Анализ стихотворения «Слаб голос мой...» А.Ахматовой
Анализ стихотворения «Слаб голос мой...» А.Ахматовой
Стихотворение «Слаб
голос мой» написано весной 1913 года. Оно
входит в сборник «Белая стая» (1917 год),
который принес (наряду с другими
сборниками: «Вечер», «Четки», «Подорожник»,
«Anno Domini») А. А. Ахматовой широкое
литературное признание.
Это стихотворение, как и многие другие,
о любви. Любовь у Ахматовой почти никогда
не предстает в спокойном пребывании.
Чувство, само по себе острое и необычайное,
получает дополнительную остроту и
необычность, проявляясь в предельном
кризисном выражении – взлета или
падения, первой пробуждающей встречи
или совершившегося разрыва, смертельной
опасности или смертельной тоски.
Данное стихотворение раскрывает душевное
состояние героини после окончания
любовной драмы. С каждой строчкой чувство
любви в героине угасает, остывает:
сначала ее голос слаб, ей стало легче
без любви, а уж в конце мы чувствуем, что
«освобожденье близко». Мы видим, какой
мучительной была любовь: героиню мучила
«бессонница-сиделка», она томилась «над
серою золой», и даже стрелка башенных
часов казалась ей смертельной стрелой;
и какое счастье испытывает при окончании
любовной драмы: Как
прошлое над сердцем власть
теряет! Освобожденье
близко. Все прощу, Следя,
как луч взбегает и сбегает По
влажному весеннему плющу.
Для раскрытия душевного состояния
героини А.Ахматова использует различные
выразительные средства. Например,
аллитерация звука [л], [н] и ассонанс
звука [е] передает нам легкость,
спокойствие, которое испытывает героиня.
Эпитеты «серою золой», «кривая стрелка»,
«смертельная стрела»; метафора
«бессонница-сиделка» усиливают трагизм
уходящей любви.
Точность психологических наблюдений,
сюжетная динамика, умелое использование
житейской детали, афористичность,
лаконизм – определяющие черты поэзии
Ахматовой, которые отчетливо обозначились
в стихотворениях 1914-1921 годов, в том числе
и в «Слаб голос мой».
Стихи А. Ахматовой о любви почти всегда
пронизаны чувством грусти, но главное,
что делает их такими проникновенными,
это сочувствие, сострадание, сопереживание
в любви.