|
Рынок труда
Рынок труда в системе экономики свободного предпринимательства играет совершенно особую роль, что обусловлено спецификой товара, представленного на данном рынке. Рабочая сила, носителем которой является человек и которая служит опорой и стержнем формирования личности, выступает на рынке труда в качестве товара. Особенности индивидуальной рабочей силы должны учитываться государством и работодателем при построении отношений занятости в рамках рынка труда любого уровня.(.....) Вложение средств на переподготовку кадров в связи с
научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений
определило политику закрепления кадров, их стабилизации. Поэтому сокращение
потребности в рабочей силе в прошлом году, имеющая место безработица, стало в
известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в
свою очередь, оказывает существенное влияние не только на
социально-экономические, но и на политические процессы. Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.(.....) Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура рынка призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также процессы защиты прав работодатели наемных работников на рынке труда. Основным элементом инфраструктуры рынка труда выступает государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.(....) Функционирование рынка труда имеет
ряд особенностей, среди которых выделим прежде всего: 1) неотделимость права
собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс
расходования рабочей силы ее носителя; в процессе купли-продажи труда возникают
особые отношения; 2) значительную продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем;(....) Динамика непостоянной занятости еще более очевидна, если рассматривать весь период 1992 - 2009 гг. В этом секторе численность занятых увеличилась в 4,5 раза, тогда как число постоянных работников сократилось на 10%. В результате доля непостоянно занятых, которая в начале 1990-х годов была весьма незначительной и не превышала 3%, возросла вчетверо и составляет в настоящее время, по крайней мере, 12 - 13% от всех работающих по найму. Следует подчеркнуть, что реальные масштабы непостоянной занятости в российской экономике, по-видимому, больше, что связано с тем, что официальные статистические опросы, в т.ч. Обследования населения по проблемам занятости (далее-ОНПЗ), обычно недооценивают размеры различных нестандартных форм занятости. Так, по результатам мониторинга социально-экономических перемен, проводимого Левада-центром, удельный вес только временной занятости в 2006 - 2009 гг. составлял 16 - 18%.(.....) В частном секторе предприниматели
получают доход от собственности и предпринимательский доход. К данному сектору
относятся большинство мелких и средних предприятий рыночной системы,
способствующих эффективному распределению общественного продукта. Для наемных
работников распределение доходов осуществляется в соответствии с ценой,
сложившейся на рынке труда. Распределительные отношения в российской экономике характеризуются существенным неравенством в доходах населения, в том числе и в уровне заработной платы. Неравенство в оплате труда прослеживается на отраслевом и региональном уровнях, в уровне доходов различных социальных слоев. Специалисты выделяют несколько групп отраслей, в которых сложились отличающиеся условия спроса и предложения рабочей силы и разные уровни заработной платы. Дифференциацию отраслей условно можно провести по признакам наличия спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках, конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее соответствия платежеспособному спросу, наличия достаточного ресурсного потенциала. На данной основе можно выделить следующие группы:(.....) Основными задачами государственной политики в области
регулирования рынка труда являются: · содействие в реализации прав граждан
на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по
свободно выбранному роду деятельности и профессии; · обеспечение реализации прав граждан
на защиту от безработицы; · обеспечение соблюдения прав в области
охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в
том числе дискриминации в сфере труда; · содействие обеспечению работодателей
рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации. Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению
экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами
предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования
рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской
Федерации. С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.(....) В целях решения проблем, возникающих при перемещении
работников по стране, предусматриваются такие меры, как совершенствование
процедуры их регистрации по месту временного пребывания, обеспечение временным
жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, а также
доступ к объектам социальной сферы. Предполагается расширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства, а также в осуществлении их профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи необходимо пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям.(.....) В первой главе мы дали целостное представление о рынке труда
как динамичной системе, в основе которой выступают отношения спроса и
предложения труда, взаимосвязи между занятостью и безработицей, факторы
формирования и функционирования рабочей силы, ее конкурентоспособность и
мобильность. Из второй главы курсовой работы можно сделать вывод, что для
эффективного решения задач по обеспечению экономики трудовыми ресурсами и
содействию занятости населения необходимо совершенствовать государственное
управление в сфере занятости населения, предусматривающее более широкое участие
субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда. В целях повышения
гибкости рынка труда заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней
необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов оказания услуг по
содействию занятости населения и обеспечению работодателей рабочей силой,
координации деятельности органов службы занятости и негосударственных
организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также
содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению
стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения.
Также повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению
возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному
роду деятельности и профессии. На предложение труда может действовать такие
факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных
условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода
у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда
сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция
населения; демографическая и социальная политика государства.(....) |
Loading
|