|
Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. Горшков А.И.Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. Горшков А.И.М.: АСТ, Астрель, 2006. - 368 с. В книге на обширном и новом материале русской словесности рассматриваются главные проблемы теоретической стилистики. Основное внимание уделено мало разработанному и не представленному в действующих учебниках разделу - "Стилистика текста". Книга предназначена прежде всего для студентов и аспирантов филологических специальностей, а также будет полезна и интересна школьникам старших классов и всем, кто интересуется русской словесностью.
Формат: djvu / zip Размер: 4,7 Мб
Оглавление: Предисловие 3Стилистика в ряду филологических дисциплин Глава 1. Предмет стилистики 9 Филология 9 Языкознание, литературоведение и филология 11 Строй и употребление языка 13 Три уровня исследования языка 16 Стилистика — наука (дисциплина), изучающая употребление языка 21 Примечания 24 Глава 2. Основные категории и разделы стилистики 26 Синонимия и соотносительность способов языкового выражения 26 Стиль 31 Стилистическая окраска 35 Стилевая норма 39 Разделы стилистики 45 Примечания 50 Стилистика текста Глава 3. Текст как феномен употребления языка 53 Различные подходы к тексту 53 О филологическом подходе к тексту 57 Признаки текста 59 Определение текста 63 О текстах художественных и нехудожественных 65 О термине «дискурс» 66 Примечания 67 Глава 4. Межтекстовые связи 69 Межтекстовые связи и признак отграниченности текста 69 Определение межтекстовых связей 71 Межтекстовые связи и «интертекстуальность» 72 Межтекстовые связи и герменевтика 77 Дополнения к определению межтекстовых связей 78 Приемы межтекстовых связей 79 Две группы межтекстовых связей 86 «Заданные» межтекстовые связи 87 «Контрапункт» словесных рядов в «заданных» межтекстовых связях 93 «Свободные» межтекстовые связи 94 «Темные аллеи» И. Бунина 95 «Полутона рябины и малины» Г. Иванова 98 Примечания 102 Глава 5. Содержание текста и его языковое выражение 104 План содержания и план выражения 104 Содержание и тема 108 Тема и идея 113 Различные стороны содержания текста 115 Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны плана содержания и плана выражения 117 Содержание текста и межтекстовые связи 120 Примечания 121 Глава 6. Факторы, влияющие на особенности раскрытия темы 122 Понятие о факторах, влияющих на особенности словесного раскрытия темы 122 Условия употребления языка 124 Формы словесного выражения 128 Разновидности словесности 135 Литературные направления 141 Об авторской индивидуальности 145 О взаимодействии факторов 146 Примечания 146 Глава 7. Языковая композиция текста 147 Общее понятие композиции 147 Композиция в словесности 148 Словесные ряды 153 Роль деталей (подробностей) в композиции художественного текста 161 Примечания 168 Глава 8. Образ автора — организующее начало текста 170 Учение В. В. Виноградова об образе автора 170 М. М. Бахтин об образе автора 177 Только ли в художественных произведениях есть образ автора? 180 Образ «я» и лирический герой 181 Примечания 184 Глава 9. Образ рассказчика в его отношении к образу автора в языковой композиции текста 185 Композиционная иерархия образов автора и рассказчика 185 Точка видения автора и рассказчика 194 Способы выражения образа рассказчика 197 Композиционные типы повествовательных текстов, определяемые соотношением «образ автора — образ рассказчика» 200 Соотношение «образ автора — образ рассказчика» и язык персонажей 201 Примечания 203 Глава 10. Субъективация повествования 204 Понятие субъективации повествования 204 Группировка приемов субъективации повествования 209 Словесные приемы субъективации 210 Композиционные приемы субъективации 214 Связь и взаимодействие приемов субъективации 219 Приемы субъективации в повествовании рассказчика... 220 «Объективация» повествования рассказчика 222 Примечания 224 Глава 11. Языковые построения с установкой на изображение «чужого слова» 225 Понятие о языковых построениях с установкой на изображение «чужого слова» 225 Стилизация 227 Сказ 231 Пародия 236 Примечания 243 Глава 12. Структура текста и его стилистический анализ 244 Различные подходы к понятию структуры текста 244 Проблемы структуры текста 246 Проблемы стилистического анализа текста 248 Главные пути стилистического анализа 251 Главные приемы стилистического анализа 252 Примечания 257 Стилистика разновидностей употребления языка («функциональная стилистика») Глава 13. Система разновидностей употребления современного русского языка 261 Литературный и разговорный язык 261 Принципы выделения разновидностей (стилей) современного русского литературного языка 265 Стили (разновидности) современного русского литературного языка 267 Разновидности употребления разговорного языка 273 Система разновидностей употребления современного русского языка 274 Примечания 275 Глава 14. Разговорный язык 277 О трактовках разговорного языка 277 Условия разговорного употребления языка 281 Главные черты разговорного языка 283 «Разговорный монолог» 288 Примечания 291 Глава 15. Разновидности разговорного языка 292 Территориальный диалект 292 Полудиалект 296 Социально-профессиональный диалект 298 Просторечие 304 Общий разговорный язык 306 О взаимодействии разговорного и литературного языков 307 Примечания 309 Глава 16. Язык художественной литературы Художественная и нехудожественная литература 310 Язык художественной литературы и литературный язык 315 Язык художественной литературы и функциональные стили 317 Эстетическая функция языка в произведениях художественной литературы 322 Вопрос о «поэтическом языке» 324 Примечания 327 Глава 17. Образность художественного текста 329 Образ в искусстве 329 Слово и образ 330 Природа образа и образности 333 «Образ в слове и образ посредством слов» 335 «Безббразная» образность 338 Строение словесного образа 342 Примечания 344 Глава 18. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям 345 Постановка вопроса 345 Ассимиляция языком художественной литературы и литературным языком элементов и словесных рядов разговорного языка и функциональных стилей 346 Использование элементов и словесных рядов разговорного языка и функциональных стилей в художественных целях 354 О нормах языка художественной литературы 358 Примечания 361 |
Loading
|