Стихотворение А. Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова...» (восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение А. Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова...» (восприятие, истолкование, оценка)
Почти все поэты в своем
творчестве широко используют пейзаж,
описания природы. У Анны Ахматовой
пейзаж сопрягается с душевным переживанием,
а душевное переживание становится
частью деревенской жизни. Скупо отобранные
детали сельского пейзажа незаметно и
ненавязчиво присоединяются к характеристике
внутреннего состояния человека.
"Заплаканная осень, как вдова в одеждах
черных, все сердца туманит..." Однако
это состояние не результат примет
деревенского быта, оно не итог
рассказанного. Тоска предстает здесь
столь же вещной, реальной подробностью
окружающего мира: "И будет так, пока
тишайший снег не сжалится над скорбной
и усталой..." Сочетание конкретных
пейзажных зарисовок и абстрактного
понятия "тоска", выражающего
душевное томление, переводит всю картину
в психологический план. И тогда для
раскрытия внутреннего мира человека
становятся необходимыми другие слова:
"Есть в близости людей заветная черта,
ее не перейти влюбленности и страсти..."
Манера таких стихов сближает Ахматову
с Чеховым: "Пейзажем Чехов пишет жизнь
своего героя, облаками рассказывает
его прошлое, дождем изображает его
слезы, квартирой доказывает, что
бессмертие души не существует". Тревога
и тоска из жизни проникали в литературу,
переходили от одного поэта к другому,
становились историческим знаком эпохи.
Вековая, безбрежная, могучая тоска Блока
и тоска Ахматовой, несмотря на различие
их поэтических систем, передавали одно
мироощущение, восходили к одному
источнику - российской действительности,
свидетельствовали о неблагополучии
мира. Социальные противоречия эпохи
по-разному проявлялись в тонких
психологических пейзажах и любовной
лирике:
Есть в близости
людей заветная черта, Ее
не перейти влюбленности и страсти,
—
Пусть в жуткой тишине
сливаются уста, И
сердце рвется от любви на части. И
дружба здесь бессильна, и года Высокого
и огненного счастья, Когда
душа свободна и чужда Медлительной
истоме сладострастья.
Когда
Ахматова впервые встретилась с русской
природой, в стихах ее начали прорастать
зерна историзма, здесь она осознала
себя национальным поэтом:
Спокойной
и уверенной любови Не
превозмочь мне к этой стороне: Ведь
капелька новогородской крови Во
мне — как льдинка в пенистом вине.
В
краю, который некогда входил в состав
древнего Новгородского княжества,
появляются у Ахматовой впервые столь
важные и значимые для каждого человека
слова: родина, моя страна, наша страна,
рождается чувство причастности к жизни
народа. Оттого среди разудалого хора
псевдопатриотических стихов, сопровождавших
начало первой мировой войны, голос
Ахматовой звучал трагически
одиноко:
...Стремящиеся
к ней безумны, а ее Достигшие
— поражены тоскою... Теперь
ты понял, отчего мое Не
бьется сердце под твоей рукою?..
Автор
пока еще сторонний наблюдатель, хотя
голос уже идет из сердца, сердца живого
и трепетного.