|
Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта. Ведение доверительной беседыЛютова-Робертс Е.К. Ведение доверительной беседы Год: 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ От автора.................................................................................... 7 Для кого предназначен данный тренинг?................................ 10 Для кого предназначена данная книга?................................... 13 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ТРЕНИНГУ Современный взгляд на психологическое консультирование .... 17 Виды оказания психологической помощи.......................... 17 Понятие психологического консультирования.................. 20 Стадии помогающих моделей............................................. 23 Процесс консультирования..................................................... 27 Взаимоотношения между консультантом и клиентом...... 27 Модель структуры сессии................................................... 30 Продвигаясь от сессии к сессии.......................................... 33 Повышение мастерства консультанта.................................... 37 Личностный рост консультанта.......................................... 37 Профессиональный рост консультанта.............................. 40 Профилактика профессионального выгорания.................. 43 Глава 2 НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом.. 47 Умение слушать и слышать клиента.................................. 47 Умение эффективно использовать невербальные средства общения........................................................................... 49 Умение наблюдать............................................................... 51 Умение давать и принимать обратную связь...................... 54 Умение следовать за клиентом........................................... 57 Техники рефлексивного слушания.......................................... 59 Эхо-техника.......................................................................... 59 Перефразирование............................................................... 61 Резюмирование..................................................................... 63 Техники постановки вопросов................................................. 65 Открытые и закрытые вопросы........................................... 65
Вопросы содержательного и эмоционального
характера .... 67 Глава 3 СТРУКТУРА СЕССИИ Начало сессии.............................................................................. 81 Составление контракта с клиентом.................................... 81 Создание доверительной атмосферы.................................. 86 Сбор информации по проблеме клиента (активное слушание)........................................................................ 88 Середина сессии....................................................................... 90 Фокус на эмоциях клиента................................................... 90 Техника нормализации......................................................... 93 Самораскрытие.................................................................... 95 Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы)............. 96 Конфронтация...................................................................... 99 Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему) .... 102 Совет................................................................................... 107 Фокус на поведении клиента............................................. 110 Информирование................................................................ 116 Окончание сессии................................................................... 118 Окончание первой и последующих сессий....................... 118 Окончание последней сессии............................................ 120 Глава 4 ПРОГРАММА ТРЕНИНГА Общие рекомендации............................................................. 125 Основные принципы проведения тренинга..................................... 128 Оборудование помещения..................................................... 130 Часть I. «Базовые умения и навыки»................ ............................ 131 Встреча 1. «Введение. Консультирование — это...»........ 131 Встреча 2. «Личностный и профессиональный рост консультанта».......................................... ;.................... 138 Встреча 3. «Взаимоотношения между консультантом и клиентом. Нерефлексивное слушание».................... 146 Встреча 4. «Стадии помогающей модели. Рефлексивное слушание. Эхо-техника»............................................... 155
Встреча 5. «Перефразирование, резюмирование.
Открытые Встреча 6. «Умение следовать за клиентом. Вопросы содержательного и эмоционального характера»......... 166 Встреча 7. «Эффективные и неэффективные вопросы» .... 174 Встреча 8. «Обобщение»................................................... 179 Часть II. «Структура сессии»................................................ 184 Встреча 9. «Начало сессии».............................................. 184 Встреча 10. «Активное слушание»................................... 190 Встреча 11. «Фокус на эмоциях клиента»........................ 199 Встреча 12. «Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы)».................................................................... 204 Встреча 13. «Новый взгляд на проблему»........................ 212 Встреча 14. «Фокус на поведении клиента»..................... 219 Встреча 15. «Окончание сессии»...................................... 224 Встреча 16. «Обобщение полученного опыта»................ 229 Дополнительные темы для консультирования (работа в парах: консультант, клиент)....................................... 235 Дополнительные темы для консультирования (работа в тройках: консультант, клиент, супервизор).............. 236 Дополнительные игры и упражнения................................ 238 Аудиозапись и видеосъемка.............................................. 259 ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. «Дневник обучения» (образец
одной страницы). 263
Приложение 3. Образцы карточек к упражнению
«Испорченный Приложение 4. Окно Джохари............................................... 269
Приложение 5. Варианты ситуаций к
упражнению «Как показать Приложение 6. Список высказываний к упражнению «Гимнастика ума».............................................................. 271 Приложение 7. Список пословиц к упражнению «Гимнастика ума» . ............................. 271 Приложение 8. Примеры ситуаций к упражнению «Техники постановки вопросов»....................................................... 272 Приложение 9. Бланк для проведения практикума по супервизии..................................................................... 274
Приложение 10. Отрывок из сессии начинающего
консультанта Приложение 11. Образцы карточек к упражнению «Скандал в парикмахерской»............................................................. 279 Приложение 12. Применение навыков, техник и стратегий, отрабатываемых в первой части тренинга....................... 286 Приложение 13. Образцы карточек к упражнению «Создание доверительной атмосферы»............................ 287
Приложение 14. Отрывок из сессии начинающего
консультанта Приложение 15. Примеры карточек к упражнению «Самораскрытие».............................................................. 290 Приложение 16. Образцы карточек к упражнению «Повторяющееся слово»................................................... 294 Приложение 17. Бланк для проведения практикума по супервизии..................................................................... 295
Приложение 18. Отрывок из сессии начинающего
консультанта
Приложение 19. Навыки, техники, стратегии
и типы вопросов, Приложение 20. Бланк к упражнению «Карта тренинга»..... 302 Список литературы................................................................. 304
ОТ АВТОРА Обучение психологическому консультированию — процесс постепенный. Нельзя стать консультантом в одночасье, лишь прочитав хороший учебник. Необходимо пройти длинный путь, на котором встречается многое: открытия, радость, разочарование, огорчение, отчаяние, встречи и расставания. Путь становления консультанта — это путь мыслителя и художника, это непрерывные раздумья, поиски и внезапные озарения, так называемые инсайты. Этот путь может стать легким, как полет бабочки над пестрым ковром цветов, когда у тебя все получается, и ты принимаешь искреннюю благодарность от других, или оказаться утомительной прогулкой черепахи по бесконечной пустыне, когда ты сталкиваешься с ограничением своих профессиональных возможностей и не знаешь, как и куда двигаться дальше. Чтобы пройти через все это, потребуется много сил. Чтобы осознать и пережить все это, необходимо много времени. Вот почему путь становления консультанта столь долог, а процесс обучения консультированию -столь тернист. Во время сессии консультант работает в одиночку, но вместе с тем ему нужно постоянно учиться у других. Жизнь не стоит на месте, разрабатываются новые стратегии и приемы, появляются новые проблемы, которые требуют новых решений. Меняется стиль и образ жизни, меняется контингент тех, кто обращается за помощью, открываются новые горизонты для поисков и творчества. Нельзя учиться по-старому! Нельзя учить по-старому! Необходимо идти вперед, чтобы быть в ногу со временем! Именно поэтому я хочу предложить вам взглянуть на тот путь в профессиональном плане, который проделывают наши ближайшие соседи. Как превращаются простые неопытные студенты в уверенного специалиста — консультанта? Возможно, хотя и совсем не обязательно, кто-то возьмет на вооружение некоторые идеи, показавшиеся достаточно новыми или интересными. Итак, как становятся профессиональными консультантами в Англии? Студенты проходят длинный и серьезный путь. Прежде чем поступить в колледж на основной курс обучения, они должны закончить так называемый вступительный курс: теоретический или практический или оба, в зависимости от требований учебного заведения. Кроме того, некоторые наиболее престижные учебные заведения настаивают на обязательном посещении абитуриентом консультанта для решения с его помощью некоторых собственных проблем. Таким образом, на первый курс студенты приходят вполне подготовленными. Как правило, будущие первокурсники уже знакомы с основными направлениями консультирования и психотерапии, а некоторые из них уже имеют сертификаты, разрешающие им проводить беседы с клиентом (на общественных началах). Эти беседы в доверительном стиле еще пока нельзя назвать настоящим психологическим консультированием, но они уже позволяют решать некоторые проблемы обратившихся за помощью людей. В том случае, если начинающий консультант не может оказать должной помощи, он уже готов к тому, чтобы грамотно направить своего клиента к другому специалисту и не принимать возникшую ситуацию за свое поражение. Такая многоступенчатая подготовка профессионалов, безусловно, имеет рациональное зерно, а сама идея создания подобного курса для начинающих консультантов и консультирующих психологов показалась мне достаточно интересной. Сдав экзамены и получив сертификат об окончании курса «Counselling skills», который продолжался 120 часов, я решила поделиться своим опытом с представителями российской психологической школы и описать английский путь обучения консультантов, вернее, начальную ступеньку этого пути — ведение доверительной беседы. Под доверительной беседой мы будем понимать диалог между человеком, обратившимся за психологической помощью, и помогающей стороной —профессионалом, который владеет определенными техниками психологического консультирования, но не имеет статуса профессионального консультанта. Говоря языком музыкантов, этот тренинг можно было бы назвать «прелюдией» к психологическому консультированию. Курс «Counselling skills» довольно популярен в Англии, и его проходят не только будущие консультанты и психологи, но и представители других профессий: менеджеры, рекламные работники, учителя, журналисты, врачи и медицинские сестры, социальные педагоги и многие другие специалисты, которые работают с людьми и хотят научиться грамотному оказанию помощи людям, не унижая их и не подавляя их собственную инициативу. Курс, описанный в данной книге, не является полным повторением одного из английских курсов; из него позаимствована лишь сама идея и несколько упражнений, представленные в адаптированном варианте. Остальные упражнения созданы специально для российских начинающих специалистов: некоторые из них совершенно новые, другие же отражают многолетний предшествующий опыт. Темы курса и его структура также адаптированы для представителей российской психологической школы. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить английских тренеров, чьи идеи были позаимствованы для создания нескольких упражнений. Это Эби Клиэр и Деннис Карр [Clear A., Carr D. Disability Equality Training. Inclusive Practice. The Lifetrain Trust — не публиковавшийся в виде книги тренинг]. Ссылки на их упражнения даны в программе тренинга, а модификации упражнений печатаются с разрешения авторов. Итак, я представляю русскоязычным специалистам книгу «Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы». В этой книге я хочу поделиться приобретенным в Англии опытом и своими размышлениями над тем, как можно применить этот опыт в России. Я бы хотела, чтобы русскоязычные специалисты поразмышляли над тем, можно ли сделать обучение консультантов в России более европейским без утраты лучших традиций русской психологической школы, которые берут свое начало от идей великих мастеров отечественной науки. С уважением, Елена Робертс
|
Loading
|