Центральный Дом Знаний - Сорокин А.В. Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 923

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Сорокин А.В. Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики

 Теория общественного богатства. 

Основания микро- и макроэкономики.  

Сорокин А.В.

М.: Экономика, 2009. — 587 с. 

Курс «Теория общественного богатства» включен в учебный план экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и читается с 2007 г. на втором курсе бакалавриата и в магистратуре. Структура учебника позволяет давать как вводный, так и обобщающий углубленный курс. Учебник снабжен списком определений категорий.

Предмет — экономический базис, совокупность отношений воспроизводства материальной жизни индивидов и общества, «богатство народов» или «капитал» как богатство рыночной экономики.

Модель общественного богатства, построенная на аксиоме его двухфакторности (потребительная стоимость — стоимость), включает категории микро- и макроэкономики (спрос, предложение, инвестиции, сбережения, потребление) и практические категории бизнеса. Системное знание об экономике как живом, развивающемся организме дает навыки анализа и прогноза — основу экономической деятельности на различных уровнях.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, сотрудников научно-исследовательских и аналитических институтов, бизнесменов.


Настоящий учебник продолжает серию учебников экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, венчающую многолетние усилия коллектива факультета по обновлению содержания и структуры университетского экономического образования.
Экономический факультет МГУ всегда характеризовался углубленной теоретической подготовкой экономистов. До перехода страны к рынку одной из основ этой подготовки был спецсеминар по "Капиталу" Маркса. Об уровне фундаментальной подготовки свидетельствует то, что выпускники конца 80-х годов, еще не знакомые с категориями микро- и макроэкономики, смогли не просто адаптироваться к рынку, но и адаптировать рынок к себе, став вполне успешными людьми в бизнесе, на государственной службе, в сфере науки и образования. Устаревшие, не подтверждавшиеся жизнью положения классика отбрасывались, а самым ценным оказывалось системное мышление.
Сегодня фундаментальное образование базируется на изучении "трех китов" современной экономической науки: микроэкономики, макроэкономики и эконометрики, хотя, конечно, не сводится только к ним. Преподавателям факультета потребовалось время для освоения накопленных мировой экономической наукой знаний, доступа к которым прежде они были лишены. Этот процесс завершился созданием серии учебников экономического факультета МГУ. Однако, овладение этими направлениями привело многих преподавателей факультета к выводу, что "три кита" современной науки "расплываются в океане информации" не имея под собой общей платформы-"черепахи". Об этом говорят и выпускники того времени, оценивая знания нового поколения экономистов. Такова логика научного мышления вообще: за первым "отрицанием" с неизбежностью следует "отрицание отрицания", за тезисом следует антитезис и, наконец, синтез.
Настоящий учебник - попытка автора сделать такой синтез. Экономика представлена в нем как система, своего рода живой развивающийся организм. Теоретическая модель сложной органической системы неизбежно принимает вид многоуровневой иерархической модели. К этому выводу приходит и современная математика, например американский математик Микеле Месарович в работе "Теория многоуровневых иерархических систем". Модель общественного богатства строится методом "от статического многообразия конкретного, через абстракцию, к конкретному как живому целому". По сути это тот же метод, который в физико-математических науках называется аксиоматическим, в биологических - генетическим, а в философии - диалектическим методом. В качестве "аксиомы", "генотипа", "исходного отношения" выступают два проявления сущности общественного богатства, создаваемого рыночной экономикой - стоимость (природа богатства) и потребительная стоимость (форма богатства). Все реальные категории рыночной экономики получают определения и, соответственно, объяснение на основе этих двух факторов.
Этот метод позволяет дать системное экономическое образование. "Разрозненные" категории микро- и макроэкономики, такие как спрос, предложение, издержки производства, прибыль, инвестиции, сбережения, потребление, и т.д., во-первых, систематизируются, т.е. располагаются на различных уровнях модели, а, во-вторых, получают объяснение и лаконичное определение. Понимание природы экономических явлений в дальнейшем значительно облегчает студентам освоение курсов микро- и макроэкономики.
Такой подход позволяет дать общее представление о предмете и месте в экономической науке курсов, которые студентам еще предстоит прослушать: статистики, бухгалтерского учета и аудита, международной экономики, экономики труда, маркетинга и экономики отраслевых рынков, финансовых рынков, ценообразования, основ предпринимательства и других.
Этот подход позволяет также преодолеть серьезный недостаток сложившегося экономического образования, подчиненного задаче усвоения "мэйнстрима" - слабой увязке категорий с реалиями экономической жизни, следовательно, слабыми навыками самостоятельного анализа и прогноза реальной экономической действительности. Студенты, конечно, должны знать, какая из микро- или макроэкономических моделей в наибольшей степени применима к той или иной экономической ситуации, но не менее важно уметь анализировать конкретную ситуацию и строить модель на основе ее анализа.
Опыт преподавания этого курса показывает, что его восприятие не вызывает затруднений у студентов, поскольку он не отягощается идеологическими стереотипами.
Для читателей, у которых при одном упоминании имени Маркса все еще "поднимается кровяное давление" (М. Блауг), а такие категории как прибавочная стоимость (хотя всем известно, что прирост стоимости является главным критерием успешности бизнеса), или капитал (капитализация - еще один критерий) с самого начала вызывают отторжение, в учебнике дается специальное рассмотрение ошибочных представлений "политической экономии марксизма" об основных категориях модели "Капитала".
Предполагаемая в учебнике модель проста и логична, для ее восприятия достаточно опираться на научные определения категорий, не приписывая им бытовых, или стереотипных значений.

Loading

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24