|
Урок-зачёт по теме "Четырёхугольники" для 8 классаСкачать урок полностьюУрок-зачёт по теме «Четырёхугольники» в 8 классе. Урок рассчитан на 2 часа. Цели и задачи: Обучающие: 1. Обобщение и систематизация знаний учащихся; 2. Закрепление основных понятий базового и развивающего уровня; 3. Контроль и оценка знаний учащихся по разделу «Четырёхугольники»; Развивающие: 1. Развитие мыслительной деятельности при практической работе; 2. Развитие творческих способностей, логического мышления учащихся; 3. Переносить знания в новую ситуацию; Воспитательные: 1. Воспитание товарищеской солидарности и стремления взаимовыручке; 2. Формирование активности, инициативности, сообразительности, наблюдательности; 3.Воспитание сознательной дисциплины. План урока: 1. Организационный момент. 2. Объявление темы и цели урока. 3. Кроссворд. 4. Сказка-вопрос. 5. Решение задач. 6. «Выбери фигуру» 7. Практическая работа. 8. Дифференцированное задание. 9. Итоги урока. Ход урока: 1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой. 2. «Ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-зачёт. Изучив тему четырёхугольники, мы постараемся применить ваши знания в различных ситуациях и попробуем оценить происходящее в конце урока. Итак, нам нужно разбиться на 3 команды и вперёд!» Можно разбить учащихся заранее на 3 группы, а можно провести соревнования между учащимися, сидящими в разных радах (обычно всегда 3 ряда). Также нужно 2 консультанта для проверки и помощи учителю. Можно из старших классов или сильных учащихся из параллельного класса. 3. Каждой команде предложен кроссворд на листе А 4 и вопросы к нему. Ученики сидящие на 1 парте отгадывают первое слово и передают следующим и т.д. Консультанты наблюдают, какая команда быстрее заполнит кроссворд, а затем правильность кроссворда. Кроссворд можно взять посвященный любой теме или разные кроссворды для каждой команды свой. Приведу пример возможных вопросов. (......) По горизонтали: 1.Четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны. 14 букв (параллелограмм) 2. Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны. 8 букв (трапеция) 3. Параллелограмм, у которого все углы прямые. 13 букв (прямоугольник) 4. Точка пересечения сторон четырехугольника. 7 букв (вершина) По вертикали: 1. Сумма длин всех сторон. 8 букв (периметр) 5. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырёхугольника. 9 букв (диагональ) 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 7 букв (квадрат) 7. Параллелограмм, у которого все стороны равны. 4 буквы (ромб) 8. Отрезок, соединяющий соседние вершины четырёхугольника. 7 букв (сторона) 4. Предлагается заслушать сказку, которая заканчивается вопросом. Консультанты помогают отмечать правильные ответы на вопросы. Сказка-вопрос. Собрались все четырёхугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырёхугольников. Кто первым придёт, тот и будет королём» Все согласились. Рано утром отправились все в далёкое путешествие. На пути путешественников повстречалось озеро, которое сказало: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам» (......) По тропинке через лес прошёл только один четырёхугольник, который первым добрался до царства и был провозглашён королём. Вопросы: 1. Кто стал королём? 2. Кто был основным соперником? 3. Кто первым вышел из соревнования? На доске висят плакаты с изображением озера, тигра, дремучего леса или на выбор учителя других персонажей сказки. 5. Предлагается решить задачи на доске и объяснить ход решения. Задачи записаны на карточках. Карточка №1: В прямоугольнике АВСД диагонали пересекаются в точке О, угол АОВ равен 60 градусов. Найти углы, которые образует диагональ прямоугольника с его сторонами. (ответ: 60 и 30 градусов) Карточка №2: Стороны четырёхугольника, взятые последовательно, пропорциональны числам 2; 5; 2; 5. Периметр четырёхугольника равен 42 см. Найти стороны четырёхугольника. Определить его вид. (ответ: 6 см; 15 см; 6 см; 15 см. Параллелограмм.) Карточка №3: В параллелограмме АВСД одна из сторон больше другой в два раза. Периметр равен 42 см. ВМ и ДР-высоты параллелограмма. Точки М и Р соответственно на сторонах АД и ВС) Найти стороны параллелограмма. Докажите, что треугольники АВМ и РСД равны. (ответ: 7 см; 14 см; 7 см; 14 см. Они равны по гипотенузе и катету.) Физ. минутка: Учитель читает вопросы, ученики в зависимости «да» или «нет», выполняют различные упражнения на усмотрение учителя. Вопросы: 1. Четырёхугольником называется фигура, которая состоит из 4 точек и 4 последовательно соединяющих их отрезков? 2. Отрезки, соединяющие соседние вершины четырёхугольника называются диагоналями? 3. Диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам? 4. Найти сумму длин всех сторон, значит вычислить периметр? 5. Квадрат является ромбом? 6. Диагонали ромба равны? 7. Теорема Фалеса читается так: «Если стороны угла пересекающие параллельные отрезки, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне»? Все встали. Если на вопрос ученик хочет ответить «да», то он должен присесть, если «нет», то подпрыгнуть. Консультанты считают какая команда наиболее верно отвечает и количество правильно отвечающих. 6. Пожеланию учащиеся выходят к доске берут любую фигуру и отвечают на вопрос, который на нём записан. Вопросы: 1. Назови фигуру? 2. Что общего с прямоугольником? 3. Найти градусные меры всех углов, если острый угол равен 50 градусов? Вопросы: 1. Назови фигуру? 2. В чём отличие от квадрата? 3. Чему равны стороны, если известно, что разность соседних сторон равна 6 см, а периметр равен 20 см ? Вопросы: 1.Назови фигуру? 2. Что общего с прямоугольником? 3. Найди большее основание, если одно основание равно 3 см., а длина средней линии равна 5 см.? Вопросы: 1. Назовите фигуру? 2. Что общего с ромбом? 3. Найдите периметр фигуры, если сторона равна 5 см.? Вопросы: 1. Назовите фигуру? 2. Какой вид этой фигуры ты знаешь? 3. Найди остальные углы, если острый угол равен 70 градусов? Вопросы: 1. Назовите фигуру? 2. Что общего с прямоугольником? 3. Найди градусные меры углов? Вопросы: 1. Назовите фигуру? 2. Что общего с ромбом? 3. Найти периметр фигуры, если длина равна 6 см; а ширина равна 4 см.? Вопросы: 1. Назови фигуру? 2. В чём отличие от параллелограмма? 3. Найти периметр, если одна из сторон равна 6 см.? Вопросы: 1. Назови фигуру? 2. В чём отличие от ромба? 3. Найдите периметр, если длины соседних сторон равны 7 см. и 5 см.?(.....) 7.Практическая работа. Раздаются листочки А 4 произвольной формы. Нужно путём нескольких перегибов получить известные нам четырёхугольники, используя их определения, свойства. Листочки подписать и сдать консультантам. За них в последствии можно отдельно поставить оценки. 8. Дифференцированное задание. В зависимости от уровня подготовки учащихся можно предложить разные задания. Например: 3адание №1. Даны числа, обозначающие периметры ромбов. Продолжи ряд чисел 4;8;12;16;… Задание №2. Найди лишнее слово: сторона, вершина, диаметр, периметр, угол, диагональ? Задание №3. Нарисуй пробку, которая смогла бы закрыть все отверстия: Задание №4. Какие три числа, если их перемножить или сложить, дают один и тот же результат? (1;2;3) 9. Итоги урока. Выступают консультанты, показывая какая команда отличилась и при каком задании. При совместном решении с учителем выставляются оценки учащимся. Домашнее задание задаётся по необходимости. Придумать и оформить геометрическую сказку, используя свойства и определения четырёхугольников. Используемая литература: Журнал «Математика в школе» Газета «Математика» приложение к «Первому сентябрю» «Занимательная математика и геометрия» «Личная методическая копилка» |
Loading
|