...Я счастлива, что жила в
эти годы и видела события, которым не
было равных. А.
Ахматова
Анна Ахматова
— поэт, пришедший в литературу в первом
десятилетии нового, XX века и покинувший
мир, когда XX век перевалил далеко за
шестьдесят. Ближайшей аналогией, которая
возникла уже у первых ее критиков,
оказалась древне греческая певица любви
Сапфо: русской Сапфо часто называли
молодую Ахматову. Детство поэтессы
прошло в Царском Селе (там она училась
в гимназии), каникулы проводила в Крыму,
у моря, о чем напишет в своих юношеских
стихах и в первой поэме "У самого моря”.
В четырнадцать лет она познакомилась
с Николаем Гумилевым, и дружба и переписка
с ним оказали серьезное влияние на
формирование ее вкусов и литературных
пристрастий. В стихотворении Марины
Цветаевой написано про нее: "О Муза
Плача, прекраснейшая из муз!” Анна
Ахматова была великой трагической
поэтессой, которая застала грозную
эпоху "смены времен” с революционными
потрясениями, следовавшими одно за
другим, с мировыми войнами. Живая,
постоянно развивающаяся ахматовская
поэзия всегда была связана с национальной
почвой и отечественной культурой. Жданов
в своем докладе о журналах "Звезда” и
"Ленинград” писал, что "поэзия
Ахматовой” совершенно далека от народа;
это поэзия десяти тысяч верхних слоев
старой дворянской России, обреченных,
которым ничего уже не оставалось, как
только вздыхать по "доброму старому
времени”. В начальном четверостишии —
эпиграфе к своему "Реквиему” — Ахматова
отвечает Жданову:
Нет,
и не под чуждым небосводом, И
не под защитой чуждых крыл, — Я
была тогда с моим народом, Там,
где мой народ, к несчастью, был.
"Реквием”
— вершина гражданской поэзии в литературе
XX века, дело всей жизни поэтессы. Это
памятник всем жертвам сталинских
репрессий. Тридцатые годы оказались
для поэтессы порой наиболее тяжелых
испытаний. Эти годы она проводит в
постоянном ожидании ареста, чудовищные
репрессии не обошли стороной и ее дом,
ее семью. Ахматова оказалась разведенной
женой "контрреволюционера” Н. Гумилева,
матерью арестованного "заговорщика”.
Поэтесса ощущает себя частью народа,
проводившего долгие месяцы в длинных
тюремных очередях, чтобы сдать передачу
и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого
человека. В поэме "Реквием” речь идет
не только о личной судьбе Ахматовой,
она проникнута ощущением безнадежной
тоски, глубоким горем. И конечно, не
случайно, что ее привлекают библейская
образность и ассоциации с евангельскими
сюжетами. Народная трагедия, вобравшая
в себя миллионы судеб, была так огромна,
что лишь библейский масштаб мог передать
ее глубину и смысл. "Распятие”
в поэме похоже на псалом:
Магдалина
билась и рыдала, Ученик
любимый каменел, А
туда, где молча Мать стояла, Так
никто взглянуть и не посмел.
"Распятие”
— это вселенский приговор бесчеловечной
системе, обрекающей мать на безмерные
и неутешные страдания, 'а единственного
сына — на небытие. Заключительная
часть "Эпилога” развивает тему
"Памятника” . Под пером Ахматовой эта
тема приобретает необычный, глубоко
трагический облик и смысл. Поэтесса
возводит памятник всем жертвам репрессий
в страшные годы для нашей страны. Великую
Отечественную войну А. Ахматова встретила
в Ленинграде, там же пережила и почти
всю блокаду, не прекращая писать стихи,
ставшие отражением того времени, —
"Северные элегии”, "Библейские стихи”,
цикл "В сороковом году”:
Мы
знаем, что ныне лежит на весах И
что совершается ныне. Час
мужества пробил на наших часах, И
мужество нас не покинет.
Военные
стихи Ахматовой — это еще один реквием,
в котором соединились скорбь о погибших,
боль за страдания живых, трагедия войны,
бессмысленность кровопролития.
Своеобразным реквиемом по целой
исторической и культурной эпохе является
и "Поэма без героя”. Несомненно,
Ахматовой был свойствен трагический
дар. Он позволил ей с большой поэтической
силой передать события революции,
террора, войны, вынужденного молчания
как личную трагедию и одновременно как
трагедию народа, страны.