Центральный Дом Знаний - Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии

Кэдьюсон Х., Шефер Ч. 

pic

Год: 2001
Издательство: Питер
ISBN: 5-272-00114-1, 0-7657-0040-9
Серия: Практикум по психологии
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Распознанный текст с ошибками (OCR)
Количество страниц: 416
Описание: Предлагаемая книга посвящена одной из наиболее эффективных форм психотерапевтической работы с детьми - игровой терапии. Арсенал описанных в `Практикуме…` методик чрезвычайно разнообразен и подходит для решения большого круга задач: психотерапии, психокоррекции и психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, улучшения психологического климата в семьях и малых группах. Он включает индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол и марионеток, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения, сочинение историй, разные формы художественной экспрессии и многое другое. Описанные здесь упражнения и техники могут быть широко и разнообразно использованы специалистами по детской и семейной психотерапии и консультированию, практическими психологами, социальными работниками, педагогами. 


Содержание

Предисловие..........................................................................................................................8

Предисловие составителей............................................................................................23

Раздел I. ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ФАНТАЗИЕЙ................................25

1. Техника «Игра в младенца».................................................................................26

2. Использование направленной визуализации для активизации процесса Hqxmofi терапии....................................................................................29

3. Техника «Розовый куст».......................................................................................34

4. Упражнение «Представь, что ты это можешь»..............................................38

Раздел II. ТЕХНИКИ СОЧИНЕНИЯ ИСТОРИЙ................................41

5. Техника «Мир чувств»...........................................................................................42

6. Техника сочинения историй с помощью игральных карт........................45

7. Техника сочинения историй на войлочных досках...................................49

8. Техника «Коробка со значками»........................................................................54

9. Техника сочинения историй на компьютере.................................................56

10. Техника использования метафор, сказок и сочинения историй.............59

11. Техника использования художественных и вербальных метафор

в работе с переживающими утрату детьми.....................................................64

12. Игра «Отгадай слово»............................................................................................68

13. Техника сочинения историй с помощью шарфа..........................................70

14. Сочинение историй с помощью предметов....................................................74

Раздел III. ТЕХНИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЭКСПРЕССИИ..........................................................................77

15. Рисуночная техника «До и после».....................................................................78

16. Техника «Шарики чувств»...................................................................................81

17. Техника «Волшебное искусство».......................................................................83

18. Рисование с помощью клубка............................................................................87

19. Создание глиняных композиций.......................................................................90

20. Техника «Страшные сны»....................................................................................93

21. Техника «Пирог».....................................................................................................95

22. Техника «Карта жизни».....................................................................................100

23. Техника «Игра с рисунком»..............................................................................103

24. Использование шпаклевки для преодоления сенсорной депривации........................................................................................106

25. Техника «Глиняные каракули».............................110

26. Игра с тестом .........................................113

27. Техника создания системы внутренних координат................116

28. Техника изобразительных преобразований.......................120

29. Техника «Линия посередине листа»............................123

30. Техника «Рисование сообщества»...............................127

31. Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек..............131

32. Рисумок-игра...............................................137

33. Техника «Палитра чувств»......................................141

34. Техника каракулей ....................................................... 145

35. Техника «Древо чувств»...................................... 149

36. Техника «Создание фигуры отца»..............................152

37. Использование искусственной глины в игровой терапии........157

Раздел IV. ИГРОВЫЕ ТЕХНИКИ........................159

38. Игра в шашки: с правилами и без..............................160

39. Игра с таймером. ........ ........ ........ ........ ....... 162

40. Техника «Выпускание пара» ..............................165

41. Игра «Выдерни соломинку».................................... 168

42. Игра «Укради!»........................... ...... ...... ...... 173

43. Игра «Последствия»: работа с негативистичными, делинквептными подростками..................................178

44. Игра в прятки....... * .....................................181

45. Игра «Шпион и доносчик» ...................... ...................... 186

46. Игра в бильярд .........................................188

47. Игра «Смятение»: помощь ребенку в установлении психотерапевтических отношений............................193

48. Техника «Создай свою настольную игру».......................196

49. Игра в шахматы как метафора жизненного выбора................199

Раздел V. ИГРЫ С МАРИОНЕТКАМИ...................203

50. Игра «Баттаро и дом марионеток»..............................204

51. Игра с деревянными марионетками........... ................ 210

52. Техника «Создай марионетку» .................................214

53. Использование марионеток для создания образа клиента ........219

54. Игра с марионетками........................................224

55. Игра «Две стороны одной медали»............................ 229

Раздел VI. ТЕХНИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУКОЛ

И ПРЕДМЕТОВ.................................233

56. Техника «Человек-чулок»....................................234

57. Игра с куклой-автопортретом......... ......... ......... ......... 237

58. Техника «Разрывание бумаги»...........................................242

59. Игра «Разозлись!» ............................................244

60. Техника создания предметных композиций......................246

61. Техника «Волшебный ковер»................................... 250

62. Упражнение «Змея»..... ............ ............ ............ 253

63. Игра с рожком...............................................256

64. Техника «Разрисуй майку».................................. 259

65. Техника «Фотоальбом» ....... ...... ...... ...... ...... ...... 264

66. Техника «Разбей башню».................................... 266

67. Техника «Рассерженные шарики» .............................270

68. Техника «Спрятанные проблемы» ............................274

69. Техника «Игра с коробками»........... .................. 277

70. Игра «Гадалка»     :...........................................282

71. Игра «Дженга и фотографирование»...........................287

72. Игра «Щит гнева» . ....... ....... ....... ....... ....... 290

73. Изготовление самодельных книг для подготовки ребенка

к возможным психическим травмам .......................... 294

74. Игра «Шкала гнева» ...................... ...................... 299

75. Упражнение «Ноги топают, а шарики хлопают»...................301

76. Упражнение «Разбей стену»....................................304

77. Игра с фигурками.............................................308

Раздел VII. ТЕХНИКИ ГРУППОВЫХ ИГР..................313

78. Эластобласт ....... ....... ....... ....... ....... ....... ....... 314

79. Групповое строительство .................................... 316

80. Игра «Капитаны "Аватара": космические приключения детей».....318

81. Упражнение «Страшила»..........................................329

82. Психотерапевтическая группа для игры с марионетками..........332

83. Групповой спектакль марионеток ........................... 334

84. Совместное сочинение историй в процессе игры

с марионетками............................................... 336

Раздел VIII. ДРУГИЕ ТЕХНИКИ...........................341

85. Ранние воспоминания в рисунке ........... ........... ..........342

86. Автопортретные изображения для игры с песочницей.............348

87. Игра «Список проблем»..................................... 352

88. Игра «Книжка моего детства»................................... 358

89. Игра на флейте или дудочке ........................... 361

90. Техника «Облачение в свадебный наряд»......................367

91. Игровая терапия и домашние животные ......................372

92. Игра «Двенадцать к одному».................................377

93. Техника «Психотерапевт внутри»..............................381

94. Упражнение «Комментатор».................................. 385

95. Техника «Линия времени» ........ ........ ........ ......... 387

96. Игра «Метафора терминации» .................................390

97. Техника «Центр чувств» .....................................397

98. Использование фотоаппарата в ходе игровой терапии............402

99. Использование животных в игровой терапии....................405

100. Игра «Прогулка за воздушной кукурузой».......................408

101. Совместное проведение сеанса психотерапии...................412


Предисловие к русскому изданию

Данная книга — очередной том серии «Практикум по психологии», посвященной прикладным аспектам современной психологической науки. Вместе с ранее вышедшим в свет «Практикумом по арт-терапии» данный сборник отражает стремление крупнейшего отечественного издательства психологической литературы удовлетворить интерес широкого круга профессионалов к новым направлениям психотерапии, еще относительно плохо известным в России. Этот интерес обусловлен глубинными изменениями как в мышлении специалистов, так и характере социального запроса, в результате которых наметился отход от редуктивных и жестко-директивных моделей лечебной и социальной работы и поворот к более гуманным, «центрированным на человеке» приемам психотерапевтической интсракции.

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена психотерапевтической работе с детьми; описанные в ней упражнения и техники, в первую очередь, могут быть востребованы теми, кто работает с представителями этой возрастной группы — специалистами в области детской и семейной психотерапии и консультировании, практическими психологами, социальными работниками, педагогами и другими. Последние годы отмечены во всем мире небывало высоким интересом к детским проблемам, исследуемым ныне в социальном, медицинском, психологическом и иных аспектах; расширяется теоретико-методологическая база их изучения. Поэтому нет сомнений в там, что данная книга будет с интересом встречена отечественными специалистами и послужит развитию новых подходов к лечебной, образовательной и социальной работе с детьми и подростками. Элементы игровой терапии и соответствующие методики, описанные в «Практикуме...», могут применяться для решения широкого круга задач — не только психотерапии и психокоррекции, но и психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, улучшения психологического климата в семьях и различных малых группах, во многих иных случаях.

Арсенал описанных в сборнике упражнений и техник чрезвычайно разнообразен. Он включает индивидуальные, парные и групповые игры (как фабричного производства, так и создаваемые самими детьми), техники, предполагающие использование кукол и марионеток, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения, сочинение историй, разные формы художественной экспрессии и многое другое.

Составители, группируя в сборнике техники по разделам, ориентируются на своеобразие используемых предметов и материалов, характер различных видов игровой деятельности, а также особенности психических процессов. Все техники могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе с самыми разными детьми. Психотерапевт (психолог или иной специалист) может выбрать из большого набора методик и упражнений те, которые в наибольшей мере отвечают условиям и задачам его работы, лучшим образом соответствуют индивидуальности клиента. Поэтому вряд ли имеет смысл предлагать читателю какой-либо общий алгоритм выбора. Некоторые техники, по-видимому, уже известны многим отечественным специалистам (например, техника визуализации «Розовый куст» В. Оклан-дер, работа с марионетками, некоторые упражнения изобразительного характера и др.). Однако даже в их описаниях авторы предлагают определенные модификации, представляющие немалый интерес (например, техника создания автопортретных изображений в песочной терапии, описанная Джин Лей и Джин Хаузи).

Связь большинства упражнений с теорией и практикой игровой терапии очевидна, но далеко не всегда эксклюзивна. В сборнике наряду с традиционными для этого направления формами работы описаны и такие, которые применяются в рамках иных психотерапевтических подходов. Так, например, техники художественной экспрессии являются, по сути, арт-терапевтическими методами, хотя и подаются авторами в контексте игровой терапии. Это же относится и к техникам направленного воображения, сочинения историй, упражнениям телесно-ориентированного характера и некоторым другим.

Методики художественной экспрессии, занимающие в сборнике заметное место, вместе с техниками, основанными на использовании различных пластических материалов, составляют примерно половину книги. И все они так или иначе применяются в контексте арт-тера-певтической работы. Со своей стороны, многие специалисты в области арт-терапии в работе с детьми (так же, впрочем, как и со взрослыми) используют игровые приемы. Вряд ли, однако, можно говорить о тождественности игровых и арт-терапевтических методов. Хотя игровая деятельность универсальна и ее характер могут приобретать самые различные занятия детей и взрослых, она имеет свои ограничения, которые естественным образом и определяют пределы представленных в книге моделей игровой терапии.

Сборник, в целом, отличается эклектичностью. Но доминирование в нем клиент-центрированного подхода очевидно и даже бросается в глаза на фоне некоторых методик, базирующихся на представлениях и приемах, характерных для практики нейролингвистического программирования, психосинтеза, гештальттерапии и т. д. Этот факт примечателен. Он, быть может, в первую очередь связан с тем, что практически все авторы представляют американскую школу игровой терапии. Несмотря на простоту и, казалось бы, не подлежащую сомнению справедливость основных принципов клиент-центрирован-ного подхода, его практическая реализация может быть сопряжена со значительными трудностями, обусловленными тем, что господствующие вплоть до настоящего времени во многих культурах (включая отечественную) формы социального поведения основываются на несколько иных принципах. Клиент-центрированный подход не может не затрагивать систему социальных отношений и, в частности, сложившиеся формы психотерапевтической и педагогической практики, менеджмент, социальную работу с семьями, детьми и подростками и многие другие сферы человеческой деятельности. Следует признать, что реализация гуманистической клиент-центрированной модели психотерапии (и игровой терапии, в частности) связана с необходимостью выработки специалистом соответствующих качеств фасили-татора (эмпатии, принятия и конгруэнтности) и может требовать прохождения им специальных программ личной подготовки.

При более глубоком знакомстве с представленными в книге формами игровой терапии нельзя не обратить внимания на их определенную односторонность; многие модели психотерапии, значимые в европейской культуре, не нашли своего отражения в сборнике. Несколько односторонним представляется и обоснование авторами-разработчиками многих методик лечебно-коррекционных эффектов игровой терапии. Если бы эти эффекты были связаны лишь с созданием оптимальной фасилитирующей атмосферы в соответствии с требованиями эмпатии, конгруэнтности и принятия, в результатах применения представленных в книге техник можно было бы усомниться, так как, но данным современной литературы, фасилитирующая среда как таковая не оказывает на клиентов сколь либо устойчивого психотерапевтического воздействия (Russell R. К., Crimmings А. М., Lent R. W.,1984). Так что если игнорировать иные механизмы лечебно-коррек-ционного воздействия, то результаты применения клиент-центриро-ванного варианта игровой терапии можно отнести лишь к области личных верований психотерапевта, либо квалифицировать их не как психотерапевтический, а как культурный феномен.

Впрочем, составители сборника вовсе и не стремились подчеркнуть методологическую убедительность. Их позиция откровенно прагматична. Они признаются в том, что цель книги — способствовать обмену идей и техник, связанных с практикой игровой терапии. Эта задача была решена ими путем обращения к специалистам с предложением прислать краткие описания наиболее любимых и недорогих техник, которые являются либо Оригинальными разработками авторов, либо модификациями уже известных методик. Обоснование каждой техники предельно кратко, так же как и описание примеров из практической работы специалиста. Читатель, плохо усвоивший «философию» психотерапевтической работы, не имеющий собственных профессиональных позиций и не ориентированный в глубинных аспектах психотерапевтического процесса, вряд ли сможет избежать серьезных затруднений при попытке безоглядного применения описанных техник на практике. В отличие от «Практикума по арт-терапии» ', данная книга, конечно же, не позволяет увидеть «кухню» работы специалиста. Тем не менее она обладает одним несомненным достоинством — предоставляет профессионалу настоящий «калейдоскоп» творческих идей и «технологических» новаций, которые могут быть применены в различных обстоятельствах для решения широкого круга задач.

Нельзя не обратить внимания и на «америкапоцентричность» позиции составителей сборника, которая выражается не только в фиксации их внимания на «инструментальных» сторонах использования описанных методик, но и в составе авторов. Хотя X. Кэдьюсон и Ч. Шефер в своем предисловии пишут, что представленные техники игровой терапии присланы «специалистами со всего мира», лишь один из авторов (а всего их семьдесят шесть) канадец, все же остальные — американцы. Таким образом, «весь мир», как, впрочем, и все мыслимые варианты игровой терапии вмещаются составителями сборника в пределы собственной культуры.

В целом, в качестве некоторых отличительных свойств описанных в сборнике вариантов работы (связанных, по нашему мнению, с культурным фактором и исторически сложившейся системой установок) можно назвать:

— ориентированность на решение конкретных проблем и получение четких ответов на вопросы, возникающие в психотерапевтическом процессе;

— фокусировка внимания на контексте здесь-и-сейчас, деятельно-стных (в противовес феноменологическим) аспектах психотерапевтической работы;

— признание значимости менеджерского подхода к организации психотерапевтического процесса, его большая (по сравнению, например, с западноевропейскими моделями психотерапии) структурированность и интрузивность;

— подчеркивание рыночных преимуществ метода и излишняя экзальтация по поводу его новых инструментальных возможностей;

— преобладание краткосрочных вариантов работы;

— доминирование гуманистических (в частности, клиент-центриро-ванных), бихевиоральных, когнитивных и некоторых иных моделей психотерапии.

По нашему убеждению, результаты применения описанных в сборнике техник и упражнений могут определяться не только их инструментальными возможностями, но и характером психотерапевтических отношений и многообразными контекстуальными факторами (в том числе культурой, особенностями организации психологических, социальных и медицинских услуг, социальными ожиданиями и др.). Обилие и разнообразие представленных в книге методик впечатляет, но отнюдь не оно определяет результаты психотерапии.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24