Современная информатизация человеческого общества неизбежно влечёт за собой утверждение новых образовательных стандартов, внедрение современных технологий в сферу образования. Эти процессы находят адекватное отражение в системе высшего образования.
На сегодняшний день внедрение компьютерных технологий позволит не только диагностировать учащихся, но и предоставлять им материалы профессионального просвещения, вести контроль за состоянием результатов периодической диагностики, а так же предлагать им план деятельности по достигнутым им уровням профессиональной общеобразовательной подготовки. Что в значительной мере упростит работу психолога.
Сегодня мы должны видеть в специалисте человека, свободно ориентирующегося в мировом информационном пространстве, имеющего необходимые знания и навыки для того, чтобы осуществлять поиск, обработку и хранение информации, используя современные информационные технологии, компьютерные коммуникации и системы.
Список используемых источников
Французова Л.Я. Человек и профессия. – Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1992. – 160с.
Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. – М.: Мысль, 1989. – 104с.
Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: 1993.-160с.
Шикун А.Ф., Лейбович Х.И. Новый подход к проблемам профориентации молодежи и профессиональному психологическому отбору абитуриентов в вузы./ Сб. научных трудов: Некоторые психолого-педагогические аспекты перестройки образования, С-ПбГУ, С-Пб., 1995.-С. 99-111.
Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. – М.: Педагогика, 1992. – 158с.
Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем.Санкт-Питербург: Питер, 1999. – 357с.
Психология подготовки специалистов для современного производства. Под редакцией А.И.Польского. М.: Изд –во Моск. Ун –та, 1991.-187с.
Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика.-СПБ. Братство, 1994.-364с.
Борзенко А.К. Твой персональный компьютер.-Компьютер ПРЕСС,1996.- № 12.-312 с.
9. Бодкер С.Р. Взаимодействие человека с компьютером. // Психологический журнал. 1993., Т. 14 №4 с. 71-81.
Волков И.И. Автоматизированные информационные системы. 1992.-242 с.
12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1997.- с.12, 15-23.
Профессиональная ориентация молодежи/ А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меншиков и др. – М.: Высшая школа, 1992. – 272с.
Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников средней школы.// Социологические исследования, 1994.-с.53-59.
Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., 1989.-164с.
Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М.: Изд-во Моск: ун-та, 1991. – 178с.
Климов Е.А. Путь в профессию. – Л.,1989.-275с.
Грищенко Л.А., Головей Л.А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации// Психологический журнал, 1990, том 8, №1, с.99-109.
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1995. – 208 с.
Михайлов И.В. О профориентационной работе в школе// Вопросы психологии, 1989.- №5, с.158-163.
Карпухин И.О. Молодежь России: особенности социализации. 2000. -№ 3- с.124-128.
И.А. Белова, Л.Я. Французова. О проблемах профориентационной работы в школе.// Социсс. 2000.-№ 8.- с.103-106.
П.Н. Осипов. Студент средней профессиональной школы.//Социсс. 2000.-№4.- с.102-106.
И.Н. Захаров, Симоненко В.Д. Профориентация школьников. – М., - 1989.-175с.
Павлютенков Е.М. Профориентация учащихся. Киев, 1983. – 153с.
Методические рекомендации. Составители: Кочеткова С.П., Швецова В.В., Красноярск .-1996.- с.44.
Климов Е.А. Личность, профессия и научно-практическая профконсультация/ Молодежь и труд. – М.: Молодая гвардия, 1982.- 116с.
Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159с.
Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости./ Под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, М.С. Савиной. – М.: Российский учебный центр, 1995. – 170с.
Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. – 304с.
Теория и практика профориентации и профконсультирования. Вып.1. Психодиагностические методики в профориентационной работе/ Под ред. В.В. Спасенникова. – Калуга: Калужский госпеуниверситет, 1994. – 104с.
Теория и практика профориентации и профконсультирования. Вып.2. Профессиональная диагностика. Составление психограмм деятельности специалистов./ Под ред. В.В. Спасенникова. – М.: Институт психологии РАН, 1995. – 190с.
Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 87с.
Пряжников Н.С. Деловая среда как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении// Вопросы психологии, 1992.- №4.- с. 92-99.
Профконсультационная работа со старшеклассниками/ Под ред. Б.А. Федоришина. – Киев, 1988.-186с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1989.- 63с.
Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений. (Адаптация теста Дж.Холланда «Самонаправленный поиск»). – Руководство – Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 1993. – 52с.
Игра – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В. Петрусинского// В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
Волошина И.И. Рекомендации по организации рабочего места профконсультанта.-М.,1994.-20с.
Приложение А
Таблица А.1 Технологическая карта группового консультирования
Клиенты |
Цель работы |
Вид работы |
Используемые методики и материалы |
Дошкольники |
Определение пси-хологической готовности к обучению в школе |
Групповая консультация II уровня |
Методика определения готовности к школе МЭДИС, тест Тулуз-Пьерона (ИМАТОН) и др. методики по выбору специалистов |
Учащиеся 1-4-х классов |
Формирование представления о мире труда и профессий |
Беседа о труде, о профессиях, профориентационные игры и упражнения и т.п.) |
Сценарии меропри-ятий |
Учащиеся 5-8-х классов |
Профпросвещение, формирование положительного отношения к труду Отбор на профильное обучение Изучение уровня развития познавательной сферы Изучение личностных характеристик |
Профориентационные мероприятия: классные часы, вечера досуга, профориентационные игры и упражнения, клубная работа. Групповая консультация II уровня. Групповая консультация II уровня. Групповая консультация II уровня. |
Сценарии меропри-ятий. Блок методик, изучающих специальные способности. Блок методик, изучающих познавательную сферу. Блок методик, изучающих личностные особенности. |
Учащиеся 9-х, 11-х классов |
Профпросвещение Формирование способности к обоснованному выбору профессиональной карьеры, подготовка школьников к профессиональному самоопреде-лению, построению. |
Справочно-инфор-мационная консультация, клуб профессиональных знакомств, ярмарка учебных мест. Групповая консультация I уровня. Работа в малых группах. Психокоррекционная и развивающаяся тренинговая работа профессиональных планов. |
Профессиографические описания, Справочные пособия. Беседа, анкетирование, материалы занятий. |
Учащиеся 10-х классов |
Профпросвещение. Профинформация Формирование убеждённости в правильности (неправильности) выбора профессии, подготовка к реализации профессионального намерения. Отбор на профильное обучение. Изучение личностных характеристик. |
Справочно-инфор-мационная консультация, клуб профессиональных знакомств, ярмарка учебных мест. Работа в малых группах. Групповая консультация II уровня. Групповая консультация II уровня |
Справочно-инфор-мационные материалы. Блок методик, изучающих специальные способности. Блок методик, изучающий личностные особенности. Уровень развития психических процессов. |
Учащиеся ВУЗов, ССУЗов, ПУ |
Профпросвещение Подтверждение профессионального выбора. |
Справочно-инфор-мационная консультация, радиотелепередачи. Групповая консультация II уровня. |
Профессиографические справочно-информационные материалы, пособия, сценарии. Блок методик, изучающих специальные и личностные способности. |
Родители |
Профпросвещение |
Родительское собрание. |
Лекционный материал. |
Работники системы образования (специалисты РОО, директора школ, завучи, педагоги, психологи, кл. руководители, воспитатели, методисты д/с) |
Профпросвещение. Повышение психологической компетентности. |
Беседа, консультация, встреча. Тренинг. |
Справочно-информационные материалы. Программы тренингов. |
Безработные граждане, незанятое население, высвобождаемые работники и др. |
Профпросвещение. Профинформация. Помощь в подборе профессиональной деятельности. Коррекция эмоционального состояния и поведения. |
Справочно-инфор-мационная консультация. Групповая консультация I уровня. Психокоррекционная консультация. Консультация, тренинг. |
Информационные и о вочные пособия. Блоки методик по сфере профессиональной деятельности. Программы занятий. |
Руководители и специалисты предприятий, кадровых служб. |
Повышение психологической компетентности. Сопровождение профессиональной карьеры. |
Беседа. Консультационный тренинг. |
Программы занятий. Лекционный материал. |
Приложение Б
Таблица Б.1-Технологическая карта индивидуального консультирования
Клиенты |
Цель работы |
Вид работы |
Используемые методики и материалы |
Дошкольники |
Определение пси-хологической готовности к обучению в школе |
Групповая консультация II уровня |
Методика определения готовности к школе МЭДИС, тест Тулуз-Пьерона (ИМАТОН) и др. по выбору специалиста |
Учащиеся 1-4-х классов |
Профпросвещение. Изучение уровня развития психических процессов. Изучение личностных характеристик. |
Индивидуальная консультация I и II уровня |
Справочно-инфор-мационные материалы. Блок методик по выбору специалиста. |
Учащиеся 5-8-х классов |
Профпросвещение, Профинформация Отбор на профильное обучение Изучение уровня развития познавательной сферы Изучение личностных характеристик |
Индивидуальная консультация I и II уровня. Индивидуальная консультация I уровня Индивидуальная консультация I уровня Индивидуальная консультация I уровня |
Блок методик, изучающих специальные способности. Блок методик, изучающих познавательную сферу. Блок методик, изучающих личностные особенности. |
Учащиеся 9-х, 11-х классов |
Профпросвещение Формирование профессионального самосознания, подготовка к реализации профессионального намерения. |
Справочно-инфор-мационная консультация. Беседа. Индивидуальная консультация I и II уровня |
Справочно-инфор-мационные материалы; блок методик по выбору специалиста. Анкетирование. |
Учащиеся 10-х классов |
Профпросвещение. Коррекция профессиональных планов. Отбор на профильное обучение. Изучение личностных характеристик. |
Справочно-инфор-мационная консультация. Индивидуальная консультация I и II уровня Индивидуальная консультация I и II уровня |
Справочно-инфор-мационные материалы. Блок методик, изучающих специальные способности. Блок методик, изучающий личностные особенности. |
Родители |
Профпросвещение Профинформации |
Индивидуальная консультация. |
Справочно-инфор-мационные материалы; результаты профдиагностических обследований учащихся. |