|
Косарева И.О., Таркина О.В. Нарративный подход в психологическом сопровождении беременностиКосарева И.О., Таркина О.В. Год: 2006 СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................................................5 Раздел 1. Материнская потребностно-мотивациониая сфера, ее развитие в онтогенезе.............................................................................8 1.1. Материнство как самостоятельная потребностно-мотивационная сфера.........................................................................8 1.2. Беременность как заключительный этап развития материнской сферы..........................................................................16 1.3. Мотивы сохранения беременности.........................................21 1.4. Стили переживания беременности..........................................24 1.5. Значение сформированное™ материнской сферы в психолог ической готовности к материнству.................................27 Резюме...............................................................................................36 Вопросы для самопроверки к разделу 1.........................................37 Темы рефератов................................................................................37 Задания для самостоятельной работы............................................38 Рекомендуемая литература..............................................................38 Раздел 2.11роблема психологической помощи в материнстве и существующие формы психологической помощи............................40 2.1. Задачи психологической помощи семье в период ожидания ребенка.............................................................................40 2.2. Особенности и содержание запроса беременных женщин на психологическую помощь..........................................................45 2.3. Психопрофилактические методы подготовки к родам.........46 2.4. Обзор различных программ и методик психологической помощи..............................................................................................47 Резюме...............................................................................................49 Вопросы для самопроверки к разделу 2.........................................50 Темы рефератов................................................................................50 Задания для самостоятельной работы............................................51 Рекомендуемая литература..............................................................51 Раздел 3. Нарративный подход в психологическом консультировании, психологической профилактике и психологической коррекции................................................................53 3.1. Об истории нарративного подхода..........................................53 3.2. Теоретические положения нарративного подхода................55 3.3. Теоретические основания нарративного подхода.................57 3.4. Стратегии нарративного подхода............................................60 3.5. Основные техники нарративного подхода.............................61 3.6. Профессиональная идентичность нарративных практиков...........................................................................................65 Резюме...............................................................................................69 Вопросы для самопроверки к разделу 3.........................................69 Темы рефератов................................................................................70 Задания для самостоятельной работы............................................70 Рекомендуемая литература..............................................................70 Заключение.......................j....................................................................72 Общий список использованной литературы......................................74 Приложение 1. Ожидаемые результаты психологической работы с семьей.....................................................................................79 Приложение 2. Базовые принципы работы профессионала.............80 Приложение 3. Факторы, благоприятные для сохранения беременности.........................................................................................81 Приложение 4. Неадекватные мотивы сохранения беременности.........................................................................................82 Приложение 5. Программа подготовки специалистов, работающих с беременными женщинами, с применением нарративного подхода..........................................................................83 Приложение 6. Программа подготовки беременных женщин к родам и родительству с применением нарративного подхода.......87 Приложение 7. Интервью для беременной........................................90 Приложение 8. Проективный тест «я и мой ребенок»......................95 Приложение 9. Нарративные практики............................................101 ВВЕДЕНИЕ Проблеме психологического сопровождения беременности в современной психологической практике уделяется довольно много внимания: практически в каждом родильном доме, в каждой женской консультации есть курсы подготовки к родам, все больше беременных получают сопровождение психолога, Интернет изобилует материалами и сайтами для будущих родителей. Однако современная социальная ситуация, характеризующаяся снижением рождаемости, ориентацией современной молодежи на построение карьеры, а также ряд исследований отечественных ученых убеждают в слабом репродуктивном здоровье современной молодежи, недостаточно осознанном отношении к принятию роли родителей, что катастрофически сказывается на физическом, психическом и интеллектуальном здоровье детей. Вынашивание и рождение ребенка является для самой женщины глубоким, нередко психотравмирующим событием, относящимся к числу самых серьезных испытаний, отражающимся на эмоциональных потребностях и поведении. На сегодняшний день беременная женщина окружена пристальным вниманием исключительно медиков, ставящих своей целью физическое здоровье ребенка и сохранение здоровья матери. В тоже время, в период внутриутробного развития закладываются основы не только физического, но и психического здоровья человека. Решением проблемы оказания всесторонней поддержки беременной женщине может стать лишь взвешенный компромисс между введением научных медицинских методов обеспечения безопасности матери и ребенка и психологической поддержкой и помощью семье в этот период. В настоящее время исследователи рассматриваемой нами проблемы заняты поиском новой - целостной - модели материнской сферы, в основании которой лежит осознание, как потребностей самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. На практике это проявляется в повышении запроса родителей па квалифицированную психологическую помощь при освоении своих родительских и, в частности, материнских функций. Подобная помощь в нашей стране пока еще не имеет должного научного, методического и практического обеспечения. В руках грамотного психолога интеграция методик дает возможность работы с различными аспектами материнской сферы. Отсутствие четкого понимания задач психологической помощи с учетом перспективы развития ребенка и семьи после родов, отсутствие понимания места каждого используемого средства в решении этих задач, не только снижает эффективность работы консультанта, но и вовсе превращает его деятельность во вторжение в психологическое пространство женщины с целью апробирования конкретной психологический техники. Из всего вышеизложенного следует актуальность разработки методологии психологического сопровождения женщин в период беременности. В последние годы появилось достаточное количество работ в таких областях, как психологическая готовность к родам и психологическая готовность к материнству. В частности, изучено влияние различных психологических методов на Повышение личностной зрелости, коррекцию родительских установок и форм взаимодействия с ребенком, отработку навыков поведения в родах и навыков ухода за ребенком, развитие материнской компетентности. Одновременно с этим не изучено влияние психологических подходов на формировании и коррекции материнской потребностно-мотивационной сферы. В настоящем пособии мы рассматриваем и анализируем психологические проблемы, связанные с материнством, существующие в настоящее время различные подходы подготовки к беременности и родам, и предлагаем собственную программу, основанную на нарративном подходе. Нам представляется, что этот подход является наиболее оптимальным в работе с беременной женщиной, и, в частности, с проблемами коррекции ее потребностно-мотивационной сферы. Это связано с такой тем, что нарративный подход является одновременно и глубоким, и наименее травматичным методом работы со смысловой сферой личности. Это также и достаточно быстрый метод, что также является немаловажным в работе с беременной женщиной. Нами также разработана программа подготовки специалистов к работе с беременными женщинами в нарративном подходе, содержание которой представлено в приложении. |
Loading
|