Гений Пушкина, обаяние
личности, его гуманистическая философия,
открытия, сделанные в области русского
стиха, оказали огромное влияние на
развитие литературы XIX века, вошедший
в историю как «золотой век» русской
поэзии. Но и лучшие поэты «серебряного
века» сформировались под влиянием его
Музы, все они были внимательнейшими
читателями Пушкина, многие внесли свою
лепту в исследование его поэзии. В
жизни и поэзии Ахматовой Александр
Сергеевич, чьи стихи она называла
золотыми, занимал особое место. Она
росла и училась в Царском Селе и с детства
впитывала воздух русской поэзии и
культуры. У Пушкина
училась Ахматова краткости, простоте
и подлинности поэтического слова, и
всё, что с ним связано, дорого поэтессе.
Бродя по Царскосельскому парку, она в
восхищении останавливается перед
фонтаном, некогда воспетым Пушкиным. В
1916 году она написала об этом стихотворение
и назвала его так же, кА великий
предшественник: «Царскосельская
статуя». Лирическая
героиня стихотворения относится к
бронзовой статуе как к живой сопернице,
ей кажется, что девушка только притворяется
грустной, ещё бы, ведь ей подарил
бессмертие сам Пушкин. Чтобы передать
эти чувства, Ахматова использует
интересный поэтический приём – оксюморон:
сочетание противоречащих друг другу
определений, создающий неожиданный
эффект: «Смотри, ей весело грустить
такой нарядно обнажённой». А как
великолепны аллитерации в первой
строфе: Уже кленовые
листы На пруд слетают
лебединый… Звук
лебединых кликов слышится в этих строках:
ле-ле-ле, а в следующих двух – он резко
сменяется повторением звука «р», как
бы усиливающим интенсивность
цветописи: … И
окровавлены кусты Неспешно
зреющей рябины. Сама
Ахматова долгие годы жила в Царском
Селе, которое стало для неё одним из
самых дорогих мест на земле за всю жизнь.
Здесь сам воздух был пропитан поэзией.
В стихотворении используются антитеза
(весело грустить, нарядно обнажённой),
метафора (окровавленные кусты),
олицетворения (ослепительно стройна,
играли на её плечах лучи скудеющего
света, восторг твоей хвалы влюблённой). В
стихотворении описывается природа и
время года. Но автор нам не говорит, что
это осень. Из двух первых строк мы
понимаем, что речь идёт о наступлении
золотой осени: Уже
кленовые листы На
пруд слетают лебединый… Ахматова,
так же как и Цветаева повествует в своём
стихотворении о рябине. Природа в
«Царскосельской статуе» неотразима. В
центре – статуя девушки. Анна Андреевна
воспринимает эту статую как живую. Она
немного завидует ей, так как на неё
обратил внимание великий поэт и воспевал
эту бронзовую красавицу в своём
стихотворении. Ахматова
обращается к статуе и говорит ей, что
хотела бы оказаться на её месте, чтоб о
ней так же красиво и влюблено мог говорить
Александр Сергеевич Пушкин. Поэтесса
понимала, что этой необычайно красивой
девушке придётся оставаться на своём
месте, такой «нарядно обнажённой».
Многие люди будут приходить и любоваться
стройной девицей. Она находилась высоко
и поэтому Ахматова даже подходя к ней,
чувствовала страх. Статуя была как
возвышенное существо, властное, могучее
и в то же время красивое, нарядное. Она
всех и всё видела свысока. В какой-то
степени статуя казалась Богом. У неё
был задумчивый взгляд. Ей не страшно
стоять в любое время года на улице. Её
плечи великолепно переливались от лучей
света.