В то время л гостила на
земле, Мне дали имя
при крещенье — Анна. А.
Ахматова
Пересказать
биографию Поэта всегда очень трудно.
Где найти слова, которые не опошлили и
не приземлили бы поступков великого
человека. Ведь в них, кроме обычного
"прозаического” содержания, заключена
неповторимость, уникальность жизни
гения. Поэтому мы лишь вскользь говорим
об обстоятельствах и жизни этой гениальной
женщины, опираясь на стихи, рожденные
ею. "Я поэт, тем и интересен”,— говорил
Маяковский. Вот и мы сделаем акцент на
творчестве Анны Андреевны Ахматовой.
Одно из ранних стихотворений Анны
Андреевны наполнено юностью, радостью
бытия, торжеством жизни:
В
то время я гостила на земле. Мне
дали имя при крещенье — Анна, Сладчайшее
для губ людских и слуха. Так
дивно знала я земную радость И
праздников считала не двенадцать, А
столько, сколько было дней в
году...
Родилась Анна
Андреевна в Одессе, но детство и юность
ее прошли в Царском Селе, вероятно,
отсюда и изысканность слога, ясность и
красота классических форм. Даже воздух
этого места пропитан был поэзией. Все
напоминало Пушкина, его волшебные
строки. И совершенно закономерно, что
первые стихи она посвятила любимому
поэту:
Смуглый отрок
бродил по аллеям, У
озерных грустил берегов, И
столетие мы лелеем Еле
слышный шелест шагов.
Постепенно
в ее поэзию приходят трагические нотки,
первые жизненные разочарования и
невзгоды Ахматова поверяет стихам. Это
ее своеобразный дневник. Он будет
меняться на протяжении всего ее
творчества, но неизменными останутся
изысканность и простота слога,
доверительность и искренность
повествования.
Показалось, что много ступеней. А
я знала — их только три! Между
кленов шепот осенний Попросил:
"Со мною умри. Я
обманут моей унылой.
Переменчивой, злой судьбой”. Я
ответила: "Милый, милый! И
я тоже умру с тобой...”
Гумилев,
муж Ахматовой, напишет о ней полушутливо,
полусерьезно, но очень точно охарактеризовав
ее душу:
Из логова
змиева, Из города
Киева, Я взял не жену,
а колдунью. Я думал,
забавницу, Гадал —
своенравницу. Веселую
птицу-певунью.
Время
было интересное, романтическое,
переломное. В поэзии Ахматовой чувствуется
приближение беды:
Страшно
мне от звонких воплей Голоса
беды. Все сильнее
запах теплый Мертвой
лебеды. Будет камень
вместо хлеба Мне
наградой злой. Надо
мною только небо, А
со мною голос твой.
Ветер
перемен, ветер революции принес испытания.
Вся страна обливалась кровью гражданской
войны, не обошла судьба и Ахматову.
Гумилев был расстрелян по ложному
обвинению в заговоре. Анне Андреевне
безумно тяжело, она не может равнодушно
смотреть на то, как рушится привычный
мир, но покидать Родину она не
собирается:
Мне голос
был. Он звал утешно, Он
говорил: "Иди сюда. Оставь
свой край глухой и грешный. Оставь
Россию навсегда...” Но
равнодушно и спокойно Руками
я замкнула слух. Чтоб
этой речью недостойной Не
осквернился скорбный дух.
Ахматова
с головой уходит в исследовательскую
работу, она изучает архитектуру Петербурга
и творчество Пушкина. Работа помогает
ей пережить невзгоды, не сломаться. Свои
страдания и боль она выльет в стихи,
создав прекрасный образец лирики. Но
жизнь готовит Анне Андреевне страшное
испытание. Сын попадает в тюрьму. Ахматова
в "Реквиеме” опишет страдания, выпавшие
на ее долю и на судьбы тысяч русских
людей.
Это было, когда
улыбался Только
мертвый, спокойствию рад, И
ненужным привеском болтался Возле
тюрем своих Ленинград.
"Реквием”
— гениальный сплав судьбы страны и её
собственной:
Эта женщина
больна. Эта женщина
одна. Муж в могиле,
сын в тюрьме. Помолитесь
обо мне. Показать бы
тебе, насмешнице И
любимице всех друзей, Царскосельской
веселой грешнице. Что
случится с жизнью твоей.
Поражаешься
стойкости этой женщины, сумевшей не
только выстоять, не сломаться, но остаться
поэтом, донесшем до потомков трагизм
эпохи, в которой довелось ей
жить:
Семнадцать месяцев
кричу, Зову тебя
домой, Кидалась в ноги
палачу. Ты сын и ужас
мой...
И талант помог
ей выжить и дождаться признания. Более
того, Ахматова писала, что благодарна
судьбе и "счастлива, что жила в эти годы
и видела события, которым не было равных”.
А мы благодарны этой великой женщине,
создавшей поэтическую летопись
эпохи.
Еще недавно
ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет, А
ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот.