Центральный Дом Знаний - Психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательных учреждений 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2691

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательных учреждений 1

    • рефлексивные

    • коммуникативные

  1. профессиональные качества:

    • эмпатия

    • доброжелательность

    • деликатность

    • открытость

    • конкретность

    • непосредственность

    • коммуникативность

    • инициативность

  1. должностные обязанности:

    • социально-информационная помощь

    • социально-правовая помощь

    • социально-реабилитационная помощь

    • социально-экологическая помощь

    • медико-специальная помощь

    • социально-психологическая помощь

    • социально-педагогическая помощь

  1. права социального педагога:

    • представлять и защищать права учащихся

    • вести государственную или частную практику

    • собирать информацию

    • делать официальные запросы в общественные организации

    • информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы

    • вести активную пропаганду опыта семейного воспитания

    • возглавлять общественные движения граждан

    • способствовать правовой регуляции взаимоотношений


Психолого-педагогический статус школьника

Психологический статус школьника представляет собой совокупность психолого-педагогических характеристик, важных видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде. Он характеризуется:

1. социальные особенности среды обучения, воспитания, развития:

    • положение школьника в системе социально-экономических отношений

    • положение школьника во внутрисемейных отношениях

    • положение школьника во внутригрупповых отношениях со сверстниками

  1. особенности познавательной деятельности школьника:

    • соотношение умственного развития и возрастной нормы

    • соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов педагогических требований

    • индивидуальные особенности познавательной деятельности

    • умственная работоспособность и темп умственной деятельности

  2. особенности мотивационно-личностной сферы:

    • наличие учебной мотивации

    • ведущий тип мотивационной регуляции

    • конфликтность мотивационной сферы (личностная тре7вожность)

    • наличие выраженных акцентуаций

  3. особенности системы отношения школьника к миру и самому себе:

    • отношения со сверстниками

    • в семье

    • со значимыми взрослыми

    • отношение к важным видам деятельности (в школьной среде)

    • отношение к себе

  4. особенности поведения школьника в ситуации внутришкольного взаимодействия:

    • характерологические особенности поведения и обучения

    • поведенческие особенности, свидетельствующие о дезадаптации школьника


Психолого-педагогическое обеспечение как процесс преобразования образовательно-воспитательной сферы

Психолого-педагогическое обеспечение предполагает обеспечение гармонизации социальной среды, социальную защиту учащихся и подготовку их к самозащите. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения связана с содержанием воспитательной среды и поля самореализации воспитанников; направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений на ребенка.


Задачи психолого-педагогического обеспечения по обеспечению гармонизации среды образовательного учреждения

  1. создание условий эффективного взаимодействия педагогического и ученического коллектива;

  2. формирование положительной эмоциональной атмосферы в процессе взаимодействия;

  3. совместное включение педагогов, учащихся и их родителей в разнообразные виды социальной деятельности;

  4. создание условий для развития детского самоуправления;

  5. социальная помощь учащимся, педагогам, родителям;

  6. нейтрализация негативных воздействий социума на субъекта образовательного учреждения;

  7. организация взаимодействия с различными социальными институтами в целях гармонизации с внешним социальным окружением.

Можно выделить два направления гармонизации среды:

  1. создание воспитательной среды образовательного учреждения. Предполагает взаимную ответственность участников образовательного учреждения, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Основные механизмы реализации:

    • выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

    • определение ведущей деятельности, значимой для всего коллектива;

    • развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности;

    • формирование позитивного отношения к творчеству;

    • неповторимость образовательного учреждения;

    • наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов, учащихся, родителей.

В результате создания воспитательной среды образовательного учреждения возникает адаптивность участников образовательного процесса к школьной жизни, самоутверждение, формирование активной жизненной позиции.

  1. создание поля самореализации ребенка. Предполагает активизацию процесса самовоспитания ребенка, обеспечение условий реализации своих потенциальных возможностей. Основные механизмы реализации:

    • включение детей в решение различных проблем в реальных и импровизированных ситуациях;

    • диагностирование волевой готовности к включению в систему социальных отношений;

    • стимулирование самопознания детей, определение собственной позиции и способов адекватного поведения в различных ситуациях;

    • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях;

    • создание развивающего информационного поля для каждого воспитанника;

    • педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления.

      Модель психолого-педагогического обеспечения – это всегда вариант решения проблемы, который инициирует новые подходы и вариативность. Ее основными стратегическими элементами являются:

      1. субмодель – система с присущей ей инфраструктурой;

      2. субъекты;

      3. системообразующие связи;

      4. социальная работа с клиентом как вид профессиональной деятельности

      5. человек и его собственный потенциал, конечный результат (психологическое здоровье человека);

      6. состояние профессиональной деятельности

      7. неотъемлемая часть жизнедеятельности образовательного учреждения.

      Процесс восстановления собственного потенциала участников образовательного процесса включает четыре этапа:

        1. информационно-аналитический;

        2. прогностический;

        3. побудительно-сопроводительный;

        4. восстановительно-реабилитационный.

      Система мер:

      1. психолого-педагогический анализ задач обеспечения деятельности в образовательном учреждении;

      2. диагностика и прогнозирование;

      3. изучение и учет национально-психологических и религиозных особенностей участников образовательного процесса;

      4. психолого-педагогическая помощь;

      5. информационно-воспитательное сопровождение социальной поддержки;

      6. моделирование деятельности специалиста по разрешению экстремальных проблемных ситуаций;

      7. психологическая подготовка специалиста к профессиональной деятельности и общению;

      8. разработка и внедрение методик оценки деятельности и общения, педагогических техник и технологий;

      9. обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения.

      Уровни модели:

      1. психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательного учреждения;

      2. символ качества социальной работы;

      3. символ человека и его собственного потенциала.

      Каждый из этих уровней однозначно отражает степень развития, а в итоге и эффективность модели психолого-педагогического обеспечения.


      Виды психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения

      1. информационно-воспитательная работа

      2. социальная работа

      3. социально-педагогическая работа

      4. культурно-досуговая работа

      5. социально-правовое обеспечение

      6. психолого-педагогическая профилактика

      7. социально-психологическая поддержка

      8. психолого-педагогическая коррекция.


      Основные звенья психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения

      1. организационно-посредническое и прикладное звено. Посредническое – пед. советы и родительские собрания; прикладное – непосредственные организаторы деятельности социальной службы образовательного учреждения (заместитель директора по социально-правовой защите и заместитель директора по учебно-воспитательной работе);

      2. исследовательское звено. Психолог и социолог диагностируют различные явления социальной жизни школьника, группы;

      3. аналитическое звено – психолого-педагогический консилиум:

      - заместитель директора по социально-педагогической работе;

      - заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

      - социальный педагог;

      - психолог;

      - социолог;

      - приглашенные специалисты.

      Задачи:

      - анализ ситуации;

      - утверждение окончательного диагноза социально-педагогической проблемы и ее влияния на учебно-воспитательную работу;

      - выработка и обсуждение предложений по ее решению;

      1. прикладное звено. Практические работники:

      - заместитель директора по социально-педагогической работе;

      - заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

      - психолог;

      - организаторы внеучебной работы;

      - педагоги дополнительного образования и т.д.

      Педагогические советы и родительские собрания осуществляют контроль за деятельностью службы психолого-педагогического обеспечения.


      Дальнейшее развитие психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения обусловлено:

      1. разработкой и уточнением профессиограммы каждого должностного лица социальной службы;

      2. уточнение функциональных обязанностей;

      3. разработка рабочего места каждого должностного лица:

      - основные функциональные обязанности

      - методические материалы по решению различных диагностических и прикладных задач

      - методические материалы по их применению

      1. более активное вовлечение в деятельность других специалистов;

      2. введение новых должностей для расширения спектра решаемых задач;

      3. профессиональная подготовка специалистов социальной службы.


      Социальный педагог в образовательном учреждении

      1. организатор внеучебной работы

      2. организатор досуга

      3. педагог-психолог

      4. социолог

      5. социальный работник

      6. социальный педагог-методист

      Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методики, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:

      1. учителю:

      - разработать индивидуальную методику работы с учеником

      - организовать социально-педагогическую работу с классом

      - разработать методику реализации взаимоотношений с родителями

      - разрешить конфликт между учителем и учеником, учителем, учеником и его родителями, учителем и классом и т.д.;

      1. ученику – советами и рекомендациями:

      - в работе по самосовершенствованию

      - предупредить и преодолеть конфликтную ситуацию в классе, с учителями и родителями;

      1. родителям – совет, консультация, методическая помощь:

      - в налаживании взаимоотношений с ребенком

      - для корректировки социально-педагогической работы со своим ребенком

      - в развитии, согласованности отношений с учителем в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.


      Информационно-воспитательная работа

      Психолого-педагогическое просвещение педагогов, родителей, детей:

      1. ознакомление с основными закономерностями и условиями благоприятного развития ребенка;

      2. разъяснение и пропаганда результатов новейших психолого-педагогических исследований;

      3. формирование потребности в психолого-педагогических знаниях и желания использовать их в работе с ребенком;

      4. ознакомление учащихся с основами самопознания и самовоспитания.

      Формы работы:

      1. лекция;

      2. беседа;

      3. семинары;

      4. подбор литературы.


      Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

      Основные задачи:

      1. изучение и анализ социально-психологических характеристик участников образовательного процесса;

      2. прогнозирование социально-психологических процессов;

      3. выработка предложений и рекомендаций по управлению социально-психологическими процессами в интересах поддержания устойчивого морально-психологического состояния, творческой активности, организованности и порядка;

      4. организация постоянного наблюдения и профилактической работы с людьми, требующими контроля;

      5. своевременная ликвидация излишней психической напряженности и утомления участников образовательного процесса.


      Социально-психологическое обеспечение образовательного процесса включает:

      1. психодиагностику;

      2. психологическое развитие и психокоррекцию;

      3. оперативную психолого-педагогическую помощь;

      4. психолого-педагогическую реабилитацию;

      5. психолого-педагогическое консультирование.


      Технология организации психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении

      Социальный педагог в своей работе в образовательном учреждении реализует организационные социально-педагогические технологии. Организация социально-педагогических технологий состоит из нескольких этапов:

        1. формирование банка данных

      - учет детей, находящихся в социально-опасной ситуации

      - безнадзорных и беспризорных

      - употребляющих наркотические и другие психотропные вещества

      - совершивших правонарушение

      - состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений, ОДН, внутришкольном учете.

        1. диагностика проблем развития

      - социальный педагог изучает и определяет причины:

      а) индивидуальные особенности ребенка

      б) интересы и проблемы

      в) конфликтные ситуации

      г) отклонения в поведении

      - отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций

      - использует апробированные психолого-педагогические диагностические методики.

        1. разработка программ

      - индивидуальных социально-педагогических программ с целью оказания помощи ребенку, находящемуся в социально-опасном положении;

      - групповые программы для решения проблем определенных групп;

      - общественные программы для решения проблем нескольких групп.

      Программы должны быть целесообразны, прогностичны, ожидаемые результаты измеряемы.

        1. целевая реализация программ

      - распределение совместно с КДН, ответственность и участие всех привлеченных сторон

      - организует реализацию и осуществление индивидуавльных социально-педагогических программ

      - организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ

      - отслеживает результаты и информирует:

      а) директора о ходе выполненных программ

      б) КДН о результатах взаимодействия межведомственных структур

        1. консультирование

      - учащихся

      - родителей

      - педагогов

        1. межведомственные связи социального педагога

      - организатор и инициатор построения связей с органами и службами, оказание помощи детям и подросткам

      - обращение в КДН, если необходима помощь в организации связи.


      Инструментарий социального педагога – рабочий стол

      Это понятие используется для определения инструментария профессиональной деятельности специалиста.

      Инструментарий психолого-педагогического обеспечения деятельности специалиста образовательного учреждения – структурированная определенным образом совокупность технологий и информационная база профессиональной деятельности специалиста.

      Содержание инструментария определяется основными функциями профессиональной деятельности социального педагога, к которым относятся:

      1. диагностическая;

      2. организационная – организация социально-педагогической деятельности всех субъектов образовательного процесса в сфере воспитания (коррекции), профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни, осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально-педагогической деятельности;

      3. прогностико-проектировочная;

      4. управленческая;

      5. координационная.

      Первичные задачи, решаемые социальным педагогом при организации инструментария:

      1. изучение нормативных документов в деятельности школы, социально-педагогической службы и должностных обязанностей социального педагога;

      2. непосредственное ознакомление с организацией и функционированием школы в целом, основными направлениями и формами деятельности:

      - воспитательной

      - учебной

      - организационной

      - управленческой

      - исследовательской;

      особенностями планирования и контроля деятельности социального педагога, структурой управления социально-педагогической службы города, микрорайона; работой соответствующих подразделений управления образования, молодежной политики и др. отдельных служб;

      1. ознакомление с формами и методами социально-педагогической диагностики:

      - образовательных учреждений

      - ученических и педагогических коллективов

      - социальной среды образовательного учреждения

      - условий жизнедеятельности участников образовательного процесса;

      1. изучение накопленного эмпирического материала, полученного в ходе диагностики;

      2. участие в проведении индивидуальной и групповой социально-педагогической работы с учащимися, родителями, учителями, в консилиумах по социально-педагогическим аспектам образования, воспитания и самовоспитания;

      3. изучение положительного опыта социально-педагогической деятельности и использование его в практической работе;

      4. ознакомление с работой других специалистов образовательного учреждения, работающих в контакте с социальным педагогом.


      Базовые проблемы образования и воспитания, определяющие основные направления социально-педагогической деятельности образовательного учреждения:

      1. реализация правового статуса школьника как гражданина и осознание им этого;

Loading

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24