|
Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. Информация – цвет – интеллектСеров Н.В. Год: 2001 Содержание: ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................................................................... Благодарности............................................................................................................................................................................. ЧАСТЬ 1. СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА.................................................................................................................................... Глава 1. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЦВЕТ.................................................................................................................................. 1.1. Цвет и интеллект.................................................................................................................................................................. Таблица 1.1. Воздействие цвета на человека............................................................................................................ 1.2. Цветовая модель времени и пространства................................................................................................................... Таблица 1.2.1. Соотношения между сущностью цветов, по Платону................................................................ Таблица 1.2.2. Цветовые сублиматы времени и пространства в интеллекте................................................... 1.3. Принципы цветового воздействия.................................................................................................................................. Рис.1. Цветовое тело с цветообозначениями................................................................................................. Таблица 1.3. Энергетические поля человека........................................................................................................... Таблица 1.4. Действие цвета на характер человека.............................................................................................. 1.4. Дети и взрослые в цветовой среде................................................................................................................................ Рис. 2. Количество страхов у детей............................................................................................................... Таблица 1.5. Культурологический смысл цвета, по данным традиционных культур................................ 1.5. Цветовые коды интеллекта............................................................................................................................................ Таблица 1.6. Предметная корреляция между абстракцией и сублиматом..................................................... Таблица 1.7. Цветовые коды интеллекта.................................................................................................................. 1.6. Цветообозначения и гармония партнеров................................................................................................................. Таблица 1.8. Семантические универсалии цвета................................................................................................... Рис.3. Изменение цветоощущения как характеристика возраста......................................................... Глава 2. ЦВЕТОТЕРАПИЯ КАК ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО.................................................................. 2.1. Возможности моделирования интеллекта................................................................................................................. Таблица 2.1. Соответствия между бытием, интеллектом и ахромными цветами.............................................. 2.2. Принципы и нормы цветолечения................................................................................................................................ 2.3. Методические принципы диагностики и терапии................................................................................................... Таблица 2.2. Цветовые допуски для субъективных и объективных измерений................................................. Таблица 2.3. Цвета, возникающие под влиянием последовательного контраста, по Кравкову................... 2.4. Цвета одежд в терапии.................................................................................................................................................... 2.5. Религиозная терапия цвета............................................................................................................................................ Глава 3. АХРОМНЫЕ ЦВЕТА................................................................................................................................................... 3.1. Белый.................................................................................................................................................................................... 3.2. Серый................................................................................................................................................................................... 3.3. Черный................................................................................................................................................................................. Глава 4. ПОЛИХРОМНЫЕ ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА....................................................................................................................... 4.1. Красный............................................................................................................................................................................... 4.2. Оранжевый.......................................................................................................................................................................... 4.3. Желтый................................................................................................................................................................................ Глава 5. СЕМАНТИКА ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА......................................................................................................................... 5.1. Зеленовато-желтый цвет................................................................................................................................................. 5.2. Зеленый................................................................................................................................................................................ 5.3. Синевато-зеленый (затемненный)................................................................................................................................ Глава 6. ПОЛИХРОМНЫЕ ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА................................................................................................................ 6.1. Голубой............................................................................................................................................................................... 6.2. Синий.................................................................................................................................................................................... 6.3. Фиолетовый........................................................................................................................................................................ Глава 7. СЕМАНТИКА ПУРПУРНОГО ЦВЕТА............................................................................................................. 7.1. Семантические разночтения пурпура........................................................................................................................ 7.2. Пурпур Софии.................................................................................................................................................................... 7.3. Незримое воздействие света.......................................................................................................................................... ПРЕДИСЛОВИЕ Целью настоящей работы является моделирование, а следовательно, и понимание, и лечение человека с помощью цвета. Медицина как наука объединяет в себе и гуманитарные (психологию, философию, социологию и т.п.), и естественнонаучные (биологию, психофизику, физиологию и т.п.) области знания. Поэтому вначале мы кратко коснемся понимания цвета с позиций этих наук, чтобы попытаться дать обобщенную модель человека.. Как показано в первой части книги, основные закономерности цветовой модели обнаруживаются в памятниках мировой культуры. Поэтому рассмотрены наиболее общие свойства тех цветов, которые мировая культура связывала с интеллектом человека. Здесь же представлены различные виды воздействия цвета на человека, а также причины того, почему ребенка учат всем цветам спектра, почему происходит смена цветов в моде, как могут эти цвета передать отношение человека к жизни и т.п. Философски-прикладной, если можно так сказать, характер первой части позволил нам обратиться к произведениям знаменитых творцов (философов, поэтов, писателей, художников, композиторов), которые воплотили в истории мировой культуры свои, влекущие нас, образы. Как показано ниже, эти образы, содержат в себе многие черты архетипов К.-Г. Юнга и, следовательно, могут быть использованы на благо человека. В самом деле, типические образы истинных творцов входят в своеобразный резонанс и нашего интеллекта, и мировой культуры, одним из атрибутов которой мы считаем цвет. Значения основных цветов были канонизированы множеством культур как неосознаваемые характеристики сексуальных, а точнее говоря, гендерных (то есть психических феминно-маскулинных) качеств личности. И попытка осознать эти неосознаваемые характеристики дана в главе, посвященной кодированию цвета интеллектом и раскрытию понятия «архетип». Причины того, почему архетипические цвета возрождаются в каждой новой культуре, раскрыты на примере гармонии цветовых пар, моделирующей устойчивость совместного существования партнеров. Здесь же показаны принципы, методики и возможности светоцветовой терапии в сочетании с психоаналитическим и религиозным подходом к интеллекту. Первую часть заключают главы, в которых представлены типические черты женщин и мужчин, канонизированные и сохраняемые различными культурами независимо друг от друга. В этих же главах указаны основные типы воздействия каждого из цветов на человека, в соответствии с которыми перечислены болезни, поддающиеся лечению с помощью цвета. Приведены и обобщенные механизмы светоцветовой терапии с использованием невидимых (человеческим глазом) цветов спектра. Вторая часть предназначена для лиц, интересующихся вопросом «почему западная наука до сих пор не может воссоздать человека». В самом деле, после травм, аварий и т.п. мы можем заменить практически все органы тела, но даже не представляем себе, как можно заменить хоть что-то в душе человека... Об этом же говорит, – нет, об этом уже кричит – прогрессирующее число наркоманов, душевнобольных, религиозных, политических, националистических экстремистов, рецидивистов и т.п. Поэтому вначале мы отметили сложности известного подхода к моделированию интеллекта (психики) и ввели понятия, с помощью которых далее преодолели эти сложности. Так, в частности определение понятий цвет, интеллект и гендер позволило использовать знания, полученные нами в первой части книги, и уже на их основе подойти к характеристикам интеллекта. Цветовые каноны мировой культуры в сопоставлении с методиками тест опросов и различными типологиями выявили четкие критерии для разделения интеллекта на определенные компоненты, которые мы обозначили хром-планами. Так как эти планы описывали множество разнородных систем (и цвет, и интеллект, и мозг, и коды, и чувства и т.п.), то для их правильной соотносимости друг с другом были введено представление о единой системе «интеллект - внешняя среда». С позиций информатики интеллект оперирует только информацией, что в сочетании с пространством и временем привело к введению основных единиц измерения и системы размерностей, которая служила надежным критерием соотносимости разнородных понятий друг с другом. Поскольку внешняя среда (в которой существует интеллект) является светоцветовой, то хром-планы и светоцветовые величины оказались связанными единым психо-физико-физиологическим смыслом. На этой основе в конце второй части выведены формулы для основных функций интеллекта (активность, интуиция, мотивация, настойчивость, цель, эмоции и т.п.) и единицы их измерения, связанные с системой единиц измерения внешней среды. Введенная система размерностей позволила не только проверять правильность полученных формул, но и систематизировать их в виде таблицы, «пустые клетки» которой заполняются процессом человеческого самопознания. В третьей части изложены вопросы, связанные теорией искусственного интеллекта, моделированием компьютерных архитектур и информационным характером светоцветового взаимодействия естественного интеллекта и внешней среды. В последней главе представлены результаты, обобщающие наши знания о единстве человека и внешней среды. В приложениях приведены принятые сокращения и обозначения, а также тезаурус и хром-тесты как сведения, которые могут заинтересовать специалистов по теоретико-методологической разработке междисциплинарного изучения человека .
|
Loading
|