|
Ивашковский С.Н. МикроэкономикаМикроэкономика. Ивашковский С.Н.3-е изд., испр. - М.: Дело, 2002. — 416 с. Учебник представляет собой полный курс микроэкономической теории. Доступность учебного материала сочетается в нем с раскрытием содержания практически всех основных разделов современной микроэкономики. В каждой главе наряду с теоретической частью выделяются ключевые понятия, вопросы для обсуждения, задачи, упражнения и тесты, рекомендуемая литература. В конце приведен обширный словарь основных микроэкономических терминов. Учебник рассчитан на широкий круг читателей: студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников, предпринимателей, менеджеров. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................................................................................................. 7 РАЗДЕЛ I ЭКОНОМИКА КАК НАУКА ГЛАВА 1. История и предмет экономической теории.............................................. 12 1.1. Возникновение и развитие экономики как науки............................................. 13 1.2. Предмет экономической теории........................................................................ 25 1.3. Производственные возможности общества: редкость, выбор, альтернативные издержки, эффективность........................ 28 РАЗДЕЛ II ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ГЛАВА 2. Рынок и условия его формирования.................................................... 41 2 1 Сущность рынка, условия его возникновения и развития.............................. 42 2 2. Частная собственность как условие рыночного обмена................................. 45 2.3. Права собственности как "правила игры" в хозяйственных системах...................................................................................... 48 ГЛАВА 3. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения ..................... 56 3 1. Понятие спроса.................................................................................................... 56 3 2 Функция спроса и закон спроса............................................................................. 58 3.3. Парадоксы закона спроса....................................................................................... 61 3 4 Кривая спроса и цена спроса................................................................................ 63 3.5. Предложение и его функция................................................................................. 65 3 6. Факторы изменения предложения. Цена предложения................................ 67 ГЛАВА 4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие...................................................................... 79 4 1 Модель частичного рыночного равновесия. Сущность рыночного равновесия.......................................................... .79 4 2 Последствия установления неравновесных цен................................................ 84 4.3. Налоги и рыночное равновесие........................................................................... 87 4.4. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя............................................. 90 4.5. Установление и динамика равновесной цены. Устойчивость равновесия...................................................................................... 93 ГЛАВА 5. Эластичность спроса и эластичность предложения.............................. 111 5.1. Понятие эластичности........................................................................................... 111 5.2. Эластичность спроса по цене............................................................................. 112 5 3 Перекрестная эластичность спроса............................................................. 122 5.4. Эластичность спроса по доходу........................................................................ 123 5 5. Эластичность предложения............................................................................... 124 РАЗДЕЛ III ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ГЛАВА 6. Общая и предельная полезность. Равновесие потребителя.................................................................................................... 134 6.1. Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и цена............................................................................................... 135 6.2. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская концепция) 140 6.3. Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции: кривые безразличия и бюджетное ограничение Оптимум потребителя........................................................................................ 143 РАЗДЕЛ IV ПРОИЗВОДСТВО И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ ГЛАВА 7. Основы производства: технология и производственная функция.............................................. 166 7 1 Понятие производства. Производство и обмен................................................ 167 7.2. Технология и производственная функция. Изокванта................................... 171 7.3. Производство в долгосрочном периоде: отдача от масштаба.................... 175 7.4. Производство в краткосрочном периоде: закон убывающей предельной производительности..................................... 176 7.5. Равновесие производителя.................................................................................. 185 ГЛАВА 8. Фирма в рыночной экономике: причины возникновения, цели, правовые формы............................... 191 8.1. Понятие и целевая функция фирмы................................................................. 192 8.2. Экономическая природа фирмы....................................................................... 193 8.3. Основные формы предприятий (фирм)........................................................... 197 ГЛАВА 9. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие фирмы.................................................................... 217 9.1. Долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий............ 218 9.2. Концепция издержек в экономической теории.............................................. 219 9.3. Классификация издержек фирмы. Издержки и доход фирмы..................... 224 9.4. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы..................................... 229 РАЗДЕЛ V ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК: ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР ГЛАВА 10. Структура рынка: конкуренция и монополия........................................... 242 10.1. Классификация рыночных структур................................................................. 243 10.2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества. Оптимум Парето.................................................................... 245 10.3. Несовершенства рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику 250 10.4. Чистая монополия: объем выпуска и цена...................................................... 255 10.5. Несовершенная конкуренция и ее формы....................................................... 261 10.6. Показатели монопольной власти........................................................................ 274 РАЗДЕЛ VI РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ГЛАВА 11. Общая характеристика и особенности рынков факторов производства................................................................................ 286 11.1. Производство как сфера осуществления затрат.............................................. 286 11.2. Понятие и структура факторов производства................................................. 290 11.3. Равновесие фирмы на рынках факторов производства................................ 292 ГЛАВА 12. Рынок труда и заработная плата................................................................ 307 12.1. Человек в экономике.......................................................................................... 308 12.2. Труд как фактор производства: спрос и предложение................................ 310 12.3. Различия в заработной плате и их причины.................................................... 318 12.4. Теоретические подходы разных школ к анализу рынка труда..................... 319 12.5. Несовершенная конкуренция на рынке труда: влияние профсоюзов и монопсонистов-нанимателей.................................................. 320 ГЛАВА 13. Рынок капитала и процент............................................................................ 334 13.1. Понятие капитала (инвестиционных ресурсов)......................................... 335 13.2. Формы капитала: основной и оборотный. Амортизация............................. 337 13.3. Доход на капитал (процент) и его экономическая природа......................... 340 13.4. Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование................................................................................................ 345 ГЛАВА 14. Рынок земли и земельная рента................................................................ 358 14.1. Земля как фактор производства.......................................................................... 358 14.2. Экономическая природа ренты и условия ее возникновения.................... 360 14.3. Рента и цена земли................................................................................................ 366 ГЛАВА 15. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя................................................................. 371 15.1. Сущность и функции предпринимательства................................................ 371 15.2 Экономическая характеристика предпринимательства............................... 382 15.3. Прибыль — вознаграждение услуг предпринимателя................................... 384 Словарь микроэкономических категорий, понятий и терминов................................ 390
|
Loading
|