|
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. и др. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 летСмирнова Е.О., Галигузова Л.Н. и др. Год: 2007 ВВЕДЕНИЕ Принципы построения диагностики и ее своеобразие Чрезвычайно важный период в развитии ребенка составляют первые три года его жизни. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие, как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и т.д. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды, поэтому необходимо своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка. Для выполнения этой задачи нужны методики, которые помогли бы вовремя обнаружить отклонения в развитии, определить их природу и причины и предпринять своевременные корригирующие меры. Традиционно в научном и массовом сознании младенческий и ранний возрасты рассматриваются как период физиологического созревания отдельных функций, что ведет к представлению о развитии ребенка как сумме рядополо-женных процессов: моторики, сенсорики, речи, эмоциональной сферы и т. д. Такой подход создает неадекватную педагогическую ориентацию, нацеливает воспитателей на формирование у ребенка отдельных навыков и умений. При этом личность ребенка либо игнорируется, либо всё сводится к ее разрозненным, частичным характеристикам. На их измерение и направлено большинство существующих в настоящее время диагностических методик. Однако такая диагностика не дает представления о целостном психическом развитии ребенка, поскольку нормальное развитие отдельных функций, таких, как восприятие, мышление, моторика и другие, может маскировать отставание ребенка в не менее существенных областях его психической жизни (мотиваци-онная сфера, взаимоотношения с окружающими людьми, самосознание и т.д.). В настоящее время, когда в нашей стране происходит поворот к личностно ориентированной педагогике, необходим специальный инструментарий, направленный на диагностику развития не отдельных психических функций, а целостных форм психической активности, в которых реализуется и развивается личность ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни. Адекватное решение этой задачи требует определенной теоретической позиции, которая позволяет выделить центральные, наиболее существенные для каждого возрастного этапа линии развития. Теоретические позиции, положенные в основу предлагаемой диагностики, восходят к культурно-исторической концепции психического развития, заложенной Л.С. Выготским и развиваемой в теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, к периодизации психического развития Д.Б. Эльконина и концепции генезиса общения ребенка со взрослыми М.И Лисиной. В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка являются его общение со взрослым и ведущая деятельность. Многочисленные исследования показали, что в процессе общения и деятельности закладываются основные личностные образования - отношение ребенка к социальному и предметному миру, к себе самому, формируются способы взаимодействия с окружающей действительностью, происходит развитие познания. На каждом возрастном этапе общение и ведущая деятельность имеют качественно своеобразное содержание, преобразование этого содержания положено в основу современной отечественной периодизации психического развития. В рамках данного подхода уровень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психического развития ребенка и выступает адекватным предметом психологической диагностики. Рассмотрим, как изменяются общение и ведущая деятельность на протяжении первых трех лет жизни ребенка. СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3 МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ........................................................................ 11 ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ........................................................ 11 Характеристика возраста............................................................................... 11 Диагностика развития общения ребенка со взрослым................................ 13 Диагностика развития познавательной активности .................................... 24 ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА........................................................ 33 Характеристика возраста.............................................................................. 33 Диагностика развития общения со взрослым ............................................. 36 Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности ........... 47 РАННИЙ ВОЗРАСТ...................................................................................... 55 ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА ...................................................................... 55 Характеристика возраста.............................................................................. 55 Диагностика развития общения со взрослым ............................................. 57 Диагностика развития предметной деятельности ...................................... 72 ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА ....................................................................... 83 Характеристика возраста.............................................................................. 83 Диагностика развития общения и речи........................................................ 85 Диагностика развития предметной деятельности ...................................... 96 Диагностика развития процессуальной игры .............................................. 106 Рекомендуемая литература.......................................................................... 127 |
Loading
|