Центральный Дом Знаний - Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг (Психологический тренинг)

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2691

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг (Психологический тренинг)

Сидоренко Е.В.  

Год: 2005
Издательство: Речь
ISBN: 5-9268-0352-7
Серия: Психологический тренинг
Язык: Русский
Формат: DOC
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 240
Книга представляет собой практическое руководство для психолога-тренера. Автором предложена концепция мотивационного тренинга, основанная на использовании стихийных мотивационных сил, парадоксальных феноменов и биологических метафор.
Книга предназначена для всех, кто хочет овладеть методами управления собственной мотивацией и мотивацией других людей.


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие...............................................         8

Введение..................................................       10

Глава 1. Концепция мотивационного тренинга..................       15

Глава 2. Структура  .........................................       25

2.1. Значение структуры.................................       27

2.2.  План тренинга......................................       30

День 1. Погружение в стихию  ..........................       30

День 2. Управление стихией............................       35

День 3. Слияние со стихией.............................       40

2.3. Структура раздаточного материала....................       46

Глава 3. Знания............................................       49

3.1. Структура мотивации   ...............................       52

3.2. Территоризм   .......................................       64

3.3. Таксисы  ...........................................       66

3.4. Паразитизм  ........................................       74

3.4.1. Современное понимание паразитизма .............       75

3.4.2. Организационный паразитизм....................       77

3.4.3. Симбиоз как более общий случай  .................       81

3.4.4. Синойкия......................................       83

3.5. Соотношение активации и эффективности.............       84

3.6. BHyTpeHHHH(intrinsic) и внешняя(ехгпп5ю) мотивации   ...       89

3.7. Проблема договора в мотивации работников ...........       95

3.8. Классификации мотивов   ............................       99

3.8.1. Классификация мотивов по Хенри Мюррею........      100

3.8.2. Классификация мотивов по Дугласу Мак-Грегору ...     100

3.8.3. Классификация мотивов по Барбуто и Сколлу......     101

3.9.  Мотив: «всё что угодно»   .............................      102

3.9.1. Свойство личности или формальный термин?  ......     102

3.9.2. Автономизация мотива  ..........................     103

3.9.3. Квазипотребность   ..............................      104

3.9.4. Мотив как устойчивая или флуктуирующая тенденция     105

3.9.5. Осознанность и неосознанность мотивов   ..........     106

3.10. Строение головного мозга   ..........................     107

Глава 4. Техника  ...........................................     109

4.1. Ролевые игры   ......................................      112

4.1.1. Игры-омнибусы по гипотетическому сценарию тренера     112

4.1.1а. Всеобщая ролевая игра «Два племени»............     113

4.1.16. Всеобщая ролевая игра «Контракт» .............      117

4.1.2. Ролевые игры по гипотетическому сценарию участников..........................................      120

4.1.2а. Игра «Территоризм в действии» ................      121

4.1.26. Ролевая игра «Автономизация мотива» ..........      124

4.1.3. Инсценировки   .................................      126

4.1.3а. Ролевая игра-омнибус «Два отдела» .............      127

4.1.36. Инсценировки «Таксис против апатии»..........      130

4.2.  Командная работа   ..................................      131

4.2.1. Командная работа по установлению мотивационных групп  ....................      132

4.2.2. Командная работа «Таксисы».....................      134

4.2.3.  Командная работа над кейсом «Саботаж»  ..........      135

4.2.4.  Командная работа «Свита паразитов»   .............      138

4.3. Деловая игра «Распределение окладов в фирме»   ........      141

4.4. Индивидуальные упражнения и домашние задания   .....      145

4.4.1. Упражнение «Самый немотивированный сотрудник

в моей жизни»  .....................................      146

4.4.2. Самоисполняющиеся предсказания ...............      151

4.4.3. Эффект Зейгарник..............................      152

4.4.4. Эффект Лисснер................................      157

4.4.5. Мониторинг собственной актуальной мотивации  ...      158

4.4.6. «Французское плетение».........................      160

4.4.7. Алгоритм картины будущего   .....................      161

"-     -"-                                                                                                 '     7

4.4.8. Завершающее упражнение «Вызов»   ...............      164

4.5. Сумасшедшие сессии................................      165

4.6. Иные методы.......................................      168

Глава 5. Личность тренера...................................      169

5.1. Энергия  ...........................................      171

5.2. Информированность................................      174

5.3. Опыт..............................................      174

5.4. Властность.........................................      174

5.5. Остроумие .........................................      175

5.6. Харизматичность  ...................................      175

Заключение...............................................     177

Приложения..............................................      179

Приложение 1. Глоссарий ................................      181

Приложение 2. Список литературы........................      187

Приложение 3. Материалы для участников, которые выдаются

в процессе тренинга ..................................      192

Приложение 4. Хрестоматия..............................     204

 


Предисловие

Книга, которую Вы держите в руках и которую собираетесь прочитать, является результатом двух соединившихся потоков энергии: энергии Института Тренинга как организации, постоянно создающей новые продукты, и энергии Елены Васильевны Сидоренко как творческого, интеллектуального человека, ученого, исследователя и практика.

Институт Тренинга создан в марте 1993 года. В своей работе мы опираемся на авторскую методологию: философию и психологию изменений. Мы исходим из того, что человек, как субъект изменений, может, осознанно делая выбор, осуществлять преднамеренные изменения в себе и в своем окружении. Масштаб изменений определяется осознанностью, своевременностью и обоснованностью выбора, возможностями человека действовать, выдерживать напряжение, связанное с последствиями совершенного выбора и готовностью нести за него ответственность. Эти принципы последовательно реализуют в своей работе такие известные специалисты в области тренинга как С. И. Макшанов и Г. Л. Исурина. В полной мере это относится и к тренерской работе Елены Васильевны Сидоренко, которая в течение многих лет ведет разнообразные программы в Институте Тренинга.

Одной из идей нашего подхода является необходимость проведения серии обучающих и развивающих программ тренинга для достижения устойчивых изменений в поведении человека. Создавая последовательность программ, в которую входят тренинг креативности, тренинг уверенности в себе, личностного влияния и целый ряд инструментальных программ (тренинг продаж, ведения деловых переговоров, формирования команды и т. д.), мы идем по пути полного, а порой и избыточ-

ного, обеспечения нашими программами развития различных психологических характеристик человека и организационных процессов.

В контексте этого подхода мы пришли к необходимости создания тренинга, направленного на осознание мотивационных механизмов и развитие мотивации человека. Причем эта программа, как это изначально было задумано, должна, с одной стороны, быть полезной для руководителей, которые смогут приобрести знания и навыки, способствующие более эффективному мотивированию сотрудников. С другой стороны, участники мотивационного тренинга могут, осознавая особенности своей мотивации, научиться управлять ею и, следовательно, быть более эффективными.

Елена Васильевна Сидоренко, будучи нашим единомышленником, взялась за эту непростую, на мой взгляд, задачу и с успехом, виртуозно

справилась с ней.

Я присутствовала на первом тренинге, который Елена проводила в Москве в Школе менеджеров «Арсенал», и потом сама проводила эту

программу.

В тренинге наряду со многими другими идеями обсуждаются три подхода к мотивации в менеджменте: патерналистская, научная и вовлекающая модели. Суть вовлекающей модели втом, что человека побуждает к работе удовольствие от эффективной работы perse (самой по себе). Так вот, когда я участвовала в тренинге, а потом сама его проводила, я имела возможность убедиться, что эта программа обладает мощным вовлекающим эффектом.

Я уверена, что эта книга будет интересна и тем, кто проводит тренинги, и тем, для кого интересна мотивация человека perse (сама по себе).

Генеральный директор

Санкт-Петербургского Института Тренинга,

кандидат психологических наук, доцент

Хрящева Нина Юрьевна


ВВЕДЕНИЕ

Мотивация — одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. С 1974 года я занимаюсь проблемами мотивации. Много лет я пыталась ее измерять. Эти попытки потребовали больших усилий. Чтобы укрепить себя на этом пути, пришлось заняться не только мотивацией, но и волей. Однако и воля не помогла. Постепенно я отошла от этой темы, поняв, что измерить мотивацию, скорее всего, невозможно.   .

И вот Санкт-Петербургский Институт Тренинга предложил мне создать тренинг, в котором неуловимая и строптивая мотивация стала бы такой же верной союзницей менеджера, как непокорный ветер становится союзником мельника, капитана парусного корабля или путника, пытающегося разжечь костер. Свойства ветра вряд ли возможно исследовать, в лабораторной колбе. Однако можно использовать их, выйдя на простор полей, океана, в вольное пространство живой природы. Не преодолеть, не покорить, а использовать силу и направление ветра — вот та возможность, которая всегда сохраняется у человека, остановившегося перед загадкой природы.

Наше умение использовать то или иное явление может опережать понимание этого явления.

«Классический пример несоответствия умения пониманию — термометр, который прекрасно измерял температуру как во вре-

мена флогистона, так и после появления молекулярно-кинети-ческой теории» (Левич А. П., 1993, с. 116).

Эта идея и положена в основание созданного мною мотива-ционного тренинга: нужно подобрать соответствующие лопасти для мельницы или систему парусов для корабля, чтобы неподвластная нам сила мотивации стала работать на наши задачи.

В основу любого авторского тренинга, хотя бы и неявно, всегда заложена собственная концепция автора о природе тех психических явлений, к которым адресуется тренинг.

Что ж — вот моя концепция. Я считаю, что каждый человек стремится выйти за пределы своего существования, ограниченного пространством и временем. Это — главная движущая сила, принимающая бесконечное разнообразие форм и зачастую не представленная в сознании человека. Но она остается главной движущей силой и в тех случаях, когда она осознана, и в тех случаях, когда она не осознается.

Психика — один из путей реализации этого главного стремления всего живого. Главной действующей силой, породившей и порождающей все новые и новые формы существования, является стремление к преодолению конечности существования в пространстве и времени. Жизнь зародилась как попытка достичь бесконечности существования. Психика — следующая попытка реализации этого стремления.

Территоризм, который в данном руководстве объявляется единым основанием, из которого произрастают многие другие человеческие потребности, есть выражение главного стремления существовать всегда и везде. Это борьба за пространство, которая совершается потому, что каждая индивидуальная психика — это новая попытка природы преодолеть пространство и время. Каждый человек автоматически, на уровне инстинкта, оберегает свое пространство и борется за него, чтобы сохранить свои возможности в решении своей главной жизненной задачи, независимо от того, осознает он это как свою жизненную задачу или нет. Я еще буду подробнее говорить об этом в других своих работах.

Итак, я считаю, что территоризм — это реальное психическое явление. Что касается таксисов и паразитизма, то это — биологические метафоры, отражающие, тем не менее, реальные психологические явления. Понятие психологического, или организационного, паразитизма соотносится с паразитизмом в биологии

или экологии примерно так же, как понятие психологического роста соотносится с понятием роста биологического. Понятие психологического роста просто более привычно. Не исключено, что вскоре столь же привычным станет понятие психологического и организационного паразитизма.

Идея психологического паразитизма была выдвинута мною на первой презентации мотивационного тренинга в марте 1999 года. Позже она нашла свое эмпирическое подтверждение в нашей совместной с Марией Мирошниченко работе (Сидоренко Е. В., Мирошниченко М. А., 1999), где с помощью метода углубленного исследования отдельных случаев было подтверждено существование в организациях модели «свиты» и установлено существование двух новых моделей: «клубка» и «ловушки».

В этой же работе нами была обоснована необходимость введения экологической координаты анализа организации, которая дополняла бы четыре предложенные Л. Болманом и Т. Дилом координаты: структурную, психологическую, политическую и символическую (Bolman L. G., Deal Т., 1997).

Экологическая координата позволяет рассматривать организацию как биологическое сообщество с присущими живым системам специфическими функциями и взаимодействиями. Организация, рассматриваемая в биологическом аспекте, должна исследоваться с точки зрения функций и взаимодействия живых систем, т. е. с точки зрения роста, обмена веществ, плодовитости, симбиоза, паразитизма и др. (Сидоренко Е. В., Мирошниченко М. А., 1999). И если представление об организации как организме существует уже достаточно давно, то представление организации как экологической системы с особыми взаимодействиями организмов является новым, и при этом и практически, и теоретически значимым.

Карл Роджерс тоже использовал биологические метафоры при описании своей психотерапевтической модели. Личностный рост уподоблялся росту и развитию растения, психотерапевт — садовнику, обеспечивающему клиента необходимыми условиями для роста — своей аутентичностью, эмпатическим пониманием, безусловным принятием. Это — то же, что и влажность, температура, питательные вещества для растения. Когда я читаю лекцию об этом студентам университета, то обычно упоминаю, что когда Карлу Роджерсу было 12 лет, его отец купил собственную ферму

и перевез туда семью на постоянное жительство. Юный Карл выращивал гусениц бабочек и оберегал их коконы в течение долгих зимних месяцев. Позже отец стал поручать каждому из сыновей самостоятельно выхаживать ягнят, поросят и телят с самого рождения. В юности Карл Роджерс поступил в агрономический колледж и два года проучился в нем. «Так я познал радости и огорчения ученого на путях познания природы...» (Rogers К., 1980, р. 6).

Мне тоже близки биологические метафоры. Все мои предки по линии матери до третьего колена были врачами или биологами. Я выбрала язык биологических метафор еще и потому, что в них — жизнь, движение, и при этом узнаваемое, неоспоримое сродство с реальностью человеческой жизни, которое с успехом и блеском использовалось многими баснописцами.

Роджерс мог сравнивать одну личность с зеленым горошком, а другую — с сосной. Но Роджерса не обвиняют в том, что он сводил личностное развитие человека к росту зеленого горошка. Я надеюсь, что и меня не обвинят в сведении мотивов человека к таксисам сине-зеленых водорослей.

Я отнюдь не свожу все многообразие, величие и утонченность человеческих мотивов к растительным таксисам. Это — биологические метафоры. Мой мотивационный тренинг — это тренинг с помощью биологических метафор. Метафор, которые придают человеку сил!

Выражаю свою глубокую признательность Сергею Ивановичу Макшанову, предложившему мне создать мотивационный тренинг, и Евгению Доценко, молодому сотруднику Института Тренинга, за создание емкого и глубокого дневника мотивационного самонаблюдения. Анализ этого дневника во многом помог мне при разработке принципов и техники этого тренинга.

Выражаю глубокую признательность Нине Юрьевне Хрящевой — за многие годы сотрудничества, товарищества и дружбы, а также за творческое участие в моем первом тренинге по этой программе, проведенном 17-19 сентября 1999 года в Москве, в Школе менеджеров «Арсенал» и за то, что она теперь уже сама успешно ведет эти тренинги. Вопросы Н. Хрящевой и ее комментарии были очень полезными для проверки моих предположений и оттачивания техники тренинга.

Группа, участвовавшая в первом «прогоне» программы, мне кажется гениальной. Это были три дня совместного творчества, головокружительного постижения забытых истин и томительного замирания в предвкушении открытий, которые происходили каждый день.

А теперь — о том, как пользоваться этим руководством.

Тем, кто планирует проводить мотивационный тренинг, нужно прочитать все руководство.

Глава 1, «Концепция мотивационного тренинга», формулирует основную идеологию тренинга, его метафорический «стихийно-биологический» язык и основные принципы, призванные обеспечить реализацию предлагаемой версии тренинга.

При ведении тренинга основным подспорьем будет глава 2 — «Структура». В ней дана программа тренинга с планом на каждый из трех дней, кратко сформулирована суть всех процедур и некоторые самые важные моменты, их касающиеся. Здесь же указано, в каких разделах можно найти подробное описание каждой процедуры.

В главе 3, «Знания», даны определения и описания тех концепций, которые используются в тренинге. Эти тексты могут непосредственно использоваться для кратких лекций и информационных вставок в тренинг. Иногда они содержат такие подробности, которые могут и не понадобиться, но могут и оказаться очень важными. Лучше, чтобы эти конспекты всегда были под рукой. Может быть, в перерыве понадобится уточнить, какие потребности включены в список Мюррея или где находится гипоталамус. Главе 3 соответствует Приложение 4, «Хрестоматия», в котором содержатся выдержки из трудов разных авторов, в том числе те, которые я перевела на русский язык.

Глава 4, «Техника», поведает об упражнениях, ролевых играх и заданиях, которые я предлагаю включить в программу тренинга. Описания процедур сопровождаются моими комментариями о диапазоне их применения, их возможностях и «подводных камнях». Эта глава нужна для того, чтобы подготовиться к тренингу технически.

Глава 5, «Личность тренера», адресована прежде всего молодым тренерам. Она должна их вдохновить!

Вдохновленные, приступим...


Loading

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24