Вспомним, сколько в нашем языке
слов с корнем «род»: родной, родник,
родина, народ, природа. Все эти слова в
сознании русского человека неотделимы
друг от друга. Именно нерасторжимая
связь русского человека с землей, с
природой отличает его от человека
западного. И это же отличие позволило
думать о русском характере как о характере
западном, характере крайностей и
бескомпромиссности. Многое
в этом представлении преувеличено, хотя
не лишено доли истины. Скорее все-го,
дело здесь заключается в особом отношении
русских к природе, свободе, воле. А что
такое «воля вольная», хорошо определено
в русских народных песнях, которые
создава-лись тоскующими по лучшей доле
крестьянам. Стремление русского человека
к свободе всегда ограничивалось.
Существовало противостояние личности
и общества, поэта и царя, художника и
власти. Это противостояние особенно
обострилось после революции и гражданской
войны. Одни писатели связали свою судьбу
с судьбой Родины. Они остались в России,
не захотев променять ее на чужбину. Это
А. Ахматова, А. Блок, С. Есенин, Б. Пастернак.
Другим пришлось покинуть Родину. Это
И. Бунин, М. Алданов, И. Шмелев. Кто-то
просто не воспринял революцию, а кого-то
и выслали на «философском пароходе».
Что значило для них «любить Россию в
непогоду»? Попытаемся ответить на этот
вопрос на примере творчества Анны
Андреевны Ахматовой. Чувство
Родины у Ахматовой не демонстративное,
а сокровенное. Оно рождалось не из
потребности самоустройства или
самосохранения, а навевалось состоянием
мира, исторической судьбой России.
Ахматова лучше понимала, что с нами
происходит, чем топчущие ее поэзию
критики. Она не отвернулась от измученной
Родины, не ушла в себя от жестокости
новых времен. Поразительно,
какая любовь к родной земле и верности
ей неугасимым пламенем горе-ла в
Ахматовой, гонимой властями. Осип
Мандельштам называл ее поэзию «одним
из символов величия России». Ведь он
знал, что Анна Андреевна всегда была со
своим народом. Постепенно
в лирике Ахматовой вырисовываются две
новые Родины: Русь, печальная Россия со
всей ее историей, живо отдающейся в
душе, и новая Россия, трагическая и
суро-вая. Что происходило на Родине,
которая называла себя самой свободной
и самой счаст-ливой в мире, хорошо видно
по многим стихам Ахматовой, напечатанным
только в годы перестройки: Здесь
девушки прекраснейшие спорят За
честь достаться в жены палачам. Здесь
праведных пытают по ночам И
голодом неукротимых морят. В
годы войны она открыла для себя, что
Родина, мучавшая ее непониманием, сама
те-перь в тяжелой беде. Свои страдания
и позор Ахматова переплавила в энергию
любви к Родине. История России подсказывала
ей: долготерпение, достоинство и мужество
пароды переборют всех пришлых
врагом. Ахматова редко
описывает Родину вообще: она не любит
тратить слова на то, что оче-видно само
собою. Родина складывается в ее стихах
из обжитых душою памятных мест. Из живых
людей, в том числе из родных и близких,
в ранних сборниках поэтессы заметны
движения с высот истории и культуры к
теплым российским селениям. О бедах
первой мировой войны она заговорила
голосом матери, потерявшей сына. Синонимом
новой революционной России часто
является уже двадцатый век, двигающий
воздухом трагедии: Чем
хуже этот век предшествующий?
Разве Тем, что в чаду
печалей и тревог Он
к самой черной прикоснулся язве, Но
исцелить ее не мог. В
более поздних стихах все меньше картин
и подробностей, повеянных теплой, не
рас-суждающей любовью. Она все время,
как бы отдалена от земли, приподнята
над ней и людьми. Многие
полагают, что Ахматова не покинула
Россию из «чувства национального».
Од-нако причины тут более глубокие.
Ответ на этот вопрос дает сама поэтесса
в стихотворе-нии «Ты – отступник: за
остров зеленый…» Для Ахматовой потерять
Родину значит «по-терять благодать».
Уехать для нее значит «отдать родную
страну», «православную душу губить».
Анна Ахматова не представляет себе
жизнь без Родины. Ее любовь к ней и не
броска, и мучительна, но прочна и
прекрасна. В советское
время Ахматова не стала официально
признанным поэтом, но ее не удалось
отлучить от России и народа. Власти
меняются, а поэт навечно остается со
своей Родиной.