«Поэма без героя» Анны Ахматовой. Серебряный век в послереволюционном измерении
«Поэма без героя» Анны Ахматовой. Серебряный век в послереволюционном измерении
В «Поэме без героя», писавшейся
в 40-е и последующие годы (всего около 20
лет), Анна Ахматова обратилась ко временам
своей молодости — эпохе поэтического
«серебряного века»; Здесь причудливо
переплетается прошлое и настоящее,
дорогие сердцу поэтессы бытовые детали
и фантастические образы, легенда и
действительность. В первой части поэмы,
озаглавленной «Девятьсот тринадцатый
год», сюжет представляет собой историю
самоубийства из-за несчастной любви
пишущего стихи драгунского корнета. В
ее основе — реальные события, свидетельницей
и даже участницей которых была тогда
Ахматова. Но они становятся лишь предлогом
для карнавала призраков, милых и страшных,
являющихся из прошлого поэтессе, живущей
в «сороковые, роковые», испытавшей арест
мужа и сына, десятилетиями в советское
время лишенной возможности публиковать
стихи. Потому-то во вступлении к «Поэме
без героя» Ахматова с грустью
подчеркивает: Из года
сорокового, Как с
башни,на все гляжу.
Как будто прощаюсь снова С
тем, с чем давно простилась, Как
будто перекрестилась И
под темные своды схожу. Она
ощущает себя хранительницей памяти о
петербургском «серебряном веке», о его
карнавальной атмосфере. Когда приходят
призраки, лирическая героиня поэмы
обращается к ним: Вы
ошиблись: Венеция дожей — Это
рядом...Но маски в прихожей И
плащи,и жезлы,и венцы
Вам сегодня придется оставить Вас
я вздумала нынче прославить,
Новогодние сорванцы! Она
утверждает: Что мне
поступь Железной Маски, Я
еще пожелезней тех... И
чья очередь испугаться, Отшатнуться,
отпрянуть, сдаться И
замаливать давний грех? Ясно
всё: Не ко мне,так к
кому же? Не для них
здесь готовился ужин, И
не им со мной по пути. Хвост
запрятал под фалды фрака... Как
он хром и изящен!.. Однако Я
надеюсь,Владыку Мрака Вы
не смели сюда ввести? Сам
сатана как будто явился со встречи
нового 1913 г. встречать вместе с героиней
год 41-й. Дальнейшее, однако, доказывает,
что это не «князь тьмы», но призрак,
внушающий ужас, подобно офортам
Гойи: Маска это,череп,лицо
ли — Выражение злобной
боли, Что лишь Гойя
смел передать. Образы,
характерные для поэзии начала века,
проходят перед нами: ряженые, карнавальные
домино, герои Гофмана, Эдгара По, Гамлеты,
Фаусты. И все они в современном восприятии
поэтессы получают мрачную, трагическую
окраску, воспринимаются как провозвестники
грядущей катастрофы. Ахматова
отождествляла себя с одной из участниц
давнего маскарада: Ты
в Россию пришла ниоткуда, О мое белокурое
чудо, Коломбина десятых
годов! Что глядишь ты
так смутно и зорко: Петербургская
кукла,актерка, Ты —
один из моих двойников.
К прочим титулам надо и
этот Приписать.О,подруга
поэтов, Я наследница
славы твоей, Здесь
под музыку дивного мэтра, Ленинградского
дикого ветра, И в тени
заповедного кедра Вижу
танец придворных костей... А
в эпилоге поэмы, когда действие переносится
в блокадный Ленинград лета 42-го, увиденный
автором из далекой ташкентской эвакуации,
Ахматова видит уже другого своего
двойника: А за проволокой
колючей, В самом сердце
тайги дремучей — Я
не знаю который год — Ставший
горстью лагерной пыли, Ставший
сказкой из страшной были, Мой
двойник на допрос идет. А
потом он идет с допроса, Двум
посланцам Девки безносой Суждено
охранять его. И я слышу
даже отсюда — Неужели
это не чудо! — Звуки
голоса своего: За тебя
я заплатила Чистоганом, Ровно
десять лет ходила Под
наганом, Ни налево,ни
направо Не глядела А
за мной худая слава Шелестела. Война
окончательно разрушила Петербург
«серебряного века», родной для Ахматовой
Фонтанный дом, а еще раньше на него пал
зловещий отсвет кампании террора.
Поэтесса, хранившая заветы «серебряного
века», принуждена была долгие годы
молчать, а для надежности репрессировали
сына и мужа, сделав из них заложников.
Гибель юного драгуна-поэта, столь
популярная в поэзии начала века тема
смерти, разрушения, спроецирована
Ахматовой на послереволюционную
реальность с террором и войной —
исполнившимися пророчествами поэтов
и мыслителей русского «серебряного
века».