|
Чеканский А.Н. Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровеньЧеканский А.Н. Фролова Н.Л. Год выпуска: 2005 Настоящий учебник
охватывает стандартную проблематику
курса микроэкономики промежуточного
уровня и содержит дополнения продвинутого
уровня по некоторым темам. Это позволяет
использовать его в ходе преподавания
учебных курсов разной продолжительности,
преимущественно в бакалавриате, а также
и в магистратуре. Учебник разработан в
комплекте с сопровождающим учебным
пособием типа study guide, включающим комплекс
тренировочных и развивающих заданий
(упражнений, тестов и задач) по всем
главам. Задания учебного пособия нацелены
не только на выработку «технических»
навыков по решению задач и нахождению
правильных ответов к тестам множественного
выбора, т.е. на контроль усвоения
студентами определений, понятий,
предпосылок и следствий микроэкономических
моделей, но и на развитие у студентов
способности применять аналитический
аппарат микроэкономики к анализу
конкретных ситуаций. Для этого включено
большое число аналитических вопросов
открытого типа. По этой же причине многие
задания учебного пособия ориентированы
на анализ экономических последствий
мер государственного регулирования. СОДЕРЖАНИЕ Введение.....................................................................................5 Раздел I ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС...................................29 Глава 1 ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ.............31 1.1. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ....................................................................31 1.1.1. Принцип рациональности....................................31 1.1.1.1. Два критерия рациональности, их соотношение...........31 1.1.1.2. Всегда ли потребитель рационален?............................32 1.1.2. Другие общие предпосылки анализа поведения потребителей.............................................................34 1.2. АКСИОМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА......................35 1.2.1. Свойства потребительских наборов......................35 1.2.2. Аксиомы сравнимости, транзитивности, рефлексивности и их следствия....................................36 1.2.2.1. Аксиома сравнимости.................................................36" 1.2.2.2. Аксиома транзитивности............................................37 1.2.2.3. Аксиома рефлексивности...........................................38 1.2.3. Аксиома ненасыщения и ее следствия...................39 1.2.4. Аксиомы непрерывности и строгой выпуклости множеств безразличия к началу координат. Следствия из них.......................................................42 1.2.4.1. Аксиома непрерывности.............................................42 1.2.4.2. Аксиома строгой выпуклости множеств безразличия к началу координат................................................................42 1.3. ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В АНАЛИЗЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ......................46 1.3.1. Ординалистский и кардиналистский подходы к анализу предпочтений.............................................46 1.3.1.1. Кардиналистский подход и кривые безразличия..........46 1.3.1.2. Утверждение ординалистского подхода.......................49 1.3.2. Свойства предпочтений как свойства функции полезности................................................................51 1.3.3. Виды функции полезности и свойства карт безразличия..............................................................52 1.3.3.1. Гомотетичные предпочтения.......................................52 1.3.3.1.1. Предпочтения Кобба-Дугласа......................................53 1.3.3.1.2. Совершенные субституты...........................................53 1.3.3.1.3. Совершенные комплементы..........................................55 1.3.3.2. Квазилинейные предпочтения.....................................55 1.3.4. Предпочтения в отношении блага и антиблага.......56 \ 1.4. БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ............................................58 1.4.1. Бюджетное ограничение при денежной форме дохода............................................................58 1.4.1.1. Графическое представление и алгебраическое описание...............................................................................58 1.4.1.2. Влияние изменений дохода и цен................................61 1.4.2. Бюджетное ограничение при натуральной форме дохода ................... .........................................63 1.4.2.1. Графическое представление и алгебраическое описание...............................................................................63 1.4.2.2. Влияние на бюджетное ограничение изменения структуры дохода натурой и изменения иен товаров.................64 1.5. ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ.........................................................66 1.5.1. Внутренний оптимум потребителя....................... 66 1.5.1.1. Экономический смысл...............................................66 1.5.1.2. Пример алгебраического решения: нахождение оптимума потребителя с предпочтениями Кобба-Дугласа........67 1.5.2. Краевой оптимум потребителя.............................68 1.5.2.1. Экономический смысл...............................................68 1.5.2.2. Некоторые примеры...................................................69 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 1. Экономическая интепретация множителя Лагранжа в теории поведения потребителей.....70 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................72 Глава 2 ВЫВЕДЕНИЕ ФУНКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СПРОСА НА ОСНОВЕ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ....................73 2.1. ВИД И СВОЙСТВА ФУНКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СПРОСА.................................................................................. 73 2.2. ПОСТРОЕНИЕ КРИВЫХ «ДОХОД - ПОТРЕБЛЕНИЕ» И КРИВЫХ ЭНГЕЛЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ.....................................................74 2.2.1. Кривые «доход — потребление» и типология экономических благ: нормальные товары и товары низшей категории ......................................................75 2.2.2. Кривые « доход — потребление» и кривые Энгеля для нормальных товаров........ ..............76 2.2.2.1. Случай гомотетичных предпочтений............................77 2.2.2.2. Кривые Энгеля для необходимых благ и предметов роскоши.............................................................78 2.2.3. Кривые «доход — потребление» и кривые Энгеля для товаров низшей категории.............79 2.2.4. Кривые расходов Энгеля для разных типов экономических благ....................................................80 2.3. ПОСТРОЕНИЕ КРИВЫХ «ЦЕНА - ПОТРЕБЛЕНИЕ» И КРИВЫХ СПРОСА ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ.....................................................82 2.3.1. Построение кривой «цена — потребление» и кривой спроса для обычных товаров......... .................82 2.3.2. Построение кривой «цена — потребление» и кривой спроса для товара Гиффена ............................84 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.................................................85 Глава 3 ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ.........87 3.1. ЭФФЕКТЫ ДОХОДА И ЗАМЕЩЕНИЯ ПО СЛУЦКОМУ .... 87 3.2. УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО......................................................90 3.3. ЭФФЕКТЫ ЗАМЕЩЕНИЯ И ДОХОДА ПО ХИКСУ............91 3.4. КОМПЕНСИРОВАННЫЙ СПРОС.........................................93 3.5. ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ЭФФЕКТЫ...............................................94 3.6. УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО С УЧЕТОМ НАЧАЛЬНОГО ЗАПАСА..................................................................................W КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ...............................................Ю4 Глава 4 ВЫГОДА ПОТРЕБИТЕЛЯ...........................................W5 4.1. МАРШАЛЛИАНСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗБЫТОК.............................................................................105 4.2. КОМПЕНСИРУЮЩАЯ ВАРИАЦИЯ ДОХОДА...................107 4.3. ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ВАРИАЦИЯ ДОХОДА.........................108 4.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ МЕРАМИ ВЫГОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ................................... КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ...............................................ИЗ Глава 5 КОНЦЕПЦИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ.......................................................114 5.1. ИДЕЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ...........................114 5.2. АКСИОМАТИКА КОНЦЕПЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ .................................................................1" ЪЪ РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА......................116 5.4. ФОРМАЛИЗЛЦ11Я KOI ЩЕ11ЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ................................................................120 5.5. АНАЛИЗ ИНДЕКСОВ ДОХОДА И ЦЕН..............................121 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................124 Глава 6 РЫНОЧНЫЙ СПРОС..................................................126 6.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ и РЫНОЧНЫЙ СПРОС...................126 6.2. ПРЯМАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ.................127 6.3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ............................135 6.4. УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО В КОЭФФИЦИЕНТАХ ЭЛАСТИЧНОСТИ.................................................................136 6.5. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ..............................................................................138 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................140 Глава 7 ДВОЙСТВЕННОСТЬ В ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА...............................142 7.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ................................................142 7.2. НЕЯВНАЯ (КОСВЕННАЯ) ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВА........................................143 7.2.1. Определение косвенной функции полезности .............................................................. 143 7.2.2. Некоторые свойства косвенной функции полезности ..............................................................144 7.2.3. Применимость косвенной функции полезности ..............................................................145 7.3. ФУНКЦИЯ РАСХОДОВ И ЕЕ СВОЙСТВА..........................147 7.3.1. Определение функции расходов........................ 147 7.3.2. Некоторые свойства функции расходов.............. 147 7.3.3. Лемма Шепарда и свойства функций компенсированного спроса ........................................ 7.3.4. Кривые компенсированного спроса и их взаимосвязь с кривыми некомпенсированного ...............151 спроса ..................................................................... 7.4. ДВОЙСТВЕННОСТЬ, ВАЖНЫЕ ТОЖДЕСТВА И УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО.................................................1>* ТАЛ. Двойственность и некоторые важные ... 153 тождества................................................................. 7.4.2. Тождество Роя и его выведение......................... 154 7.4.3. Выведение уравнения Слуцкого.........................155 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................155 Раздел II ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ИЗДЕРЖЕК, ПРИБЫЛИ И РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ..................157 Глава 8 ПРОИЗВОДСТВО........................................................159 8.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ....................................159 8.2. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ......................................................................lbZ 8.3. ЭФФЕКТ МАСШТАБА.........................................................^ 8.4. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС................................................I72 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К ГЛАВЕ 8. Производственная функция Кобба-Дугласа.....................176 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 К ГЛАВЕ 8. MRTS при неизменной отдаче от масштаба.......................179 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................181 Глава 9 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА..................................182 9.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК..............................................182 9.2. МИНИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК...........................................184 9.2.1. Принцип минимизации издержек...................... 184 9.2.2. Траектория расширения производства и условный спрос на ресурсы..................................... 189 9.2.3. Концепция выявленной минимизации издержек................................................................ 192 9.3. ИЗДЕРЖКИ В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ..........................193 9.4. ИЗДЕРЖКИ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ...................197 9.5. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КРИВЫМИ КРАТКОСРОЧНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ИЗДЕРЖЕК.....202 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 9. Невозвратные издержки.............206 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................207 Глава 10 МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ......................................208 10.1. ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА..............................................208 10.2. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ...........................................209 10.2.1. Максимизация прибыли и спрос на ресурсы..............................................................209 10.2.2. Концепция выявленной максимизации прибыли ..................................................................211 10.2.3. Максимизация прибыли и определение объема выпуска фирмой.............................................213 10.3. КРИВАЯ КРАТКОСРОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ.................................................216 10.4. ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ..............................................................................217 10.5. КРИВАЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФИРМЫ.....219 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 10. Квазипостоянные издержки и кривая краткосрочного предложения фирмы..................220 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................221 Глава 11 ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ОТРАСЛИ.......222 11.1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ОТРАСЛИ В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ.....................................................222 11.1.1. Выведение кривой предложения отрасли при неизменных ценах факторов и технологиях ...........222 11.1.2. Выведение кривой предложения отрасли при изменении цен факторов в коротком периоде.........225 11.2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ОТРАСЛИ В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ................................................227 11.2.1. Долгосрочное равновесие отрасли: процесс установления и условия.............................................227 11.2.2. Долгосрочное предложение отраслей с неизменными, растущими и убывающими издержками.............................................................229 11.2.3. Долгосрочное предложение отрасли при различной эффективности действующих и вступающих в нее фирм..........................................233 11.2.4. Излишек производителя в длительном периоде и экономическая рента.............................................. 11.3. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ................239 11.4. СРАВНИТЕЛЬНО-СТАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОЛГОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ ОТРАСЛИ ...................242 11.4.1. Сдвиги кривой спроса.....................................242 11.4.2. Сдвиги кривой долгосрочного предложения отрасли...................................................................243 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................245 Глава 12 ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ФИРМ, ИМЕЮЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЦЕЛИ..........................................................................247 12.1. КОНКУРЕНТНАЯ ФИРМА, МАКСИМИЗИРУЮЩАЯ валовой доход..............................................................249 12.1.1. Предложение в коротком периоде.....................249 12.1.2. Предложение в длительном периоде................. 251 12.2. КОНКУРЕНТНАЯ ФИРМА, УПРАВЛЯЕМАЯ ТРУДОМ.....252 12.2.1. Выбор в коротком периоде.............................. 253 12.2.2. Предложение в коротком периоде....................255 12.2.3. Предложение в длительном периоде.................259 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................262 Раздел III РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ...........................263 Глава 13 СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ эффективность: ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ.................265 13.1. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК РЫНОЧНАЯ структура..........................................................................265 13.1.1. Понятие рыночной структуры и ее ключевые признаки.................................................................265 13.1.2. Особенности рыночной структуры совершенной конкуренции ........................................266 13.2. ЕДИНСТВЕННОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ОТРАСЛЕВОГО РАВНОВЕСИЯ...........................................268 13.3. ПРИМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ ЭЛАСТИЧНОСТИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ФУНКЦИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВБЛИЗИ ТОЧКИ РАВНОВЕСИЯ И ^ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ СДВИГА КРИВЫХ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ...............................271 13.3.1. Определение вида функций спроса и предложения..........................................................271 13.3.2. Прогнозирование изменений равновесной цены под воздействием факторов сдвига кривых спроса и предложения............................................... 273 13.4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ....................................274 13.5. АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЙ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ НА ПАРАМЕТРЫ ОТРАСЛЕВОГО РАВНОВЕСИЯ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ РЫНОЧНЫХ АГЕНТОВ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ (С ПОЗИЦИИ ЧАСТИЧНОГО РАВНОВЕСИЯ)...........................................281 13.5.1. Воздействие потоварных налогов..................... 281 13.5.1.1. Воздействие потоварных налогов на параметры равновесия отрасли совершенной конкуренции......................281 13.5.1.2. Распределение налогового бремени в зависимости от ценовой эластичности спроса и предложения....................283 13.5.1.3. Потери от налогообложения...................................285 13.5.2. Воздействие потоварных субсидий...................286 13.5.3. Воздействие импортных пошлин......................288 13.5.4. Воздействие ценового регулирования (случай установления максимальных цен) ...................289 13.5.5. Регулирующее вмешательство на рынках совершенной конкуренции и эффективность................ 291 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................292 Глава 14 МОНОПОЛИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ...................294 14.1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ монополии.....................................................................294 14.1.1. Ключевые признаки монополии как рыночной структуры...............................................................294 14.1.2. Виды барьеров вхождения..............................294 14.2. ВЫБОР МОНОПОЛИСТА, МАКСИМИЗИРУЮЩЕГО ПРИБЫЛЬ............................................................................296 14.2.1. Условия максимизации прибыли для монополиста.......................................................296 14.2.2. Монопольная власть и ее измерение.................297 14.2.3. Выбор в коротком периоде .............................299 14.2.4. Предложение монополиста.............................300 14.2.5. Выбор в длительном периоде..........................302 14.2.6. Монополист с несколькими заводами...............303 14.2.6.1. Графическая интерпретация модели........................303 14.2.6.2. Алгебраическая формализация модели....................305 14.3. МОНОПОЛИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . 306 14.3.1. Социальные издержки монополизации.............306 14.3.2. Влияние налогообложения..............................308 14.3.3. Монополия и контроль над ценами................... 310 14.3.4. Регулирование монополии посредством импортных квот........................................................312 14.4. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ................................................................313 14.4.1. Понятие естественной монополии и условия ее возникновения........................................313 14.4.2. Дилемма регулирования естественной монополии и некоторые подходы к ее разрешению........317 14.4.2.1. Регулирование нормы доходности и эффект Аверча—Джонсона...............................................................318 14.4.2.2. Ценообразование по Рэмси.....................................320 14.5. МОНОПОЛИСТ, МАКСИМИЗИРУЮЩИЙ валовой доход...............................................................322 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................325 Глава 15 МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................326 15.1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ..........................................326 15.1.1. Условия осуществления и цели ценовой дискриминации........................................................326 15.1.2. Ценовая дискриминация первой степени........... 327 15.1.3. Ценовая дискриминация третьей степени ..........330 15.1.4. Ценовая дискриминация второй степени........... 333 15.2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПО СХЕМЕ ДВОЙНОГО ТАРИФА........................................................... 15.3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПО ПРИНЦИПУ «ИЗДЕРЖКИ ПЛЮС»..........................................................*ю 15.4. ПРОДАЖА ТОВАРОВ НАБОРАМИ И СВЯЗАННЫЕ ПРОДАЖИ............................................................................341 15.4.1. Продажа товаров наборами............................. 341 15.4.1.1. Чистые продажи наборами.....................................342 15.4.1.2. Смешанные продажи наборами...............................343 15.4.2. Связанные продажи ......................................343 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 15. Ценовая дискриминация третьей степени с возрастающими предельными 144 издержками..................................................................... КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................346 Глава 16 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.............347 16.1. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ.............................................................................З47 16.2. МОДЕЛЬ Э.ЧЕМБЕРЛИНА ДЛЯ БОЛЬШОГО ЧИСЛА ФИРМ.......................................................................348 16.2.1. Предпосылки модели и две кривые спроса у фирмы ................................................................. 16.2.2. Равновесие фирмы в длительном периоде: процесс установления и условия ..................................35 j 16.2.3. Проблема эффективности отрасли монополистической конкуренции в модели Чемберлина............................................. ЪЪЪ \Ь.Ъ. ПРОСТАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ.....................355 16.4. МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКТА.....................................357 16.4.1. Линейная модель..................................... 35g 16.4.2. Модель города на окружности ........................360 16.4.2.1. Краткосрочное равновесие......................................361 16.4.2.2. Долгосрочное равновесие.......................................363 16.4.2.3. Проблема эффективности отрасли монополистической конкуренции в адресных моделях............366 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ..............................................367 Глава 17 олигополия...................................................... 368 17.1. ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИИ КАК РЫНОЧНОЙ структуры....................................................................... 363 17.1.1. Понятие олигополии. Возможные подходы к классификации моделей олигополии .........................368 17.1.2. Предположительные вариации как основа моделей олигополии......................................... ЪЬ*) 17.2. ОЛИГОПОЛИЯ С ЗАКРЫТЫМ ВХОДОМ ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ВЫПУСК КАК СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ПЕРЕМЕННУЮ................................372 17.2.1. Модель Курно ..................................... 372 17.2.1.1. Построение модели олигополии Курно на основе изопрофит и функций реакции..............................................373 17.2.1.1.1. Алгебраическая формализация.......................... jyj 17.2.1.1.2. Графический анализ поведения дуополистов по Курно.....377 П.2.1.2. Построение модели Курно на основе функции остаточного спроса.............................................. 332 17.2.1.3. Дилемма олигополии: дуополия Курно и игра с доминантными стратегиями...............................................385 17.2.2. Модель олигополии Стэкльберга (Штакельберга)....................................................... 388 17.2.2.1. Графическая интерпретация модели дуополии Стэкльберга........................................................................388 17.2.2.2. Алгебраическая формализация модели Стэкльберга........................................................................390 17.3. ОЛИГОПОЛИЯ С ЗАКРЫТЫМ ВХОДОМ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЦЕНУ КАК СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ПЕРЕМЕННУЮ........................391 17.3.1. Модель Бертрана........................................... 391 17.3.1.1. Простой графический анализ поведения дуополистов по Бертрану......................................................392 17.3.1.2. Построение модели олигополии Бертрана на основе изопрофит и функций реакции...............................393 / 7.3.1.2.1. Алгебраическая формализация....................................393 17.3.1.2.2. Графический анализ на основе изопрофит и кривых реакции.....................................................................................394 17.3.2. Модель ценового лидерства доминирующей фирмы в конкурентном окружении (с-закрытым входом)................................................397 17.3.2.1. Предпосылки модели и их следствия.......................397 17.3.2.2. Графический анализ поведения доминирующей фирмы в конкурентном окружении........................................398 17.4. КАРТЕЛЬ. МОДЕЛИ ОДНОКРАТНОГО И ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ..................400 17.4.1. Картель, максимизирующий прибыль отрасли (однопериодовая модель)..........................................401 17.4.1.1. Графическая интерпретация модели........................401 17.4.1.2. Алгебраическая формализация модели....................402 17.4.2. Картель как модель повторяющегося взаимодействия олигополистов. Стратегия наказания ... 403 17.4.2.1. Общие черты моделей повторяющегося взаимодействия...................................................................403 17.4.2.2. Картель и стратегия «курка»...................................405 17.5. ОЛИГОПОЛИЯ С ОТКРЫТЫМ ВХОДОМ..........................407 17.5.1. Модель лимитирующего выпуска .....................407 17.5.1.1. Предпосылки модели.............................................408 17.5.1.2. Стимул к вхождению и условие невхождения...........408 17.5.1.3. Выбор отраслевого выпуска как стратегическое решение..............................................................................410 var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } } |
Loading
|