Центральный Дом Знаний - Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса

Водопьянова Н.Е. 

pic

Год: 2009
Издательство: Питер
ISBN: 978-5-388-00542-7
Серия: Практикум по психологии
Язык: Русский
Формат: PDF, DOC
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 568
Описание: Для управления стрессом необходимо знать его причины, научиться распознавать его признаки, учитывать негативные последствия. Издание содержит как теоретические аспекты психодиагностики стресса, так и конкретные методики, позволяющие осуществлять комплексную диагностику стресса.
Книга предназначена для студентов и вузовских преподавателей психологического профиля, менеджеров по персоналу, специалистов по стресс–менеджменту и руководителей всех уровней.


Введение 

Практикум посвящен проблеме диагностики стресса как составной и необходимой части стресс–менеджмента. В целях профилактики и нейтрализации негативных последствий стрессов на работе стресс–менеджмент как наука и практика ориентирован на выявление возможных причин стресса, оценку динамики стресс–реагирования, а также на внедрение психотехнологий профилактики и преодоления негативных последствий стрессов. Стресс на работе возникает из–за высокой психической напряженности и связан с выполнением профессиональных задач и функциональных обязанностей в определенной организационной структуре. Психологический стресс проявляется в эмоциональных переживаниях, мотивационно–волевых, поведенческой и когнитивных сферах (субсиндромах). Интегральная оценка уровня стресса на работе предполагает системную психодиагностику индивидуального стресс–реагирования на рабочие стресс–факторы и стресс–ситуации. Данная задача является достаточно сложной, так как необходимо оценить многоуровневые проявления стресса. Систематизация и разработка адекватных психодиагностических средств для определения многообразных проявлений стресса приобретает исключительное научное и прикладное значение для развития современных технологий мониторинга и превенции психической напряженности работающих людей.

В практикуме представлены как известные, ранее опубликованные в других изданиях методики авторитетных авторов, так и новые оригинальные методики, находящиеся на разных этапах апробации и стандартизации. Практикум был задуман как настольный помощник для широкого круга специалистов, понимающих важность диагностики стресса для оказания психологической помощи лицам, переживающим стресс, для разработки технологий его профилактики и преодоления. Собранные в практикуме методики и приведенные примеры их использования будут полезными и для руководителей нового поколения, заинтересованных в получении доступной информации о стрессовых переживаниях, стратегиях поведения персонала в стрессогенных ситуациях, а также об организационных стресс–факторах, влияющих на снижение производительности, качество работы и состояние здоровья. Методический инструментарий, представленный в практикуме, будет полезен консультирующим психологам, преподавателям психологических факультетов, аспирантам и студентам психологических специальностей.

Несмотря на то что проблема стресса разрабатывается достаточно давно, учеными и практиками признается недостаточность раскрытия многих ее аспектов. Это относится и к диагностике многообразных проявлений психологического стресса. В настоящее время отмечаются методологические и методические трудности диагностики и измерения психологического стресса. Дискутируются возможности и ограничения психологических тестов и опросников, построенных на субъективных оценках. Безусловно, опросники имеют свои ограничения, и их возможности – предмет дискуссии и критики. Разработка надежных и валидных методик – сложный и длительный процесс. Поэтому каждая тема в практикуме начинается с теоретического введения, где обсуждаются как общепринятые теории и концепции стресса, так и дискуссионные вопросы, имеющее отношение к диагностике широкого спектра стресс–реагирования. Вторая часть каждой темы – методическое обеспечение, где представлены отдельные методики и примеры их использования в реальных условиях нового времени в России.

Несомненно, комплексная психодиагностика стресса – важное звено в мониторинге его многочисленных причин и разрушающих последствий, а также – необходимая часть для определения эффективности технологий управления стрессами. Практикум будет полезен не только для научно–теоретических изысканий, но также и для будущих творческих разработок психологического инструментария, полезного для теории и практики стресс–менеджмента.

Автор–составитель выражает глубокую благодарность за консультативную помощь доктору психологических наук, профессору МГУ А. Б. Леоновой и кандидату психологических наук, доценту СПбГУ В. М. Снеткову.

Н. Е. Водопьянова, кандидат психологических наук, доцент СПбГУ


Содержание

Введение 10

Тема 1 14

1.1. Стресс-менеджмент: теория и 14 практика управления стрессами

1.2. Стресс как предмет психодиагностики 26 Научные подходы к изучению стресса 33 на работе

Список литературы 45

Тема 2 48

2.1. Теоретическое введение 48

2.2. Методическое обеспечение оценки 52 стрессовых симптомов и состояний

Инвентаризация симптомов стресса 52

Симптоматический опросник 55 «Самочувствие в экстремальных условиях»

Опросник «Определение нервно- 59

психического напряжения»

Шкала психологического стресса RSM- 70

25

Диагностика состояния стресса 75 Методика «Дифференциальная 77 диагностика депрессивных состояний» Методика «Дифференциальная 88

диагностика депрессивных состояний» Шкала оценки субъективной 91 комфортности

Шкала дифференциальных эмоций 93 Список литературы 96 Тема 3 98

3.1. Теоретическое введение 98

3.2. Методическое обеспечение 107 диагностики и измерения стрессов на работе

Шкала организационного стресса 107 Экспресс-диагностика стрессогенных 114 факторов в деятельности руководителя Анкета «Пространство 117 организационных проблем» Список литературы 126 Тема 4 129

4.1. Теоретическое введение: 129 ситуационный подход к стрессу

Понятие и характеристики трудной 141 ситуации в аспекте стресса Основные понятия и типы стрессовых 146 ситуаций

4.2. Методическое обеспечение 153 диагностики трудных ситуаций в жизни и на работе

Оценка стрессогенности трудных 153

ситуаций на рабочем месте

Шкала оценки стрессогенности ПТС на 154

рабочем месте

Шкала оценки трудности и 176 неопределенности ситуации (ОТНС) Анкета «Эмоционально-напряженные 180 ситуации» (ЭНС)

Анкета «Стрессонаполненность жизни» 185 Методика «Измерение 193 стрессонаполненности жизни» Список литературы 198 Тема 5 201

5.1. Теоретическое введение. Теория и 201 методология изучения стресс-синдромов

Специфика развития стресс- 212 синдромов в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, возраста, стажа работы и гендерных различий

Методологические подходы к изучению 215 стресс-синдромов

5.2. Синдром выгорания в аспекте 218 профессионального стресса

Понятие, симптомы и модели изучения 218 Методический инструментарий для 249 изучения синдрома выгорания Опросник «Профессиональное 249

выгорание» (ПВ)

Опросник «Синдром выгорания» 267 Методика «Эмоциональное выгорание» 276 Опросник «Эмоциональное выгорание» 283

5.3. Синдром одиночества в аспекте 293 экзистенциального стресса

Теоретическое введение. Трагедия 293 одиночества

Переживание одиночества и 300 психическое выгорание

Типы людей с учетом аспекта 304 одиночества

Шкала одиночества (UKL) 318

5.4. Тайм-синдром как последствие 321 информационного стресса в профессиональной деятельности

Теоретическое введение 321 Методическое обеспечение 326 Тайм-синдром менеджера 330

5.5. Дифференциальная диагностика 345 состояний сниженной работоспособности (ДОРС)

Опросник ДОРС 348 Список литературы 352

По теме «Синдром выгорания 352

в аспекте профессионального

стресса»

По теме «Синдром одиночества в 359

аспекте экзистенциального стресса»

По теме «Тайм-синдром как 361

последствие информационного

стресса в профессиональной

деятельности»

По теме «Дифференциальная 363 диагностика состояний сниженной работоспособности» Тема 6 364 6.1. Теоретическое введение 364 Современное состояние проблемы 364 преодолевающего поведения Модели и механизмы преодоления 368 стресса

Психологическое предназначение и 375

классификация копинг-стратегий

Модели оценки эффективности 387

использования копинг-стратегий

Гендерные особенности 388

преодолевающего поведения

Возрастные особенности 393

преодолевающего поведения

Семейные и профессиональные 400

факторы преодолевающего поведения

Проблема взаимосвязи преодоления 402

стресса и адаптации

6.2. Методическое обеспечение оценки 408

копинг-стратегий

Опросник «Копинг-стратегии» 408

Копинг-поведение в стрессовых 415 ситуациях

Методика «Оценки стратегий 419 поведения в конфликтных ситуациях»

Стратегии поведения в конфликтной 428 ситуации. Как вы действуете в условиях конфликта?

Стратегии преодоления стрессовых 434 ситуаций (SACS)

Шкала SACS 437

Преодоление трудных жизненных 449 ситуаций (ПТЖС)

Проактивное совладающее поведение 470

Опросник «Проактивное совладающее 476 поведение»

Опросник «Копинг-механизмы» 486

Варианты копинг-механизмов 489

Список литературы 491

Тема 7 499

7.1. Теоретическое введение 499

7.2. Методическое обеспечение 513 Шкала оптимизма и активности 513 Опросник «Потери и приобретения 525 персональных ресурсов» (ОППР)

Тест «Мое отношение к работе» 533 Список литературы 545 Глоссарий 547

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24