Центральный Дом Знаний - Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. и др. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. и др. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. и др. 
pic

Год: 2007 
Издательство: М.: АНО "ПЭБ"
ISBN: 5-94051-012-4
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 129
В пособии предлагается новый подход к диагностике психического развития детей от рождения до 3 лет. Выделяются четыре возрастных периода и дается их психологическая характеристика. Для каждого периода представлены методики, выявляющие уровень развития общения и предметной деятельности ребенка. Описание каждой методики содержит характеристику измеряемых параметров и показателей, включает диагностические ситуации, шкалы оценки параметров и показателей, протоколы регистрации данных, а также рекомендации по составлению заключений по результатам диагностики ребенка в соответствующем возрастном периоде.


ВВЕДЕНИЕ

Принципы построения диагностики и ее своеобразие

Чрезвычайно важный период в развитии ребенка составляют первые три года его жизни. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие, как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и т.д. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды, поэтому необходимо своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка. Для выполнения этой задачи нужны методики, которые помогли бы вовремя обнаружить отклонения в развитии, определить их природу и причины и предпринять своевременные корригирующие меры.

Традиционно в научном и массовом сознании младенческий и ранний возрасты рассматриваются как период физиологического созревания отдельных функций, что ведет к представлению о развитии ребенка как сумме рядополо-женных процессов: моторики, сенсорики, речи, эмоциональной сферы и т. д. Такой подход создает неадекватную педагогическую ориентацию, нацеливает воспитателей на формирование у ребенка отдельных навыков и умений. При этом личность ребенка либо игнорируется, либо всё сводится к ее разрозненным, частичным характеристикам. На их измерение и направлено большинство существующих в настоящее время диагностических методик. Однако такая диагностика не дает представления о целостном психическом развитии ребенка, поскольку нормальное развитие отдельных функций, таких, как восприятие, мышление, моторика и другие, может маскировать отставание ребенка в не менее существенных областях его психической жизни (мотиваци-онная сфера, взаимоотношения с окружающими людьми, самосознание и т.д.).

В настоящее время, когда в нашей стране происходит поворот к личностно ориентированной педагогике, необходим специальный инструментарий, направленный на диагностику развития не отдельных психических функций, а целостных форм психической активности, в которых реализуется и развивается личность ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни. Адекватное решение этой задачи требует определенной теоретической позиции, которая позволяет выделить центральные, наиболее существенные для каждого возрастного этапа линии развития.

Теоретические позиции, положенные в основу предлагаемой диагностики, восходят к культурно-исторической концепции психического развития, заложенной Л.С. Выготским и развиваемой в теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, к периодизации психического развития Д.Б. Эльконина и концепции генезиса общения ребенка со взрослыми М.И Лисиной. В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка являются его общение со взрослым и ведущая деятельность. Многочисленные исследования показали, что в процессе общения и деятельности закладываются основные личностные образования - отношение ребенка к социальному и предметному миру, к себе самому, формируются способы взаимодействия с окружающей действительностью, происходит развитие познания. На каждом возрастном этапе общение и ведущая деятельность имеют качественно своеобразное содержание, преобразование этого содержания положено в основу современной отечественной периодизации психического развития. В рамках данного подхода уровень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психического развития ребенка и выступает адекватным предметом психологической диагностики.

Рассмотрим, как изменяются общение и ведущая деятельность на протяжении первых трех лет жизни ребенка.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ........................................................................ 11

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ........................................................ 11

Характеристика возраста............................................................................... 11

Диагностика развития общения ребенка со взрослым................................ 13

Диагностика развития познавательной активности .................................... 24

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА........................................................ 33

Характеристика возраста.............................................................................. 33

Диагностика развития общения со взрослым ............................................. 36

Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности ........... 47

РАННИЙ ВОЗРАСТ...................................................................................... 55

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА ...................................................................... 55

Характеристика возраста.............................................................................. 55

Диагностика развития общения со взрослым ............................................. 57

Диагностика развития предметной деятельности ...................................... 72

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА ....................................................................... 83

Характеристика возраста.............................................................................. 83

Диагностика развития общения и речи........................................................ 85

Диагностика развития предметной деятельности ...................................... 96

Диагностика развития процессуальной игры .............................................. 106

Рекомендуемая литература.......................................................................... 127

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24