Центральный Дом Знаний - Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта. Ведение доверительной беседы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта. Ведение доверительной беседы

Лютова-Робертс Е.К. 
Ведение доверительной беседы
pic

Год: 2007
Издательство: СПб.: Речь
ISBN: 5-9268-0618-6
Серия: Психологический тренинг
Язык: Русский
Формат: DOC
Качество: Распознанный текст с ошибками (OCR)
Количество страниц: 307
В книге описаны концепции и принципы ведения доверительной беседы — одного из основных инструментов работы любого консультанта и психотерапевта. Изложение теоретического и методического материала дополнено подробной программой тренинга, в рамках которого проходит обучение студентов профессиональным консультативным навыкам.
Книга адресована консультантам, психологам, психотерапевтам, занимающимся тренерской и преподавательской работой, а также другим представителям профессий типа «человек — человек», желающим самостоятельно развивать навыки и умения ведения доверительной беседы.


ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора.................................................................................... 7

Для кого предназначен данный тренинг?................................ 10

Для кого предназначена данная книга?................................... 13

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ТРЕНИНГУ

Современный взгляд на психологическое консультирование .... 17

Виды оказания психологической помощи.......................... 17

Понятие психологического консультирования.................. 20

Стадии помогающих моделей............................................. 23

Процесс консультирования..................................................... 27

Взаимоотношения между консультантом и клиентом...... 27

Модель структуры сессии................................................... 30

Продвигаясь от сессии к сессии.......................................... 33

Повышение мастерства консультанта.................................... 37

Личностный рост консультанта.......................................... 37

Профессиональный рост консультанта.............................. 40

Профилактика профессионального выгорания.................. 43

Глава 2

НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом.. 47

Умение слушать и слышать клиента.................................. 47

Умение эффективно использовать невербальные средства

общения........................................................................... 49

Умение наблюдать............................................................... 51

Умение давать и принимать обратную связь...................... 54

Умение следовать за клиентом........................................... 57

Техники рефлексивного слушания.......................................... 59

Эхо-техника.......................................................................... 59

Перефразирование............................................................... 61

Резюмирование..................................................................... 63

Техники постановки вопросов................................................. 65

Открытые и закрытые вопросы........................................... 65

Вопросы содержательного и эмоционального характера .... 67
Эффективные и неэффективные вопросы........................... 69

Глава 3 СТРУКТУРА СЕССИИ

Начало сессии.............................................................................. 81

Составление контракта с клиентом.................................... 81

Создание доверительной атмосферы.................................. 86

Сбор информации по проблеме клиента (активное

слушание)........................................................................ 88

Середина сессии....................................................................... 90

Фокус на эмоциях клиента................................................... 90

Техника нормализации......................................................... 93

Самораскрытие.................................................................... 95

Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы)............. 96

Конфронтация...................................................................... 99

Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему) .... 102

Совет................................................................................... 107

Фокус на поведении клиента............................................. 110

Информирование................................................................ 116

Окончание сессии................................................................... 118

Окончание первой и последующих сессий....................... 118

Окончание последней сессии............................................ 120

Глава 4 ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Общие рекомендации............................................................. 125

Основные принципы проведения тренинга..................................... 128

Оборудование помещения..................................................... 130

Часть I. «Базовые умения и навыки»................ ............................ 131

Встреча 1. «Введение. Консультирование — это...»........ 131

Встреча 2. «Личностный и профессиональный рост

консультанта».......................................... ;.................... 138

Встреча 3. «Взаимоотношения между консультантом

и клиентом. Нерефлексивное слушание».................... 146

Встреча 4. «Стадии помогающей модели. Рефлексивное

слушание. Эхо-техника»............................................... 155

Встреча 5. «Перефразирование, резюмирование. Открытые
и закрытые вопросы».................................................... 160

Встреча 6. «Умение следовать за клиентом. Вопросы

содержательного и эмоционального характера»......... 166

Встреча 7. «Эффективные и неэффективные вопросы» .... 174

Встреча 8. «Обобщение»................................................... 179

Часть II. «Структура сессии»................................................ 184

Встреча 9. «Начало сессии».............................................. 184

Встреча 10. «Активное слушание»................................... 190

Встреча 11. «Фокус на эмоциях клиента»........................ 199

Встреча 12. «Фокус на мыслях клиента (уточнение

проблемы)».................................................................... 204

Встреча 13. «Новый взгляд на проблему»........................ 212

Встреча 14. «Фокус на поведении клиента»..................... 219

Встреча 15. «Окончание сессии»...................................... 224

Встреча 16. «Обобщение полученного опыта»................ 229

Дополнительные темы для консультирования (работа

в парах: консультант, клиент)....................................... 235

Дополнительные темы для консультирования (работа

в тройках: консультант, клиент, супервизор).............. 236

Дополнительные игры и упражнения................................ 238

Аудиозапись и видеосъемка.............................................. 259

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. «Дневник обучения» (образец одной страницы). 263
Приложение 2. Невербальные паттерны общения............... 266

Приложение 3. Образцы карточек к упражнению «Испорченный
видеотелефон»................................................................... 268

Приложение 4. Окно Джохари............................................... 269

Приложение 5. Варианты ситуаций к упражнению «Как показать
клиенту, что мы его понимаем»........................................ 270

Приложение 6. Список высказываний к упражнению

«Гимнастика ума».............................................................. 271

Приложение 7. Список пословиц к упражнению «Гимнастика

ума» .                                                       ............................. 271

Приложение 8. Примеры ситуаций к упражнению «Техники

постановки вопросов»....................................................... 272

Приложение 9. Бланк для проведения практикума

по супервизии..................................................................... 274

Приложение 10. Отрывок из сессии начинающего консультанта
и образец заполненного бланка по супервизии................ 275

Приложение 11. Образцы карточек к упражнению «Скандал

в парикмахерской»............................................................. 279

Приложение 12. Применение навыков, техник и стратегий,

отрабатываемых в первой части тренинга....................... 286

Приложение 13. Образцы карточек к упражнению

«Создание доверительной атмосферы»............................ 287

Приложение 14. Отрывок из сессии начинающего консультанта
(с комментариями)............................................................. 288

Приложение 15. Примеры карточек к упражнению

«Самораскрытие».............................................................. 290

Приложение 16. Образцы карточек к упражнению

«Повторяющееся слово»................................................... 294

Приложение 17. Бланк для проведения практикума

по супервизии..................................................................... 295

Приложение 18. Отрывок из сессии начинающего консультанта
и образец заполненного бланка супервизии..................... 296

Приложение 19. Навыки, техники, стратегии и типы вопросов,
используемые консультантом на разных этапах сессии
(к упражнению «Большой Контейнер»)............................ 301

Приложение 20. Бланк к упражнению «Карта тренинга»..... 302

Список литературы................................................................. 304


ОТ АВТОРА

Обучение психологическому консультированию — процесс постепенный. Нельзя стать консультантом в одночасье, лишь прочитав хороший учебник. Необходимо пройти длинный путь, на котором встречается многое: открытия, радость, разочарование, огорчение, отчаяние, встречи и расставания. Путь становления консультанта — это путь мыслителя и художника, это непрерывные раздумья, поиски и внезапные озарения, так называемые инсайты. Этот путь может стать легким, как полет бабочки над пестрым ковром цветов, когда у тебя все получается, и ты принимаешь искреннюю благодарность от других, или оказаться утомительной прогулкой черепахи по бесконечной пустыне, когда ты сталкиваешься с ограничением своих профессиональных возможностей и не знаешь, как и куда двигаться дальше. Чтобы пройти через все это, потребуется много сил. Чтобы осознать и пережить все это, необходимо много времени. Вот почему путь становления консультанта столь долог, а процесс обучения консультированию -столь тернист.

Во время сессии консультант работает в одиночку, но вместе с тем ему нужно постоянно учиться у других. Жизнь не стоит на месте, разрабатываются новые стратегии и приемы, появляются новые проблемы, которые требуют новых решений. Меняется стиль и образ жизни, меняется контингент тех, кто обращается за помощью, открываются новые горизонты для поисков и творчества. Нельзя учиться по-старому! Нельзя учить по-старому! Необходимо идти вперед, чтобы быть в ногу со временем!

Именно поэтому я хочу предложить вам взглянуть на тот путь в профессиональном плане, который проделывают наши ближайшие соседи. Как превращаются простые неопытные студенты в уверенного специалиста — консультанта? Возможно, хотя и совсем не обязательно, кто-то возьмет на вооружение некоторые идеи, показавшиеся достаточно новыми или интересными.

Итак, как становятся профессиональными консультантами в Англии? Студенты проходят длинный и серьезный путь. Прежде чем поступить в колледж на основной курс обучения, они должны закончить так называемый вступительный курс: теоретический или практический или оба, в зависимости от требований учебного заведения. Кроме того, некоторые наиболее престижные учебные заведения настаивают на обязательном посещении абитуриентом консультанта для решения с его помощью некоторых собственных проблем. Таким образом, на первый курс студенты приходят вполне подготовленными.

Как правило, будущие первокурсники уже знакомы с основными направлениями консультирования и психотерапии, а некоторые из них уже имеют сертификаты, разрешающие им проводить беседы с клиентом (на общественных началах). Эти беседы в доверительном стиле еще пока нельзя назвать настоящим психологическим консультированием, но они уже позволяют решать некоторые проблемы обратившихся за помощью людей. В том случае, если начинающий консультант не может оказать должной помощи, он уже готов к тому, чтобы грамотно направить своего клиента к другому специалисту и не принимать возникшую ситуацию за свое поражение.

Такая многоступенчатая подготовка профессионалов, безусловно, имеет рациональное зерно, а сама идея создания подобного курса для начинающих консультантов и консультирующих психологов показалась мне достаточно интересной. Сдав экзамены и получив сертификат об окончании курса «Counselling skills», который продолжался 120 часов, я решила поделиться своим опытом с представителями российской психологической школы и описать английский путь обучения консультантов, вернее, начальную ступеньку этого пути — ведение доверительной беседы. Под доверительной беседой мы будем понимать диалог между человеком, обратившимся за психологической помощью, и помогающей стороной —профессионалом, который владеет определенными техниками психологического консультирования, но не имеет статуса профессионального консультанта. Говоря языком музыкантов, этот тренинг можно было бы назвать «прелюдией» к психологическому консультированию.

Курс «Counselling skills» довольно популярен в Англии, и его проходят не только будущие консультанты и психологи, но и представители других профессий: менеджеры, рекламные работники, учителя, журналисты, врачи и медицинские сестры, социальные педагоги и многие другие специалисты, которые работают с людьми и хотят научиться грамотному оказанию помощи людям, не унижая их и не подавляя их собственную инициативу.

Курс, описанный в данной книге, не является полным повторением одного из английских курсов; из него позаимствована лишь сама идея и несколько упражнений, представленные в адаптированном варианте. Остальные упражнения созданы специально для российских начинающих специалистов: некоторые из них совершенно новые, другие же отражают многолетний предшествующий опыт. Темы курса и его структура также адаптированы для представителей российской психологической школы.

Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить английских тренеров, чьи идеи были позаимствованы для создания нескольких упражнений. Это Эби Клиэр и Деннис Карр [Clear A., Carr D. Disability Equality Training. Inclusive Practice. The Lifetrain Trust — не публиковавшийся в виде книги тренинг]. Ссылки на их упражнения даны в программе тренинга, а модификации упражнений печатаются с разрешения авторов.

Итак, я представляю русскоязычным специалистам книгу «Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы». В этой книге я хочу поделиться приобретенным в Англии опытом и своими размышлениями над тем, как можно применить этот опыт в России. Я бы хотела, чтобы русскоязычные специалисты поразмышляли над тем, можно ли сделать обучение консультантов в России более европейским без утраты лучших традиций русской психологической школы, которые берут свое начало от идей великих мастеров отечественной науки.

С уважением, Елена Робертс


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24