Я была тогда с моим
народом, Там, где мой
народ, к несчастью, был... А.
Ахматова
А. Ахматова,
поэт огромного поэтического дара,
возвышенного и трагического, вошла в
русскую литературу прежде всего как
певец любви. Однако с течением времени
— времени бурь и потрясений в судьбе
России — ее лирика, поначалу камерная,
интимно-исповедальная, обретает высокое
гражданское звучание. Уже в годы первой
мировой войны в ее творчество вошли
мотивы гражданственности, самопожертвования,
любви к Родине. Ахматова сразу определила
для себя главное: быть вместе с Россией
на всех ее путях и перепутьях. Программным
в этом отношении следует считать
строки:
Мне голос был.
Он звал утешно, Он
говорил: "Иди сюда, Оставь
свой край, глухой и грешный, Оставь
Россию навсегда...” Но
равнодушно и спокойно Руками
я замкнула слух, Чтоб
этой речью недостойной Не
осквернился скорбный дух.
Блок
сказал об этом стихотворении: "Ахматова
права. Это недостойная речь”. "Глухой
и грешный” край, Россия всегда остается
для поэтессы единственной обителью.
Хранить верность Родине — вот главный
гражданский долг. В
одном из стихотворений 1922 года Ахматова
пишет: "Не с теми я, кто бросил землю на
растерзание врагам”. Участь изгнанника
представляется ей не только недостойной,
но и жалкой. Она предпочитает, оставаясь
на Родине, принять вместе с ней удары
судьбы и отказывается от сомнительной
чести петь отступникам:
Им
песен я своих не дам.
Вместе
со своей страной она переживает все
бедствия, выпавшие на долго России В
стихотворении, написанном к годовщине
первой мировой войны, Ахматова
пишет:
Мы на сто лет
состарились, и это Тогда
случилось в час один.
Отныне
она видит свою задачу в ином: страсть и
песни должны уйти из ее поэзии, так как
—
Ей, опустевшей,
приказал Всевышний
Стать книгой грозовых вестей.
О
том, насколько близко воспринимает
поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее
любви и самопожертвования ярче всего
говорят строки стихотворения "Молитва”,
написанного в 1915 году:
Дай
мне горькие годы, недуга, Задыханье,
бессонницу, жар, Отыми
и ребенка, и друга, И
таинственный песенный дар... Чтобы
туча над темной Россией Стала
облаком в славе лучей.
"В
года мытарств, во времена немыслимого
быта”, когда "все расхищено, предано,
продано”, Ахматова хранит веру в свет
и тепло грядущих дней России. На
протяжении всего своего творчества
Ахматова освещает "страшный путь”
своего поколения — поколения, вкусившего
"мало меду”, но много горестей.
Современники ее — люди, "бесслезнее,
надменнее и проще” которых в мире нет.
Для них родная земля не храм, не талисман,
не рай, а — "грязь на калошах” и "хруст
на зубах”, однако:
..ложимся
в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно своею.
В одной из "Северных элегий” Ахматова
размышляет о своей судьбе, на которую
наложило свой отпечаток беспощадное
время:
Меня, как
реку, Суровая эпоха
повернула.
Ее путь
отныне иной. Но она не жалеет об этом:
Но если бы оттуда посмотрела Я на свою
теперешнюю жизнь, Узнала бы я зависть
наконец. Да, в ее жизни
многое было пропущено, вспоминает
героиня элегии, многие зрелища прошли
стороной: "И занавес вздымался без меня
и также падал”. Но — она разделила своей
поэзией, своей судьбой участь миллионов
современников. И их жизнь оказалась
запечатленной в ее стихах. В
30-е годы Ахматова пишет свою знаменитую
поэму "Реквием”. Реквием, по определению,
есть произведение траурного характера,
заупокойная служба. Это выдающееся
творение ахматовского гения — молитва
за упокой душ тысяч невинно убиенных.
Их судьбы должны избежать забвения:
вечная память жертвам террора — чтобы
трагедия не могла повториться. Ахматова,
разделившая судьбу многих матерей —
таким было ее приобщение к бедствиям
страны, — стоявших вместе с ней у тюремной
стены, создает памятник великому
народному горю который
Для
них соткала я Из
бедных, у них же подслушанных слов.
Она, эта, по словам Жданова, "барынька,
мечущаяся между будуаром и молельней”,
пишет о том, как
безвинная корчилась Русь Под
колесами черных "марусь”.
Стихи
Ахматовой в период второй мировой войны
— своеобразная формула гневного,
воинственного патриотизма. Цикл стихов
о ленинградской блокаде, которую поэтесса
пережила вместе с тысячами других
жителей города, нельзя читать равнодушно.
Боль пронизывает каждую строчку:
Принеси
же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды, И
с головки твоей золотистой Я
кровавые смою следы.
Однако
за этой болью — неистребимая вера в
победу, бесконечное мужество:
Не
страшно под пулями мертвыми лечь, Не
горько остаться без крова...
Автор
не мыслит себя вне страданий своего
народа; дети блокадного Ленинграда —
это и ее дети:
Щели
в саду вырыты, Не горят
огни. Пи-терские
сироты, Детоньки
мои!
Высокую задачу
своей поэзии Ахматова видит в том, чтобы
оплакивать погибших, хранить память о
них: "Чтоб вас оплакивать, мне жизнь
сохранена”. В 1950 году она пишет:
Прошло
пять лет — и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной, Страна
моя…
Автор рисует
картины мирной жизни, пришедшей на смену
"ужасам войны”, и вместе со всеми
радуется силе и свободе своей
страны. Судьба не была
милостива к поэтессе. Она пережила
немало бед, видела смерть самых близких
людей, испытала на себе силу террора:
Так
много камней брошено в меня...
Долгие годы после революции она находилась
на положении не то изгоя, не то
заключенного:
Одна
на скамье подсудимых Я
скоро полвека сижу.
Но
стих Ахматовой всегда был честен и
мужествен. "В тот час, как рушатся миры”,
она не осталась спокойным созерцателем.
Испытания придали мощь и силу ее стихам,
помогли осознать свой гражданский долг
— быть со своим народом, быть его голосом.