|
Инвентаризация имущества коммерческой организацииВведение С распадом СССР и выделением России как нового государства в ее экономической политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. С 90-х годов в России шла непрерывная работа по совершенствованию бухгалтерского учета, внедрению в практику международных стандартов и принятой в мировом сообществе финансовой отчетности. Создание и оптимизация эффективных методов управления, регулируемыми рыночными отношениями, разработка новых принципов налоговой политики, развитие отношений собственности и арендных отношений вызывают настоятельную необходимость совершенствования учета и отчетности. С 1 января 2001 года введен в действие новый план счетов бухгалтерского учета, что явилось еще одним шагом в выполнении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, принятой Правительством РФ в марте 1998 г. [3]. Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» определены объекты бухгалтерского учета, основные задачи, сферы действия закона, регулирование бухгалтерского учета, его организация, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность и ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете [2]. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Следовательно, объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Учитывая, что основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Закрепление на государственном законодательном уровне обязательность проведения инвентаризации позволяет сделать вывод, что инвентаризация имущества коммерческих организаций имеет государственную значимость. Это может означать, что она не замыкается на организациях и может использоваться при решении крупных задач развития экономики страны в целом. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет [4]. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Следовательно, сопоставляя первичные документы всех хозяйственных операций и фактическое наличие имущества посредством инвентаризации можно выявить факты хищения. Не случайно порядок проведения инвентаризации имущества организации и оформления ее результатов установлен на законодательном уровне. Таким образом, в условиях рыночных отношений, когда собственниками организации становятся предприниматели, строящие бизнес за счет собственных средств, актуальность проведения инвентаризации становится неоспоримой. Цель выполнения данной дипломной работы – раскрыть вопрос об инвентаризации имущества коммерческой организации, определить ее сущность, основные задачи. Поэтому необходимо определить, что понимается под имуществом коммерческой организации. Имущество организации – это материальные ценности, вещи, находящиеся в ее владении [23]. То есть, имущество – это средства производства и реализации продукции (работ, услуг), используемые в организации. Таким образом, имущество организации – это ее активы, отражаемые в разделах I «Внеоборотные активы» и II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса [24]. Структура имущества организации приведена на рис. 1. Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть методические аспекты проведения инвентаризации имущества коммерческой организации и отображение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации имущества коммерческой организации ООО «Крузарус», основной деятельностью которой является осуществление грузоперевозок.<.......> 1. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета 1.1 Сущность, задачи, виды инвентаризации Инвентаризация – это процесс сверки фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета. Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 в сочетании с рядом принятых нормативных актов [6]. Организации обязаны проводить инвентаризацию:
Основными целями инвентаризации являются [6]:
Из основных целей инвентаризации вытекают ее задачи:
Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно [4]:
В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
Все проводимые в коммерческих организациях инвентаризации делятся по ряду признаков (рис. 2):
При полной инвентаризации проверяются все виды имущества организации. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета. Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества, к примеру ревизия кассы. Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком перед составлением годового отчета, а внеплановые – по мере необходимости, к примеру при смене материально-ответственных лиц, стихийных бедствиях, хищениях, требования аудитора, судебных органов и т.д. Внезапные инвентаризации проводят по распоряжению руководителя организации, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры. Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации. При выборочной инвентаризации у конкретного материально-ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей. Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях организации.<.......> 1.2 Организация процесса проведения инвентаризации имущества Организационные мероприятия по проведению инвентаризации начинаются с приказа руководителя, в котором отражаются [6]:
Приказ должен быль обязательно зарегистрирован в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Реквизитами книги являются [6]:
Сведения о фактическом наличии инвентаризуемого имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах. В инвентаризационной описи отражается расписка материально-ответственного лица. Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указываются по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете [6]. На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общее количество натуральных показателей, записанных на данной странице, независимо от единицы измерения. Незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, что ценности проверены и внесены в опись в их присутствии, претензий к комиссии нет, и ценности находятся на ответственном хранении материально ответственных лиц. На имущество, арендованное или находящееся на ответственном хранении, составляются отдельные списки. Контрольные проверки оформляются «Актом контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей» [17]. В нем указываются:
Акт контрольной проверки подписывают Лицо, проводившее контрольную проверку, председатель инвентаризационной комиссии, члены комиссии. По имуществу коммерческой организации, при инвентаризации которого выявлены отклонения, составляются сличительные ведомости, в которых отражаются результаты инвентаризации, то есть, расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке [17]: а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации; б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации. Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов с отнесением его на финансовые результаты коммерческой организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. Отражение на счета излишков, выявленных при инвентаризации осуществляется следующими проводками:
Все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества коммерческой организации, в пределах норм естественной убыли, утвержденные в установленном законодательством РФ порядке, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач, а при отсутствии таких норм убыли рассматриваются как недостача сверх норм, которая относится на виновных лиц. При отсутствии таковых суммы недостач списываются в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В бухгалтерском учете отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации имущества коммерческой организации, осуществляется следующими проводками [17]: а) Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 01 «Основные средства» – отражена недостача основных средств, выявленная при инвентаризации; Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10 «Материалы» – отражена недостача материалов, выявленная при инвентаризации; Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 «Товары» – отражена недостача товарной продукции, выявленная при инвентаризации; Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 43 «Готовая продукция» – отражена недостача готовой продукции, выявленная при инвентаризации; Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 50 «Касса» – отражена недостача денежных средств, выявленная при инвентаризации; б) в коммерческих организациях, торгующих в розницу, проводки будут следующие: Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 «Товары» – отражена недостача товара, выявленная при инвентаризации; Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 42 «Торговая наценка» (способом «Красное сторно» – отражена недостача по торговой надбавке, выявленная при инвентаризации. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли следует отразить следующими проводками [17]:
Списание недостачи сверх пределов норм естественной убыли следует отразить следующими проводками [17]:
Списание недостачи, обнаруженной при инвентаризации имущества коммерческой организации, виновники которой не установлены, осуществляется следующими проводками [17]:
В коммерческих организациях недостача материальных ценностей в той или иной форме явление не исключительное, поэтому для практического применения схему перечисленных выше проводок удобно разместить в табличной форме в качестве контроля действий практикующего бухгалтера по отражению результатов инвентаризации (см. таблицу 1).
Таблица 1. Схема бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации имущества коммерческой организации
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы с разрешения руководителя организации может быть допущен только в виде исключения. При этом товарно-материальные ценности должны быть [17]:
О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Окончательное решение по результатам инвентаризации принимает руководитель коммерческой организации. Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. Таким образом, инструментарий организации процесса проведения инвентаризации коммерческой организации следующий:
Порядок проведения инвентаризации будет подробно изложен в следующем подразделе данной работы.<........> |
Loading
|