Я была, как и ты,
свободной, Но я слишком хотела
жить. Анна Ахматова
При
упоминании имени Анны Ахматовой у меня
возникает образ царственной дамы,
хозяйки муз. Эта женщина прожила большую,
драматическую и в то же время счастливую
жизнь. Поэты "серебряного века" в
своих стихах нередко признавались в
любви к этой королеве русской поэзии.
В бурях века Анна Ахматова потеряла
почти все, что Бог дает человеку на земле
для любви и запрещает кому бы то ни было
отнимать у человека. Мужа, Николая
Гумилева, расстреляли по ложному
обвинению в контрреволюционном заговоре,
сына репрессировали, сама подвергалась
гонениям и нападкам со стороны не только
"литударников", но и государственных
блюстителей партийной идеологии. И
все-таки в огне событий она не потеряла
свою царственную осанку, а поэзия ее
всегда была исполнена благородства,
любви и веры в торжество добра над
злом. В ее произведениях
есть много личного, чисто женского,
того, что Ахматова пережила своей душой,
чем она и дорога русскому
читателю. Ахматову
волновали и судьба духовно обедневшего
народа, и тревоги российской интеллигенции
после захвата власти в стране большевиками.
Она передала психологическое состояние
интеллигентов в тех нечеловеческих
условиях:
В кругу
кровавом день и ночь Болит
жестокая истома... Никто
нам не хотел помочь За
то, что мы остались дома.
Замечательным
памятником той скорбной поры является
ее знаменитый "Реквием". В этой
поэме Ахматова показала страдания жертв
сталинских репрессий:
Там
тюремный тополь качается И
ни звука — а сколько там Неповинных
жизней кончается...
Но,
конечно, основной и главной темой Анны
Ахматовой, я считаю, является тема любви.
Ее стихи о любви отмечены настоящим
драматизмом, и это ставит их в один ряд
с мировой классикой. Лирическая героиня
Ахматовой готова на жертву ради
любви:
Милый мой! И
я тоже. Умру с тобой...
Ее
любимый был сам неординарной личностью,
к тому же — известным поэтом. Их
взаимоотношения дали толчком поэтическому
вдохновению этих замечательных творцов.
В своих мемуарах Вера Николаевна
Неведомская вспоминает: "Ахматова —
в противоположность Гумилеву — всегда
была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе,
в семье мужа ей было душно, скучно и
неприветливо..." Далее Неведомская
вспоминает, что Ахматова моментально
преображалась, когда разговор заходил
о поэзии. Она жила поэзией. О любви она
писала то с потрясающей нежностью:
И
томное сердце слышит Тайную
весть о дальнем...
То
вновь драматично, с тяжким
предчувствием:
А наутро
встанешь с новою загадкой, Но
уже не ясной и не сладкой. И
омоешь пыточной кровью то, что люди
назвали любовью...
Последнюю
строфу Неведомская приводит в своих
мемуарах по памяти. Это показатель того,
что стихи Ахматовой имеют свойство
глубоко и надолго западать в душу. Да и
как не запасть, когда боль разлуки режет
прямо по живому:
Не
придумать разлуку бездонней, Лучше
б сразу тогда — наповал... И,
наверно, нас разлученней В
этом мире никто не бывал.
Жизнь
и любовь Анны Ахматовой сплетаются в
одну нить. Эти понятия для нее
неразделимы. Тема
Родины также не обойдена ею. Ахматова
с большим художественным мастерством
рисует просторы русской земли, такой
многострадальной, сильной духом живущих
на ней людей. Недавно
по радио звучал живой голос Анны
Ахматовой, я словно услышала заговорившую
душу нашего Отечества — столько любви,
внутренней силы и света нес в себе ее
голос.