Центральный Дом Знаний - «Великая земная любовь» в лирике Ахматовой

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

«Великая земная любовь» в лирике Ахматовой

«Великая земная любовь» в лирике Ахматовой

 Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале "Аполлон”, а уже в следующем году вышел ее поэтический сборник "Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Таким образом, на рубеже XIX и XX столетий в России возникла "женская” поэзия — поэзия Анны Ахматовой. 
    Лирика Ахматовой первых ее книг ("Вечер”, "Четки”, "Белая стая”) — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в "романности” ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение "Сжала руки под темной вуалью...”), напечатанный в первый же год литературной известности Ахматовой, и другие ахматовские миниатюры. В кратком событии, одном жесте, взгляде Анна Ахматова передает историю десяти лет жизни:

    Как велит простая учтивость, 
    Подошел ко мне, улыбнулся, 
    Полуласково, полулениво 
    Поцелуем руки коснулся — 
    И загадочных, древних ликов 
    На меня посмотрели очи„. 
    Десять лет замираний и криков, 
    Все мои бессонные ночи 
    Я вложила в тихое слово 
    И сказала его — напрасно. 
    Отошел ты, и стало снова 
     На душе и пусто и ясно. 
    ("Смятение”)

    О. Мандельштам писал об Ахматовой, что она "принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой — не будь Толстого и "Анны Карениной”, Тургенева с "Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова” Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу”. 
    Для того чтобы проникнуться чувствами, испытываемыми лирической героиней, совсем не обязательно знать все, что было в ее жизни. Часто Ахматова описывала лишь небольшой фрагмент происходящего, заставляя читателя додумывать, что было между героями прежде. Читая ее стихотворения, становишься невольным свидетелем чьего-то разговора, иногда создается впечатление, что кто-то открывает тебе свою душу:

    Хочешь знать, как все это было? — 
    Три в столовой пробило, 
    И прощаясь, держась за перила, 
    Она словно с трудом говорила: 
    "Это все... Ах, нет, я забыла, 
    Я люблю вас, я вас любила 
    Еще тогда/ — 
    "Да”. 
    ("Хочешь знать, как все это было?”) 

    А иногда кажется, что кто-то доверил тебе самое сокровенное — почитать свои спешные записи в дневнике:

    Он любил три вещи на свете: 
     За вечерней пенье, белых павлинов 
    И стертые карты Америки. 
     Не любил, когда плачут дети, 
    Не любил чая с малиной 
    И женской истерики. 
    Л я была его женой. 
    ("Он любился) 

    Несмотря на то, что Ахматова часто дает только фрагменты того или иного события, ее стихи о любви не производят впечатления отрывочных зарисовок. В них большая обобщающая сила. Ахматова отразила в своей лирике целую вереницу женских судеб. Это и жена, и любовница, и вдова, и мать. По выражению Александры Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души”. 
    Любовь в стихах Ахматовой не всегда счастливая и благополучная. Даже наоборот. Часто это страдание. Это чувство не может быть спокойным:

    То змейкой, свернувшись клубком, 
    У самого сердца колдует, 
    То целые дни голубком 
    На белом окошке воркует, 
    То в инее ярком блеснет, 
    Почудится в дреме левкоя... 
    Но верно и тайно ведет 
    От счастья и от покоя.

    В оценках литературных критиков Анна Ахматова является поэтом, впервые сумевшим так полно рассказать о реальной любви. Душа оживает "Не для страсти, не для забавы, для великой земной любви”. В ее стихотворениях мы видим обычный мир, раскрывающийся под влиянием любви в новом свете. Саму же любовь Ахматова делает настолько "земной”, что называет ее "пятым временем года”:

    То пятое время года, 
    Только его славословь. 
    Дыши последней свободой, 
     Оттого, что это — любовь. 
     Высоко небо взлетело, 
    Легки очертанья вещей, 
    И уже не празднует тело 
    Годовщину грусти своей.

    "Великая земная любовь” — основа всей лирики Ахматовой. Любовь у нее — повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство. Я думаю, что Анна Ахматова имела все основания сказать о себе: "Я научила женщин говорить...”

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24