Центральный Дом Знаний - Психологические аспекты мотивации трудовой деятельности

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 923

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Психологические аспекты мотивации трудовой деятельности

Скачать работу "Психологические аспекты мотивации трудовой деятельности"

Введение

В начале ХХI века человечество вступает в эру динамичных изменений, как в социальных, так и в экономических отношениях, что определяет переход общества на новый уровень развития. Достижения науки и техники, с одной стороны, и возвышение потребностей людей (вместе с возрастающими возможностями удовлетворения таких возможностей) – с другой стороны, кардинально изменили общество и работу руководителя.

Руководители начинают ощущать, что они утрачивают возможность управлять организацией (предприятием или другим хозяйствующим субъектом) обычными, традиционными методами и средствами. Изменение людей и внешней экономико-политической и деловой среды общества диктует необходимость перестройки работы руководителей, а также введения новых методов, процедур и средств управления в современном менеджменте.

Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. [6]

Однако, в российской экономике, еще не созрело понимание того, что материальная собственность – не главное в экономике. Главным является человек с его идеями, человек, движущий материальную собственность так, чтобы экономика из рентоориентированной стала прибылеориентированной. Текущая и стратегическая устойчивость предприятия, конкурентноспособность, размер прибыли и процветание в рыночных условиях определяются внутренней согласованностью и непротиворечивостью системы интересов, всех участников экономического процесса. Иначе конфликт интересов подрывает рыночные позиции и конкурентноспособность организации и общества в целом.

Каждый современный руководитель осуществляет управление предприятием реализуя следующие функции менеджмента: планирование, организация, контроль, координация и мотивация.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна сделать данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Однако, на практике зачастую, руководители ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. [12]

В теорию мотивации внесли свой вклад многие ученые, начиная с основателя научного менеджмента Ф. Тэйлора, выдвинувшего проблемы сотрудничества работодателей с работниками, их тренировки и обучения, распределения труда и ответственности между администрацией предприятия и работниками.

Содержательный и процессуальные подходы к мотивации, разработанные теоретиками менеджмента и психологии, достаточно близки На практике они дополняют друг друга и тесно переплетаются друг с другом. Американский философ Д. Дьюи обращает внимание на то, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным». Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление быть оценнным по достоинству со стороны других людей. Поэтому, руководитель имеет большое «мотивационное поле» влияния на человека, исходя из такого понимания основной потребности людей при их совместной работе в коллективе.

Необходимо отметить, что руководители должны всегда сознавать необходимость побуждения людей работать на организацию. Они не должны думать, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Необходимо рассеять это заблуждение, так как деньги не всегда побуждают человека трудиться усерднее.

Истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, трудно определить, и они чрезвычайно сложны. Но, овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.


Цели курсовой работы:

-закрепить теоретические знания по дисциплине: «Мотивация трудовой деятельности»;

-построить эффективную модель мотивации трудовой деятельности.

Задачи курсовой работы:

  • изучить специальную литературу по заданной проблеме;

  • собрать и проанализировать исходные данные;

  • разработать предложения по совершенствованию системы мотивации труда персонала в организации.

Психологические аспекты мотивации трудовой деятельности.

Мотивация труда в менеджменте

Мотивация в менеджменте – это побуждение воли работника с целью развития его активности в производственном процессе. [12]

С другой стороны, мотивация направлена на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей людей (мотивация – побуждение).

В теории бихевиоризма (от англ. – поведение), или теории поведения личности, мотивация связывается с социальным поведением человека. Бихевиоризм рассматривает поведение человека как совокупность ответов (реакций) человека на воздействие (стимулы) внешней среды, или систему «стимул-реакция».

Мотивация в менеджменте и есть система стимулов, организующая работника или группу работников для активного включения в трудовую деятельность, подчинения своих личных интересов общим интересам организации и стремления к качественному достижению целей организации.

Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, то есть любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей.

Руководитель при построении социального «организма» предприятия выполняет следующие основные группы работ:

-проводит планирование и подбор персонала;

-создает систему мотивации, качества и оплаты труда;

-выполняет рационализацию трудовых процессов;

-создает условия для социально-психологической устойчивости организации.

Персонал организации – это совокупность работников, организационно объединенных общностью целей и интересов в процессе деятельности организации. [7]

Механизм мотивации персонала представляет собой систему социально-экономических отношений, связанных с мотивационным воздействием на отдельных работников и на весь персонал организации, а также совокупность функциональных и организационных структур, форм, методов, стимулов, посредством которых реализуются эти социально-экономические отношения.

Регулирование поведения означает мотивацию на основе выявления функциональных, или желательных, видов поведения, подкрепления этих аспектов поведения и подавления нежелательного поведения отрицательным «подстегиванием».

Типичный процесс воздействия на поведение работников включает в себя:

-определение проблемы или желательных изменений в поведении;

-разработка системы оценок и мер, которые позволяют оценить и увидеть изменение поведения;

-управление мотивацией.

Структура механизма мотивации включает в себя компоненты краткосрочного, долговременного, индивидуального и группового мотивационного воздействия на персонал организации.

При всем многообразии методов и подходов к мотивации свою действенность доказали четыре относительно самостоятельные группы стимулов: денежные; целевые (комплексные); обогащение содержание труда; партисипативность.

Определены два основных («классических») подхода к руководительской мотивации: содержательный и процессуальный. В первом предпринимается попытка понять, чем мотивируется человек, начиная и качественно выполняя работу, что является содержанием мотивов, и какие стимулы способствуют успеху в работе.

Процессуальная теория мотивации отвечает на вопрос, какие стимулы заставляют человека напрягаться, чтобы двигаться к поставленной организацией цели. Разрабатываются новейшие комплексные системы мотивации. (см. табл. 1.1)


Таблица 1.1

Теория мотивации

Теории мотивации

Краткое содержание

(1)

(2)


1). Иерархия потребностей по Маслоу

Содержательные теории мотивации


Согласно теории существующие пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерар-хическую структуру, которая как доминанта определя-ет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности низших уровней. Однако эта иерархическая структура не является абсо-лютно жесткой и строгой.

2). Теория потребностей МакКлелланда

Полагая, что классификация потребностей, предложен-ная Маслоу, не полна МаКлелланд дополнил ее, введя понятие потребностей власти, успеха, принадлежности.

3). Двухфакторная теория Грецберга

Он пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потреб-ностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, усло-вия труда, межличностные отношения и характер конт-роля со стороны начальства) всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов – таких, как ощущение успеза, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.


1). Теория ожиданий

Процессуальные теории мотивации


Основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за счет своих потребностей или достижения цели. Мотивация является функцией фактора ожидания «затраты труда – результаты», ожидания – «результаты – вознаграждение» и валентность (то есть относительной степени удовлетворения).


Продолжение табл. 1.1

(1)

(2)


Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.

2). Теория справедливости

Предполагает, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он считает свой труд переоценным, то он, напротив, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.

3). Модель Портера-Лоулера

Основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работниками ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Результативность труда порождает удовлетворенность, а вовсе не наоборот.


1). Участие рабо-тающих людей в управлении организацией

Новейшие теории мотивации


Предполагает привлечение работников к обсуждению решений и иных проблем текущей жизни организации, что позволяет им разбудить и / или проявить чувство причастности к делам и работе предприятия.

2). Участие рабо-тающих в прибы-ли предприятия

Предполагает, что руководитель применяет к прибыли принцип участия (каждый получает часть дохода в зависимости от вклада в общее дело, то есть квалификации и занимаемой должности).

3). Участие в собственности организации

Психологи считают, что главным интересом любого человека является чувство собственника. Именно обладание собственностью дает человеку чувство уверенности и экономической свободы.

Продолжение табл. 1.1

(1)

(2)


Поэтому руководители могут предложить работнику за затраченные усилия, часть собственности организации. Хотя эта доля имеет малую величину в материальном выражении, однако, в психологическом смысле ее значение чрезвычайно велико.


Таким образом можно отметить, что классические теории мотивации на основе изучения потребностей, а также процессуальные подходы позволят предприятиям вовлечь людей в созидательную работу и на этой основе повысить производительность их труда.

Классические подходы к мотивации дали много положительного для повышения производительности труда. Новейшие теории мотивации учитывают новые обстоятельства современной жизни:

-резко увеличился темп жизни; качественно изменилась среда обитания и деловая среда (условия работы – появились разнообразные машины, сенсоры, мобильные телефоны, факсы и т.п.);

-увеличился темп смены моделей и поколений продукции;

-увеличилась конкуренция на всех рынках, что требует от работодателей усилить внимание к качеству рабочей силы;

-работа приобретает глобальный характер, что (вместе с усложнением продукции) фактически делает контроль работы кадров невозможным и альтернативой является сознательное (творческое) отношение к работе.

Последовательное введение новых методов менеджмента в области мотивации труда и его качества ведет к повышению производительности труда. Однако, необходимо учитывать не только факторы внешней среды, а также, факторы внутренней среды влияющие на поведение человека в процессе труда, к которым относится мотивационная сфера человека.

Более подробно, строение мотивационной сферы человека, будет рассмотрено в п. 1.2. данной курсовой работы.

1.2. Строение мотивационной сферы человека

В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Побудительная обеспечивает активность и направленность поведения; регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях.

Понятие «мотивация» используется в двояком смысле:

1) как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение ( в частности, потребности, мотивы, намерения, цели интересы, и т.п.);

2) как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Из всех мотивационных понятий наиболее важным является понятие потребности.

Потребности – состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, развития. [14]

Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, с объективным дефицитом того, что требуется организму для его устранения. Потребность активизирует организм, порождает его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют люди, зависят от уровня их организации, образа и условий жизни, и т.п.

Люди как личности отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей ( органических, материальных, духовных и социальных ) и их особым сочетанием.

Основные характеристики потребностей следующие: сила, периодичность возникновения и способы удовлетворения, а также – предметное содержание потребностей, т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность для данного человека может быть полностью удовлетворена.

Мотив – тот предмет, который отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение людей. [12]

Таким образом, направленность и организованность, т.е. целесообразность и разумность, поведения могут обеспечить только конкретный мотив – предмет данной потребности. Поэтому для полноценной мотивации, т.е. для стимулирования и направленности поведения в определенное русло, необходимы, по меньшей мере, два мотивационных фактора: потребность и мотив.

Различие между потребностями и мотивами проявляется в связи с их различной ролью в мотивации поведения как процессе. Всякая существующая потребность, степень ее удовлетворения или неудовлетворения проявляются субъективно и, как правило, неосознанно, в эмоциях. Мотив же выступает в сознании человека как объект, или цель, на которую направлено в конечном счете поведение.

Мотив всегда так или иначе связан с процессами познания: восприятия, мышления, памятью и речью.

Цель – непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение. [12]

Цель есть то, мотивационно-побудительное содержание сознания, которое человеком воспринимается как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Она является основным объектом внимания, занимает кратковременную и оперативную память; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть эмоциональных переживаний.

Рассмотренный выше мотивационные образования: потребности, мотивы и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Соотношение между ними и общая структура мотивационной сферы представлены на рисунке 1. 1.

Каждая потребность может быть реализована во многих мотивах, а каждый из мотивов может быть удовлетворен различной совокупностью взаимосвязанных, последовательно достигаемых целей. В свою очередь поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на отдельные виды деятельности (общения), соответствующие частным мотивам, а каждый вид деятельности (общения) – на ряд действий, соответствующих специфическим целям.<......>

Loading

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24