Достоинство таланта (по произведениям А. А. Ахматовой)
Достоинство таланта (по произведениям А. А. Ахматовой)
Когда я ночью жду ее
прихода. Жизнь, кажется,
висит на волоске. Что
почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в
руке... А. Ахматова
Имя
Анны Ахматовой — одно из немногих имен
русской поэзии XX века, отмеченных в
десятилетиях неизменностью читательских
симпатий, хотя революционные потрясения
и социально-исторические перемены этих
годов, казалось бы, способны были
безвозвратно предать забвению этот
негромко и с большими перерывами звучащий
лирический голос.
Сжала
руки под темной вуалью... "Отчего
ты сегодня бледна?” —
Оттого, что я терпкой печалью Напоила
его допьяна... Задыхаясь,
я крикнула: "Шутка Все,
что было. Уйдешь, я умру”. Улыбнулся
спокойно и жутко И
сказал мне: "Не стой на ветру”
Поэзия
Ахматовой никогда не была на гребне
общественно-политических событий, и в
этом смысле ее нельзя сравнить не только
с голосом Маяковского, но и с куда более
близким ей А. Блоком, посвятившим
революции последний высокий порыв своей
поэтической жизни. Однако круг читателей
и почитателей Анны Андреевны Ахматовой,
которая смолоду не была обойдена
признанием, в последние годы неизмеримо
расширился.
Не должен
быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет! — Чтоб
быть современнику ясным, Весь
настежь распахнут поэт...
Наш век на земле быстротечен, И
тесен назначенный круг. А
он неизменен и вечен — Поэта
неведомый друг.
Так
просто, открыто и страстно признавалась
в любви читателям Ахматова. Литературная
и жизненная судьба Анны Андреевны была
на редкость нелегкой, и через все
испытания она прошла с выдержкой и
достоинством, которые не могут не
вызывать уважения.
Мне
голос был. Он звал утешно, Он
говорил: "Иди сюда.
Оставь свой край глухой и грешный, Оставь
Россию навсегда...” Но
равнодушно и спокойно Руками
я замкнула слух, Чтоб
этой речью недостойной Не
осквернился скорбный дух.
Поэтическое
имя Ахматовой в читательском представлении
ассоциируется с любовной лирикой.
Действительно, большинство ее стихотворений
одухотворено этим прекрасным и высоким
чувством. Перед нами любящая, страдающая,
реже счастливая и никогда — успокоенная
женщина.
Так беспомощно
грудь холодела. Но
шаги мои были легки. Я
на правую руку надела Перчатку
с левой руки. Показалось,
что много ступеней, А
я знала — их только три! Между
кленов шепот осенний Попросил:
"Со мною умри!”
Ее
лирическая героиня плачет и страдает,
замирает от предчувствия любви или от
ее потери. Глубокие и искренние переживания
поэтессы нашли отклик в сердцах читателей.
Ее поэзии чужда ложь, игра в чувство,
жеманство. Только искренние и глубокие
чувства отражает Ахматова в своих
стихах, поэтому они открыты миру людей,
лишены даже намека на пошлость.
Должен
на этой земле испытать Каждый
любовную пытку. Жгу
до зари на оконце свечу И
ни о ком не тоскую, Но
не хочу, не хочу, не хочу Знать,
как целуешь другую...
Ее
поэзию нельзя назвать "женской, дамской”,
с их ограниченностью мысли и чувства,
представленной, например, в прошлом
веке Ростопчиной. Поэзия
Анны Ахматовой — это прежде всего
подлинность, невыдуманность чувств,
поэзия, отмеченная необычайной
сосредоточенностью и взыскательностью
нравственного начала. Это своеобразный
дневник сложного и вдумчивого современника
величественной эпохи, но отраженной не
непосредственно, как в зеркале, а
пропущенной через сердце поэта.
Хорошо
здесь: и шелест и хруст; С
каждым утром сильнее мороз, В
белом пламени клонится куст Ледяных
ослепительных роз. И
на пышных парадных снегах Лыжный
след, словно память о том. Что
в каких-то далеких веках Здесь
с тобою прошли мы вдвоем.
Главная
и неизбывная тема Ахматовой — любовь
— еще задолго до охлаждающей умудренности
зрелого возраста осложняется и обогащается
другой "повинностью” ее жизни —
призванием поэта. Поэзия — высший суд,
перед которым смиряется даже неотвратимая
и безоглядная сила любовных переживаний
молодости. Общение поэта со своей музой
— потребность не менее властная, ценность
жизни не менее высокая.
Муза
ушла по дороге. Осенней,
узкой, крутой, И были
смуглые ноги Обрызганы
крупной росой... Я,
глядя ей вслед, молчала, Я
любила ее одну, А в
небе заря стояла, Как
ворота в ее страну.
Поэзию
Анны Ахматовой отличают благородный
лаконизм, немногословная емкость речи,
когда за скудными строчками стихотворения
живет возможность многих тонких
подробностей и оттенков. Можно много
говорить о замечательных чертах
поэтического мастерства Ахматовой, но
остановимся на одном — ее языке. Это не
был никогда "язык цветов”, а живой,
будничный, обиходный, нарочито
прозаический. Истоки ее языка и поэзии
в пушкинской, классической манере, в
этом залог ее успеха и "долголетия”.
Двадцать
первое. Ночь. Понедельник. Очертанья
столицы во мгле, Сочинил
же какой-то бездельник, Что
бывает любовь на земле.