Сорокин А.В. Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики
Основания микро- и макроэкономики.
Сорокин А.В.
М.: Экономика, 2009. — 587 с.
Курс «Теория общественного богатства» включен в учебный план экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и читается с 2007 г. на втором курсе бакалавриата и в магистратуре. Структура учебника позволяет давать как вводный, так и обобщающий углубленный курс. Учебник снабжен списком определений категорий.
Предмет — экономический базис, совокупность отношений воспроизводства материальной жизни индивидов и общества, «богатство народов» или «капитал» как богатство рыночной экономики.
Модель общественного богатства, построенная на аксиоме его двухфакторности (потребительная стоимость — стоимость), включает категории микро- и макроэкономики (спрос, предложение, инвестиции, сбережения, потребление) и практические категории бизнеса. Системное знание об экономике как живом, развивающемся организме дает навыки анализа и прогноза — основу экономической деятельности на различных уровнях.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, сотрудников научно-исследовательских и аналитических институтов, бизнесменов.
Настоящий учебник продолжает
серию учебников экономического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова, венчающую
многолетние усилия коллектива факультета
по обновлению содержания и структуры
университетского экономического
образования.
Экономический факультет
МГУ всегда характеризовался углубленной
теоретической подготовкой экономистов.
До перехода страны к рынку одной из
основ этой подготовки был спецсеминар
по "Капиталу" Маркса. Об уровне
фундаментальной подготовки свидетельствует
то, что выпускники конца 80-х годов, еще
не знакомые с категориями микро- и
макроэкономики, смогли не просто
адаптироваться к рынку, но и адаптировать
рынок к себе, став вполне успешными
людьми в бизнесе, на государственной
службе, в сфере науки и образования.
Устаревшие, не подтверждавшиеся жизнью
положения классика отбрасывались, а
самым ценным оказывалось системное
мышление.
Сегодня фундаментальное
образование базируется на изучении
"трех китов" современной экономической
науки: микроэкономики, макроэкономики
и эконометрики, хотя, конечно, не сводится
только к ним. Преподавателям факультета
потребовалось время для освоения
накопленных мировой экономической
наукой знаний, доступа к которым прежде
они были лишены. Этот процесс завершился
созданием серии учебников экономического
факультета МГУ. Однако, овладение этими
направлениями привело многих преподавателей
факультета к выводу, что "три кита"
современной науки "расплываются в
океане информации" не имея под собой
общей платформы-"черепахи". Об этом
говорят и выпускники того времени,
оценивая знания нового поколения
экономистов. Такова логика научного
мышления вообще: за первым "отрицанием"
с неизбежностью следует "отрицание
отрицания", за тезисом следует
антитезис и, наконец, синтез.
Настоящий
учебник - попытка автора сделать такой
синтез. Экономика представлена в нем
как система, своего рода живой развивающийся
организм. Теоретическая модель сложной
органической системы неизбежно принимает
вид многоуровневой иерархической
модели. К этому выводу приходит и
современная математика, например
американский математик Микеле Месарович
в работе "Теория многоуровневых
иерархических систем". Модель
общественного богатства строится
методом "от статического многообразия
конкретного, через абстракцию, к
конкретному как живому целому". По
сути это тот же метод, который в
физико-математических науках называется
аксиоматическим, в биологических -
генетическим, а в философии - диалектическим
методом. В качестве "аксиомы",
"генотипа", "исходного отношения"
выступают два проявления сущности
общественного богатства, создаваемого
рыночной экономикой - стоимость (природа
богатства) и потребительная стоимость
(форма богатства). Все реальные категории
рыночной экономики получают определения
и, соответственно, объяснение на основе
этих двух факторов.
Этот метод позволяет
дать системное экономическое образование.
"Разрозненные" категории микро- и
макроэкономики, такие как спрос,
предложение, издержки производства,
прибыль, инвестиции, сбережения,
потребление, и т.д., во-первых,
систематизируются, т.е. располагаются
на различных уровнях модели, а, во-вторых,
получают объяснение и лаконичное
определение. Понимание природы
экономических явлений в дальнейшем
значительно облегчает студентам освоение
курсов микро- и макроэкономики.
Такой
подход позволяет дать общее представление
о предмете и месте в экономической науке
курсов, которые студентам еще предстоит
прослушать: статистики, бухгалтерского
учета и аудита, международной экономики,
экономики труда, маркетинга и экономики
отраслевых рынков, финансовых рынков,
ценообразования, основ предпринимательства
и других.
Этот подход позволяет также
преодолеть серьезный недостаток
сложившегося экономического образования,
подчиненного задаче усвоения "мэйнстрима"
- слабой увязке категорий с реалиями
экономической жизни, следовательно,
слабыми навыками самостоятельного
анализа и прогноза реальной экономической
действительности. Студенты, конечно,
должны знать, какая из микро- или
макроэкономических моделей в наибольшей
степени применима к той или иной
экономической ситуации, но не менее
важно уметь анализировать конкретную
ситуацию и строить модель на основе ее
анализа.
Опыт преподавания этого курса
показывает, что его восприятие не
вызывает затруднений у студентов,
поскольку он не отягощается идеологическими
стереотипами.
Для читателей, у которых
при одном упоминании имени Маркса все
еще "поднимается кровяное давление"
(М. Блауг), а такие категории как прибавочная
стоимость (хотя всем известно, что
прирост стоимости является главным
критерием успешности бизнеса), или
капитал (капитализация - еще один
критерий) с самого начала вызывают
отторжение, в учебнике дается специальное
рассмотрение ошибочных представлений
"политической экономии марксизма"
об основных категориях модели
"Капитала".
Предполагаемая в
учебнике модель проста и логична, для
ее восприятия достаточно опираться на
научные определения категорий, не
приписывая им бытовых, или стереотипных
значений.