Центральный Дом Знаний - Косарева И.О., Таркина О.В. Нарративный подход в психологическом сопровождении беременности

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Косарева И.О., Таркина О.В. Нарративный подход в психологическом сопровождении беременности

Косарева И.О., Таркина О.В. 

pic

Год: 2006
Издательство: Универс групп
ISBN: 5-467-00101-9
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Сканированные страницы
Количество страниц: 110
Данное учебное пособие предназначено как для психологов, работающих в сфере подготовки женщины и семьи к рождению ребенка, так и для студентов психологических специальностей. Пособие предлагает новый практический подход в подготовке к родам, базирующийся на принципах нарративных практик. В пособии рассматриваются проблемы психологии материнства, переживания беременности, анализируются существующие в настоящее время психопрофилактические программы подготовки к родам, описываются базовые принципы нарративного подхода в психологии. На основе предпринятого авторами анализа и опыта практической деятельности специалистам и всем интересующимся предлагаются программа подготовки к родам и родительству с использованием нарративного подхода и программа подготовки психологов к работе с беременными в нарративном подходе.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................5

Раздел 1. Материнская потребностно-мотивациониая сфера, ее развитие в онтогенезе.............................................................................8

1.1. Материнство как самостоятельная потребностно-мотивационная сфера.........................................................................8

1.2. Беременность как заключительный этап развития материнской сферы..........................................................................16

1.3. Мотивы сохранения беременности.........................................21

1.4. Стили переживания беременности..........................................24

1.5. Значение сформированное™ материнской сферы в

психолог ической готовности к материнству.................................27

Резюме...............................................................................................36

Вопросы для самопроверки к разделу 1.........................................37

Темы рефератов................................................................................37

Задания для самостоятельной работы............................................38

Рекомендуемая литература..............................................................38

Раздел 2.11роблема психологической помощи в материнстве и существующие формы психологической помощи............................40

2.1. Задачи психологической помощи семье в период ожидания ребенка.............................................................................40

2.2. Особенности и содержание запроса беременных женщин

на психологическую помощь..........................................................45

2.3. Психопрофилактические методы подготовки к родам.........46

2.4. Обзор различных программ и методик психологической

помощи..............................................................................................47

Резюме...............................................................................................49

Вопросы для самопроверки к разделу 2.........................................50

Темы рефератов................................................................................50

Задания для самостоятельной работы............................................51

Рекомендуемая литература..............................................................51

Раздел 3. Нарративный подход в психологическом консультировании, психологической профилактике и психологической коррекции................................................................53

3.1. Об истории нарративного подхода..........................................53

3.2. Теоретические положения нарративного подхода................55

3.3. Теоретические основания нарративного подхода.................57

3.4. Стратегии нарративного подхода............................................60

3.5. Основные техники нарративного подхода.............................61

3.6. Профессиональная идентичность нарративных

практиков...........................................................................................65

Резюме...............................................................................................69

Вопросы для самопроверки к разделу 3.........................................69

Темы рефератов................................................................................70

Задания для самостоятельной работы............................................70

Рекомендуемая литература..............................................................70

Заключение.......................j....................................................................72

Общий список использованной литературы......................................74

Приложение 1. Ожидаемые результаты психологической

работы с семьей.....................................................................................79

Приложение 2. Базовые принципы работы профессионала.............80

Приложение 3. Факторы, благоприятные для сохранения

беременности.........................................................................................81

Приложение 4. Неадекватные мотивы сохранения

беременности.........................................................................................82

Приложение 5. Программа подготовки специалистов, работающих с беременными женщинами, с применением

нарративного подхода..........................................................................83

Приложение 6. Программа подготовки беременных женщин к

родам и родительству с применением нарративного подхода.......87

Приложение 7. Интервью для беременной........................................90

Приложение 8. Проективный тест «я и мой ребенок»......................95

Приложение 9. Нарративные практики............................................101


ВВЕДЕНИЕ

Проблеме психологического сопровождения беременности в современной психологической практике уделяется довольно много внимания: практически в каждом родильном доме, в каждой женской консультации есть курсы подготовки к родам, все больше беременных получают сопровождение психолога, Интернет изобилует материалами и сайтами для будущих родителей. Однако современная социальная ситуация, характеризующаяся снижением рождаемости, ориентацией современной молодежи на построение карьеры, а также ряд исследований отечественных ученых убеждают в слабом репродуктивном здоровье современной молодежи, недостаточно осознанном отношении к принятию роли родителей, что катастрофически сказывается на физическом, психическом и интеллектуальном здоровье детей.

Вынашивание и рождение ребенка является для самой женщины глубоким, нередко психотравмирующим событием, относящимся к числу самых серьезных испытаний, отражающимся на эмоциональных потребностях и поведении.

На сегодняшний день беременная женщина окружена пристальным вниманием исключительно медиков, ставящих своей целью физическое здоровье ребенка и сохранение здоровья матери. В тоже время, в период внутриутробного развития закладываются основы не только физического, но и психического здоровья человека. Решением проблемы оказания всесторонней поддержки беременной женщине может стать лишь взвешенный компромисс между введением научных медицинских методов обеспечения безопасности матери и ребенка и психологической поддержкой и помощью семье в этот период.

В настоящее время исследователи рассматриваемой нами проблемы заняты поиском новой - целостной - модели материнской сферы, в основании которой лежит осознание, как потребностей самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. На практике это проявляется в повышении запроса родителей па квалифицированную психологическую помощь при освоении своих родительских и, в частности, материнских функций. Подобная помощь в нашей стране пока еще не имеет должного научного, методического и практического обеспечения.

В руках грамотного психолога интеграция методик дает возможность работы с различными аспектами материнской сферы. Отсутствие четкого понимания задач психологической помощи с учетом перспективы развития ребенка и семьи после родов, отсутствие понимания места каждого используемого средства в решении этих задач, не только снижает эффективность работы консультанта, но и вовсе превращает его деятельность во вторжение в психологическое пространство женщины с целью апробирования конкретной психологический техники.

Из всего вышеизложенного следует актуальность разработки методологии психологического сопровождения женщин в период беременности.

В последние годы появилось достаточное количество работ в таких областях, как психологическая готовность к родам и психологическая готовность к материнству. В частности, изучено влияние различных психологических методов на Повышение личностной зрелости, коррекцию родительских установок и форм взаимодействия с ребенком, отработку навыков поведения в родах и навыков ухода за ребенком, развитие материнской компетентности. Одновременно с этим не изучено влияние психологических подходов на формировании и коррекции материнской потребностно-мотивационной сферы.

В настоящем пособии мы рассматриваем и анализируем психологические проблемы, связанные с материнством, существующие в настоящее время различные подходы подготовки к беременности и родам, и предлагаем собственную программу, основанную на нарративном подходе. Нам представляется, что этот подход является наиболее оптимальным в работе с беременной женщиной, и, в частности, с проблемами коррекции ее потребностно-мотивационной сферы. Это связано с такой тем, что нарративный подход является одновременно и глубоким, и наименее травматичным методом работы со смысловой сферой личности. Это также и достаточно быстрый метод, что также является немаловажным в работе с беременной женщиной. Нами также разработана программа подготовки специалистов к работе с беременными женщинами в нарративном подходе, содержание которой представлено в приложении.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24