Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………………3
Тематический план…………………………………………………………………………………5
Методическое обеспечение программы……………………………………6
Приложения…………………………………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………………………28
Пояснительная записка.
Проблема трудных подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем.
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой. В80- 90-е годы тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства, привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно тяжело в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в кратких формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи.
Статистика указывает, что около 70% преступлений совершается лицами до 30 лет, из них боле 32% - несовершеннолетними. Подростковая преступность растет темпами, заметно опережающие темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды поведения, характерного для современного подростка . молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Педагогам важно знать, что число нигде не учащихся подростков возросло среди правонарушителей боле чем на 40%. Уже эти данные свидетельствуют. Что молодежь сегодня нуждается в помощи воспитателей и наставников, которые в обучении и воспитании будут использовать личностно-ориентированный подход, а также будут учитывать половозрастные особенности современного подростка.
Ведь подростковый возраст – один из наиболее сложный период развития человека. Не смотря на его относительную кратковременность, он во многом определит дальнейшую жизнь личности. Именно в подростковом возрасте происходит становление характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободится из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, все более очевидны становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов. Подростки нуждаются в особенном подходе как со стороны ближайшего окружения так и со стороны учителей.
Цель реабилитационной коррекцонно- развивающей программы - формирование, у подростков, адекватной самооценки, снижение уровня агрессивности и конфликтности. Реализация этой программы будет, несомненно, способствовать преодолению «трудностей» в поведении этих подростков.
Задачи:
1.Развить коммуникативные умения у подростков, умение слушать и слышать.
2.Развить у подростков адекватное восприятие себя в окружающем мире.
3.Сформировать навыки выхода из конфликтных ситуаций.
4. Научить контролировать себя в различных жизненных ситуациях.
Форма занятий: групповая.
Количество участников: 6-10 человек.
Время занятий: до 1,5 часов в день, по пятницам.
Оборудование: листы А-4, карандаши, краски, похвальные грамоты, разноцветные мелки, булавки, картонные кубики, ваза или банка, мяч, ватманы, жетоны (по 5красных и 5 зеленых), стулья.
Ожидаемые результаты:
Развитие коммуникативных навыков;
Формирование у подростков адекватной самооценки себя и своего поведения;
Снижение уровня конфликтности и агрессии;
Тематический план
Наименование раздела, темы |
часы |
ЗАНЯТИЕ № 1 «Давайте познакомимся» |
1,5 |
ЗАНЯТИЕ № 2. «Внимание! Конфликт!» |
1,5 |
ЗАНЯТИЕ №3. «Я + Ты» |
1,5 |
ЗАНЯТИЕ №4. «Пойми меня» |
1,5 |
ЗАНЯТИЕ №5. «На пути к гармонии» |
1,5 |
ЗАНЯТИЕ № 6. «Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других» |
1,5 |
ЗАНЯТИЕ № 7. «Мое «Я»». |
1,5 |
ЗАНЯТИЕ № 8. «Вверх по радуге» |
1,5 |
Методическое обеспечение программы
ЗАНЯТИЕ № 1
«Давайте познакомимся»
Цель: познакомить с методами работы группы, настроить участников на самоанализ и самораскрытие.
Время проведения: 1 час 30 минут.
Ход занятия:
1.Дискуссия:
Что такое группа?
Для чего она создается?
Что вы ожидаете от участия в группы?
Что бы вы хотели узнать?
Чему бы вы хотели научиться?
2.Установление правил работы в группе.
Правила:
Активное участие в работе группы каждого участника;
Общение по принципу «Здесь и теперь»;
Конфиденциальность;
Недопустимость непосредственных оценок человека;
Уважение говорящего;
Высказываться только от своего имени: «Я считаю», «Я чувствую».
3.Принятие правил.
Ведущий обещает выполнять правила и просит каждого из участников дать такое же обещание.
4. Упражнение «Знакомство».
Участникам выдаются карточки и булавки. Каждого просят написать на карточке свое имя или имя, которым бы хотел, чтобы его называли в группе, и прикололи булавкой карточку к груди.
По завершении упражнения ведущий смотрит все ли написали свои имена, а также интересуется с чем связана замена собственного имени на вымышленное.
5. Упражнение «Назови свое имя».
Участникам предлагается назвать свое имя и сказать нравится ли оно. Назвать свое ласковое имя. Ведущий задает уточняющие вопросы:
Почему некоторым людям нравится свое имя , а другим нет?
Что означает ваше имя?
В честь кого вас назвали?
Кто из родителей вас назвал?
6. Упражнение «10 Я».
Подросткам раздаются листы на которых они отвечают на вопросы «кто я, какой я?» и 10 раз используя характеристики, черты личности, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения Я.
После участники зачитывают свой список и дает краткие комментарии. Остальные участники могут задавать вопросы.
7. Заключительная дискуссия:
Что было важным на сегодняшнем занятии?
Что запомнилось?
Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?
Какие выводы из занятия вы сделали для себя?
8. Упражнение «Ток» (прощание).
Участникам предлагается встать в круг, взяться за руки и передать рукопожатие.
В конце занятия поблагодарить участников группы за сотрудничество, искренность, взаимопонимание.
ЗАНЯТИЕ № 2.
«Внимание! Конфликт!»
Цель: познакомить учащихся с общими представлениями о конфликтах, их видах, причинах возникновения и возможных способах их разрешения, развить воображение, устную речь, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Время проведения: 1 час 30 минут.
Место проведения: обычное классное помещение.
Возраст участников: 13-15 лет.
Ход занятия:
1.Упражнение «Приветствие».
Участники приветствуют друг друга и психолога. «заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий»- называется любая буква алфавита и каждый участник называет пожелание на эту букву одногруппникам и психологу.
2.Информационное сообщение с элементами беседы «конфликты в современном обществе».
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком понятии как конфликт. У каждого в жизни случались те или иные конфликтные ситуации. Как вы думаете что такое конфликт? (участники высказывают свое мнение.)
Каждый по своему объясняет, что это. Вот одно из объяснений, что такое конфликт: это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека.
Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни- в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, транспорте. Как по вашему нужны ли в нашем обществе конфликты? (ответы ребят).
Ребята в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития отношений.
3. Басня ИА Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
Я хочу вам прочитать басню И.А Крылова, а вы внимательно слушайте (см. приложение 2 ).
Как вы думаете, в этой басне есть конфликт? Как бы вы назвали этот конфликт? (ответы ребят).
Этот вид конфликта называют межличностным, т.е он возник между отдельными личностями в данной басне- лебедем, раком и щукой. Как , по вашему, можно ли было разрешить этот спор или нет? (ответы ребят).