Художественное своеобразие творчества Беллы Ахмадулиной
Художественное своеобразие творчества Беллы Ахмадулиной
Ахмадулина Белла Ахатовна —
русская советская поэтесса и переводчица,
окончила Литературный институт М.
Горького в 1960. Ахмадулина — мастер
метафорически богатого стиха, переходов
конкретно-чувственной образности в
причудливую игру аллегорий, обыденной
речи — в высокую архаику, непосредственности
признания — в изысканную стилизацию.
Лирическую героиню Б. Ахмадулиной
характеризуют сосредоточенность —
иногда чрезмерная — на самовыражении
и самоанализе. Б. Ахмадулина — переводчик,
искусно передающий дух оригинала. Она
пишет очерки, настойчиво возвращаясь
к судьбам А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Почетный член Американской академии
искусств и литературы.
Тенденция
к осмыслению судьбы общества, судьбы
личности, отечественной культуры,
соотносимых с гуманистическими идеалами
христианства, нашла выражение в новых
произведениях Б. Ахмадулиной. Она
стремится "поднять планку” поэтической
культуры, соединить в своем творчестве
традиции допушкинской, классической
литературы и модернизма, приблизить
современника к его собственным языковым
особенностям, побудить мыслить, дорожа
тай ной каждого слова. Стих поэтессы
нередко напоминает одну огромную
метафору, смысл которой "затемнен” ,
ибо включает в себя множество других
смыслов, оттенков, образов, сцепленных
между собой прихотливо, подчиняясь
чувству, которое движет автором, следуя
мучительным попыткам постичь и выразить
сущность явлений адекватно, не упрощая
и не искажая. Б. Ахмадулина отказывается
от сюжета: тема и идея не столько
"задаются”, сколько "отыскиваются”
в результате развертывания поэтической
эмоции. Главное для поэтессы присвоение
— присвоение всего, что дорого, перед
чем она преклоняется, что волнует, мучит,
возвышает. Присвоение — значит любовь,
восхищение, сопереживание, сострадание,
столь полные и безоглядные, что без них
Б. Ахмадулина не мыслит самое себя.
Присвоенное — значит пропущенное через
душу, глубоко потрясшее, облитое слезами,
навсегда ставшее неотъемлемой частью
внутреннего мира.
Открывая
для себя кого-либо, Б. Ахмадулина как бы
проживает его судьбу, входит в его
художественный мир так глубоко, что
неизбежно преобразует собственное
творчество. В поэзии можно распределить
пушкинскую, лермонтовскую, цветаевскую,
пастернаковскую традиции.
Безраздельному
всевластию тирании Б. Ахмадулина
противопоставляет мощь человеческого
духа, непобедимую силу поэтического
слова.
Повествуя о
современности, Б Ахмадулина выступает
как радетель "сирых” и убогих, слабых
и беззащитных, как хранитель
нравственно-религиозных устоев русского
народа. С горечью пишет она об исковерканной
жизни многих поколений, о грустном,
запущенном виде родной земли. Картина
оскудения и развала, ироническая и
печальная, воссоздана в стихотворении
"Так дружно весна начиналась: все
други”.
Свои надежды
на спасение России поэтесса связывает
с утверждением религиозно-нравственного
начала в душах людей с духовным
возрождением общества. Как бы мы ни
относились к религиозно окрашенным
произведениям Б. Ахмадулиной, рассматривая
их как аллегории или как непосредственное
выражение религиозно-нравственного
чувства, нельзя не ощутить устремленности
к высшему, вечному, не все стихотворения
поэтессы, созданные в последнее время,
по-настоящему удачны: иные из них
громоздко-тяжеловесны, искусственны,
но нельзя не пожелать присвоить те
произведения, в которых звучит подлинная
поэзия со своей неповторимой тайной.
Ее
книги — "Струна” (1962), "Уроки музыки”
(1969), "Стихи” (1975), "Метель”(1977),
Стихотворение "Поздней весны
польза-обнова” (1989)