А. А. Ахматова творила
в очень сложное время, время катастроф
и социальных потрясений, революций и
войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху,
когда люди забывали, что такое свобода,
часто приходилось выбирать между
независимым творчеством и жизнью. Однако,
несмотря на все эти обстоятельства,
поэты по-прежнему продолжали творить:
создавали чудесные строки и
строфы. Источником
вдохновения для Ахматовой стала родина,
Россия, поруганная, но от этого ставшая
еще ближе и милее. Анна Ахматова не
уехала в эмиграцию, так как твердо знала,
что только в России она может жить и
творить, что именно в России нужна ее
поэзия.
Не с теми
я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю, Им
песен я своих не дам.
Вспомним
начало пути поэтессы. Ее первые стихи
появились в России в 1911 году в журнале
"Аполлон”, а уже в следующем году вышел
и поэтический сборник "Вечер”. Почти
сразу же Ахматова была поставлена
критиками в ряд самых больших русских
поэтов. Весь мир ранней, как, впрочем,
во многом и поздней лирики Ахматовой
был связан с Александром Блоком. Муза
Блока оказалась повенчанной с музой
Ахматовой. Герой блоковской поэзии был
самым значительным и характерным
"мужским” героем эпохи, тогда как
героиня поэзии Ахматовой была
представительницей "женской” поэзии.
Именно от образов Блока во многом идет
героиня ахматовской лирики. Анна
Андреевна в своих стихах является в
бесконечном разнообразии женских судеб:
любовницы и жены, вдовы и матери,
изменявшей и оставляемой. Она показала
в своей поэзии сложную историю женского
характера современной эпохи, его истоков,
ломки, нового становления. Вот почему
в 1921 году, в драматическую пору своей и
общественной жизни, Ахматова сумела
написать такие поражающие духом
обновления строки:
Все
расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло, Все
голодной тоскою изглодано, Отчего
же нам стало светло?
Ахматова
была в известном смысле традиционным
поэтом, она ставила себя под знамя
русской классики, прежде всего Пушкина.
Освоение ею пушкинского мира продолжалось
всю жизнь. Есть центр,
который как бы притягивает к себе весь
остальной мир поэзии, оказывается
основным нервом, идеей и принципом. Это
любовь. Стихия женской души неизбежно
должна была проявиться в этом чувстве.
В одном из своих стихотворений Ахматова
называла любовь "пятым временем года”.
Чувство, само по себе острое и необычайное,
получает дополни тельную остроту,
проявляясь в предельном, кризисном
выражении — взлета или падения, первой
встречи или совершившегося разрыва,
смертельной опасности или смертельной
тоски. Потому Ахматова так тяготеет к
лирической новелле с неожиданным, часто
прихотливо-капризным концом, к извивам
психологического сюжета и к необычностям
лирической баллады, жутковатой и
таинственной ("Город сгинул”, "Новогодняя
баллада”). Обычно ее
стихи — начало драмы, или только ее
кульминация, или, еще чаще, финал и
окончание. И здесь Ахматова опиралась
на богатый опыт всей русской
литературы:
Слава тебе,
безысходная боль! Умер
вчера сероглазый король. А
за окном шелестят тополя:
Нет
на земле твоего короля... Стихи Ахматовой
о любви необычайно выразительны:
О
нет, я не тебя любила, Палила
сладостным огнем, Так
объясни, какая сила В
печальном имени твоем.
Мир
поэзии Ахматовой — мир трагедийный.
Мотивы беды, горького предчувствия
звучат в стихотворениях "Клевета”,
"Последняя”, "Через 23 года” и
других. В годы репрессий,
тяжелейших испытаний, когда ее мужа
расстреляют, а сын окажется в тюрьме,
творчество станет для поэтессы
единственным спасением, "последней
свободой”. Муза не покинула ее, и она
написала великий "Реквием”. Таким
образом, в творчестве Ахматовой отразилась
сама жизнь, а творчество было ее жизнью.