А. А. Ахматова занимает
исключительное место в русской поэзии
XX века. Современница великих поэтов
периода так называемого серебряного
века, она стоит гораздо выше многих из
них. В чем причина столь удивительной
силы стихов Анны Ахматовой? На мой
взгляд, в то сумбурное и страшное время,
в которое выпало жить поэтессе, в тот
момент, когда многое необходимо было
переосмыслить и оценить по-новому,
именное в такие моменты истории наиболее
глубоко прочувствовать всю глубину
жизни может прежде всего женщина. Поэзия
Анны Ахматовой — это все-таки поэзия
женская, и ее лирический герой — человек,
обладающей глубочайшей интуицией,
умением тонко чувствовать и сопереживать
всему, что происходит вокруг. Любовь
— тема, которая с самого начала творческого
пути поэтессы стала одной из ведущих в
лирике А. А. Ахматовой. "У нее был
величайший талант чувствовать себя
разлюбленной, нелюбимой, нежеланной,
отверженной”, — сказал об А. Ахматовой
К. Чуковский. И это очень ярко выражено
в стихах раннего периода: "Я не любви
твоей прошу...”, "Смятение”, "Проводила
друга до передней...”. Любовь в ранних
стихах Ахматовой всегда безответная,
неразделенная, трагичная. Душевная боль
ее лирической героини нестерпима, но
она, как и сама поэтесса, всегда с
достоинством переживает удары
судьбы. В период с
1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой все
более и более настойчиво проявляется
тема природы, что было отчасти связано
с тем, что этот период жизни она провела
в имении своего мужа Слепневское. Русская
природа описана в лирике Ахматовой с
удивительной нежностью и любовью:
Перед
весной бывают дни такие: Под
плотным снегом отдыхает луг, Шумят
деревья весело — сухие, И
теплый ветер нежен и упруг.
В
этот период происходит сближение
лирической героини Анны Ахматовой с
окружающим ее миром, который становится
более близким, понятным, родным, бесконечно
красивым и гармоничным — миром, к
которому стремится ее душа. Однако
для героя произведений А. Ахматовой
любовь к природе родного края неотделима
от чувства любви к Родине — России в
целом. А потому в творчестве поэтессы
не может быть равнодушия к судьбе своего
народа, лирической героиней овладевают
чувства боли, тоски по судьбе народа.
Ахматовская героиня с каждым годом
становится все ближе к народу и постепенно
вбирает в себя все горькие чувства
своего поколения, ощущает свою вину за
все, что происходит вокруг нее:
Не
с теми я, кто бросил землю На
растерзание врагам. Их
грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам...
В
стихах периода первой мировой войны и
русских революций покой и светлая
радость в душе ахматовской героини
меняются на постоянное ощущение
надвигающейся катастрофы:
Пахнет
гарью. Четыре недели Торф
сухой по болотам горит. Даже
птицы сегодня не пели, И
осина уже не дрожит...
В
это тяжелое для страны время, время
коренного перелома в жизни всей страны
и ахматовского поколения, личные проблемы
лирической героини уходят на второй
план, главными становятся проблемы
общечеловеческие, проблемы, пробуждающие
в душе чувства тревоги, неуверенности,
ощущения катастрофичности и неясности
бытия. Достаточно вспомнить такие стихи,
как "Клевета”, "Страх, во тьме перебирая
вещи...”, "Слух чудовищный” и многие
другие:
И всюду клевета
сопутствовала мне. Ее
ползучий шаг я слышала во сне И
в мертвом городе под беспощадным
небом, Скитаясь наугад
за кровом и за хлебом.
Огромная
боль за страдания России наиболее полно
выразилась в поэме "Реквием”, написанной
в 1935 — 1940 гг. Создание поэмы во многом
связано с личными переживаниями
Ахматовой, с арестом сына, но важнее то,
что лирическая героиня этой поэмы
вбирает в себя все боли и страдания,
выпавшие на долю миллионов русских
людей. Голосом лирической героини
поэтому говорит каждая из матерей, жен,
стоящих в длинных очередях в надежде
узнать хоть что-нибудь о судьбе своих
близких, каждый из переживших страшную
трагедию. Цикл
стихотворений "Ветер войны” — один
из последних в творчестве А. А. Ахматовой
— включает в себя произведения военных
и послевоенных лет. Война 1941 — 1945 гг. —
еще одно тяжкое испытание, выпавшее на
долю ахматовского поколения, и лирическая
героиня поэтессы снова вместе со своим
народом. Стихи этого периода полны
патриотического подъема, оптимизма,
веры в победу:
И та, что
сегодня прощается с милым, — Пусть
боль свою в силу она переплавит. Мы
детям клянемся, клянемся могилам, Что
нас покориться никто не
заставит!
Послевоенные
стихотворения А. А. Ахматовой (сборник
"Нечет”) — это итог ее творчества. В
этих стихах соединены все темы, волновавшие
Анну Ахматову в течение жизни, но теперь
они озарены мудростью человека, прожившего
насыщенную, яркую, сложную жизнь. Они
полны воспоминаний, но есть в них и
надежда на будущее. Для лирической
героини это время ознаменовано
возвращением к чувству любви, причем
тема эта получает более общее, философское
раскрытие:
Ты прав, что
не взял меня с собой И
не назвал своей подругой, Я
стала песней и судьбой, Сквозной
бессонницей и вьюгой...