|
Cтиль руководства как одно из направлений психологии малых групп и организацийСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1
Стили руководства группой 2
Характеристика личности группового тренера ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Хотя и
существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и
выдвигающие лидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак
не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за
результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он (обычно) получает
деньги за выполнение профессиональных обязанностей психолога или
психотерапевта. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего
тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник
очень велика. 1 Стили
руководства группой По Ялому
-психотерапевт может выступать в двух основных ролях: 1.
технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим
процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а
также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном
направлении); 2.
эталонного участника (считается, что в этом случае групповой
психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и
целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения
через достижение группой независимости и сплоченности). Согласно
С. Кратохвилу можно выделить пять основных ролей ведущего группы: 1.
активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и
опекун); 2.
аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся
дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью); 3.
комментатор; 4.
посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за
происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и
направляющий его); 5.
член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными
особенностями и жизненными проблемами). Среди
других подходов к ролям и поведенческим характеристикам ведущих тренинговых
групп можно выделить позицию Т. Высокиньска-Гонсер (1990), которая достаточно
подробно анализирует двойственные критерии поведения группового психотерапевта,
относящиеся в двум основным аспектам его деятельности: директивность –
недирективность, определенность – неопределенность высказываний, а также
степень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальной
активности); анонимность – самораскрытие и выражение положительных или
отрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью). На основе
указанных двойственных характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующие
роли ведущих групп: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ,
поверенный. В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепция
автора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе
являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и
участниками группы. Стили
руководства группой Вопрос о
стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в
которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его
личностными особенностями. Согласно
классической классификации стилей управления малой группой – авторитарный,
демократический, попустительский, – руководство тренинговой группой можно
рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого
структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер,
"директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий,
самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в
исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный
психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений
дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм
– он использует главным образом технику отражения и кларификации" (2 , с.
164). Большинство
психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен
демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей
авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования
показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1)
когда задача группы жестко структурирована; 2) когда члены группы испытывают
сильный стресс; 3) когда динамика группы настолько неясна для участников, что
они не могут точно и полно осознать, что происходит (4,75 ). Многие
группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко
структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает
необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения
запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит
возможности постепенного "ослабления вожжей" и передачи функций
управления самой группе. Наименее
продуктивный стиль руководства, как принято считать, – попустительский. Но это
не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной
терапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю
пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в
групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе. Интересный
подход был выражен Левиным в отношении стилях руководства группой. Левин и
группа других ученых аналитиков провели классические исследования стилей
руководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демократичный и
попустительствующий стили руководства и связали их с продуктивностью решения
групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом. Авторитарный
руководитель определяет и направляет групповое поведение; демократичный
руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; при
попустительствующем он устраняется от руководства, отдает всю власть членам
группы. (Различия между тремя стилями руководства представлены в таблице.)
Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем
авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, чем
попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль
руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе.
Стиль руководства в терапевтических группах можно также рассматривать в
диапазоне от попустительствующего, центрированного на участнике и неструктурированного
до авторитарного, центрированного на руководителе и жестко структурированного. На групповых психотерапевтов может оказать воздействие предварительная подготовка в плане конкретного направления психотерапии. Обучающие (тренировочные) программы, со своей стороны, преднамеренно или косвенно формируют психотерапевта как лидера в соответствии с определенными теоретическими положениями данного подхода. И наоборот, индивидуальные особенности характера психотерапевта могут влиять на выбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на человеческую природу. В основе
социально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряд
допущений, касающихся личностных особенностей человека. Макгрегор постулировал
теорию X и теорию Y. Теория X
рассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихся
избежать ответственности. Теория Y полагает, что люди творчески и ответственно
контролируют и направляют себя в достижении своих целей. В жестко
структурированной группе, центрированной на руководителей, участников
рассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих конфликтов,
поэтому руководитель направляет, ведет группу и контролирует взаимодействия в
ней. Основные
разногласия современной групповой терапии касаются вопроса о том, насколько
руководитель должен принимать участие в группе. Бах считает, что
структурированный подход усиливает начальную кооперацию, понижает тревожность и
сопротивление руководителя и участников, конкретизирует их ожидания и, таким
образом, предоставляет им возможность сконцентрироваться на проблемах отдельной
личности и целях группы. Социально-психологические исследования дают основание
полагать, что, на ранних стадиях развития группы, чем слабее структурирована
группа, тем больше участников привлекает центрированная на руководителе
ориентация . В психотерапевтических группах руководители
обычно играют четыре основные роли: эксперта, катализатора, дирижера, эталонного
участника (на поведенческом уровне). Почти в каждом групповом взаимодействии у
руководителя есть возможность комментировать один из многих одновременно
возникающих процессов на уровне одного или нескольких участников или группы в
целом. Функция руководителя по прояснению смысла трансакций (называемых
«процессом») может варьировать от комментирования простых поведенческих актов —
через наблюдение нескольких актов и их последствий — до более сложных
рассуждений о направленности, мотивации и паттернах сходства между поведением
участников в группе («здесь и теперь») и за пределами группы («когда-то и
там»), во внешнем мире . Комментарии руководителя помогают участникам
объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на
других, и в конечном счете понять, как оно влияет на содержание их образа «Я» и
на сложившиеся обстоятельства. Однако если руководитель чрезмерно увлекается
информированием, ответами на вопросы и ролью эксперта, нарушаются групповые
процессы и психотерапевтическая группа становится похожей на класс. В этом
контексте групповому психотерапевту следует оптимально использовать время
каждого занятия и проявлять (в известном смысле) сдержанность. Независимо от
стиля руководителя (авторитарного, демократического, попустительствующего) к
основным способам воздействия на пациента в психотерапевтической группе относят
следующие. 1.
Молчание: руководитель молчит. 2.
Сосредоточение на группе: руководитель обращается к группе как к решающему
фактору. Считает, что руководство группой и решение проблем, которые в группе
возникают, являются делом группы. Этот способ включает 2 вида реакций:
незаметный отказ от руководства и энергичное настаивание на том, что
ответственность несет группа. 3.
Поддержка и одобрение: руководитель поддерживает, утешает, одобряет, проявляет
уважение, согласие, положительное отношение, участие, симпатию, сочувствие. 4.
Непрямое руководство: руководитель ведет группу не в прямой манере. Если
возникают затруднения, не говоря о них, игнорирует их или незаметно обращает внимание
группы на другую тему. 5.
Структурирование: руководитель создает структуру групповых занятий. Определяет
правила и показывает группе наилучший путь. 6.
Критика: руководитель провоцирует, критикует группу или члена группы в более
или менее насмешливой манере. Обвиняет, обижает, высмеивает, критикует защитное
поведение. 7. Чувства
членов группы: руководитель требует от членов группы высказать свои чувства и реакции
на происходящие события. 8. Чувства
руководителя: руководитель выражает собственные чувства. 9. Личный
опыт руководителя: руководитель рассказывает группе о своем личном опыте,
имеющем отношение к происходящим в группе событиям. 10.
Кларификационные и конфронтационные вопросы: руководитель спрашивает членов
группы о причинах их поведения. Это должно по виду и контексту реакции вести к
тому, что они свое поведение больше объясняют или защищают. 11.
Вопросы по групповой динамике: руководитель поощряет участников к тому, чтобы
они рассматривали данную ситуацию и испытывали происходящее в группе в
динамике, в более широкой перспективе, с более глубоким пониманием событий в
группе. 12.
Атмосфера группы: руководитель описывает то, что происходит в группе, но с
минимумом интерпретаций и заключений. Описывает настроение группы так, как его
сам чувствует, или обращает внимание на групповые события, которые группа не
заметила или недооценила. Эта категория реакций является первой из категорий, в
которых руководитель раскрывает группе, что он сам думает о происходящем.
(Следующие две категории представляют более ясные и четкие интерпретации.) 13.
Интерпретация групповой ситуации: руководитель интерпретирует взаимодействия
группы, которые находятся глубже внешних событий. В центре объяснения находится
то, что происходит в группе как в целом. В ситуациях, где проявляется
активность только одного члена группы, руководитель объясняет поведение этого
участника относительно того, какое оно имеет значение в контексте группового
действия. 14.
Интерпретация поведения отдельного члена группы: руководитель интерпретирует
события и поведение отдельных членов. Объясняет их поведение как
противодействие или защиту, как выражение страха, вины или злости или как
реакцию на определенные прошлые события. Так как эта интерпретация нередко
является одновременно и изложением групповой динамики, нельзя эту категорию точно
отличить от категории 13. 15. Личная
жизнь: руководитель поощряет членов группы рассказывать о себе как об
индивидуумах. Если участники говорят о себе и о своей жизни вне группы, он
поддерживает их в этом. Если они говорят о группе или о себе в контексте
группы, поощряет их к тому, чтобы говорили о себе как об индивидуумах. 16.
Прошлое и семья: руководитель поощряет членов группы к тому, чтобы они говорили
о значительных событиях из своей жизни, о своих отношениях к родителям, к братьям
и сестрам. 17.
Изменение поведения: руководитель поощряет членов группы сообщать о тех
аспектах своего поведения, которые они хотели бы изменить. 18.
Невербальные методы: руководитель предлагает какой-нибудь невербальный метод. 19.
Разыгрывание ролевой ситуации: руководитель предлагает разыгрывание ролевой
ситуации (психодраматический метод). Между
способами и С. р. п. г. не выделяют жестко детерминированные варианты
сочетаний. Руководители гибких эффективных групп признают, что им приходится на
протяжении всего времени развития группы варьировать свой стиль руководства в
соответствии с конкретной ситуацией и проблемами пациентов. Авторитарное
руководство более целесообразно, когда задача жестко структурирована, члены
группы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для
участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит. И
наоборот, чем более эффективно поведение членов группы, тем менее активен
групповой психотерапевт. С целью повышения компетентности групповых
психотерапевтов целесообразно сопровождать занятия с группами видеозаписью и
последующей супервизией. Следует
заметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между стилями
управления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь
стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение
опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль
руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы. 2
Характеристика личности группового тренера Cуществуют
точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется
прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая
роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при
этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным.
Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповой
процесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов. Гуманистическая
позиция (которой придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий и
оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания
атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений
между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью,
невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности.
Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностными
характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально
благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и
обеспечивает эффективность тренинговой работы. Обобщая
многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых
ведущих (А. Косевска, С. Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, Славсон, И. Ялом и
др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя
тренинговой группы: ·
концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; ·
открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям,
гибкость и терпимость; ·
эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу
эмоционального комфорта; ·
аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе
подлинные эмоции и переживания; ·
энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к
изменению и развитию; ·
уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности,
высокий уровень саморегуляции; ·
уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная
самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; ·
богатое воображение, интуиция; ·
высокий уровень интеллекта. Известный
специалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязи
личностных черт, теоретических установок и стилей управления:
"Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть
отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с
профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием
самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике
возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления
руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для
проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и
методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному,
негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает
правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений" (2
, с. 50). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В
социальной психологии существует несколько точек зрения на природу и сущность
лидерства. Одна из них – «теория черт» - обоснованно определяет лидеров по их
личностным качествам. Другая – «ситуационная теория» обосновывает инициативное
поведение личности потребностями сложившейся социальной ситуации. В
соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы –
деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением
групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития
психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида
лидерства – лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере. Эти
два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они
распределяются между членами группы. В зависимости от степени выраженности
направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить
типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач; на общение и
взаимоотношения в группе; универсальных лидеров. Существует
несколько теорий «стилей руководства» - системы приемов влияния лидера на
группу. Наиболее распространенной в отечественной психологической науке
является теория К. Левина, который выделяет три стиля руководства –
авторитарный, демократический, попустительский. Феномен
лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых,
являются психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых
задач и особенности ситуации, в которой находится группа. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 1.
Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная
психология: Курс лекций.-К.: МАУП, 2000.-136с. 2.
Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология
коллектива.-М.: Просвещение, 1978.-176с. 3.
Парыгин Б.Д. Социальная психология.-СПб, 1999.-543с. 4.
Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности.
Теоретико-методологический аспект –Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-184с. 5.
Шихарев
П.Н. Современная социальная психология.- М.: ИП РАМ, 2000.- 448с. |
Loading
|