресс- 212 синдромов в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, возраста, стажа работы и гендерных различий Методологические подходы к изучению 215 стресс-синдромов 5.2. Синдром выгорания в аспекте 218 профессионального стресса Понятие, симптомы и модели изучения 218 Методический инструментарий для 249 изучения синдрома выгорания Опросник «Профессиональное 249 выгорание» (ПВ) Опросник «Синдром выгорания» 267 Методика «Эмоциональное выгорание» 276 Опросник «Эмоциональное выгорание» 283 5.3. Синдром одиночества в аспекте 293 экзистенциального стресса Теоретическое введение. Трагедия 293 одиночества Переживание одиночества и 300 психическое выгорание Типы людей с учетом аспекта 304 одиночества Шкала одиночества (UKL) 318 5.4. Тайм-синдром как последствие 321 информационного стресса в профессиональной деятельности Теоретическое введение 321 Методическое обеспечение 326 Тайм-синдром менеджера 330 5.5. Дифференциальная диагностика 345 состояний сниженной работоспособности (ДОРС) Опросник ДОРС 348 Список литературы 352 По теме «Синдром выгорания 352 в аспекте профессионального стресса» По теме «Синдром одиночества в 359 аспекте экзистенциального стресса» По теме «Тайм-синдром как 361 последствие информационного стресса в профессиональной деятельности» По теме «Дифференциальная 363 диагностика состояний сниженной работоспособности» Тема 6 364 6.1. Теоретическое введение 364 Современное состояние проблемы 364 преодолевающего поведения Модели и механизмы преодоления 368 стресса Психологическое предназначение и 375 классификация копинг-стратегий Модели оценки эффективности 387 использования копинг-стратегий Гендерные особенности 388 преодолевающего поведения Возрастные особенности 393 преодолевающего поведения Семейные и профессиональные 400 факторы преодолевающего поведения Проблема взаимосвязи преодоления 402 стресса и адаптации 6.2. Методическое обеспечение оценки 408 копинг-стратегий Опросник «Копинг-стратегии» 408 Копинг-поведение в стрессовых 415 ситуациях Методика «Оценки стратегий 419 поведения в конфликтных ситуациях» Стратегии поведения в конфликтной 428 ситуации. Как вы действуете в условиях конфликта? Стратегии преодоления стрессовых 434 ситуаций (SACS) Шкала SACS 437 Преодоление трудных жизненных 449 ситуаций (ПТЖС) Проактивное совладающее поведение 470 Опросник «Проактивное совладающее 476 поведение» Опросник «Копинг-механизмы» 486 Варианты копинг-механизмов 489 Список литературы 491 Тема 7 499 7.1. Теоретическое введение 499 7.2. Методическое обеспечение 513 Шкала оптимизма и активности 513 Опросник «Потери и приобретения 525 персональных ресурсов» (ОППР) Тест «Мое отношение к работе» 533 Список литературы 545 Глоссарий 547 |
Loading
|