Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой
Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой
На рубеже прошлого и нынешнего
столетий, накануне революции, в эпоху,
потрясенную двумя мировыми войнами, в
России возникла и сложилась, может быть,
самая значительная во всей мировой
литературе нового времени "женская”
поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Родилась
поэтесса в 1889 году под Одессой, и вскоре
после ее рождения семья переехала в
Царское Село. В своей первой поэме "У
самого моря”, написанной в 1914 году,
Ахматова воссоздала поэтическую
атмосферу Причерноморья, соединив ее
со сказкой о любви:
Бухты
изрезали низкий берег, Все
паруса убежали в море, А
я сушила соленую косу За
версту от земли на плоском камне. Ко
мне приплывала зеленая рыба, Ко
мне прилетала белая чайка, А
я была дерзкой, злой и веселой И
вовсе не знала, что это — счастье.
Но
все же главное место в жизни и творчестве
Ахматовой занял Петербург. Здесь ее
поэзия, строгая и классически соразмерная,
во многом становится родственной самому
облику города — разворотом его улиц,
площадей, мраморным и гранитным дворцам,
бесчисленным львам. В
1910 году Ахматова возвращается в Царское
Село. Свое возвращение она отмечает
стихотворением "Первое возвращение”:
На
землю саван тягостный возложен. Торжественно
гудят колокола. И
снова дух смятен и потревожен Истомной
скукой Царского Села. Пять
лет прошло. Здесь все мертво и немо, Как
будто мира наступил конец. 298 Русская
литература XX века Как
навсегда исчерпанная тема, В
смертельном сне покоится дворец.
В
этом стихотворении впервые в творчестве
Ахматовой появляется мелодия тягостных
предчувствий, ощущение некой приближающейся
катастрофы. Также здесь тема поэтической
судьбы сливается с темой судьбы России.
Вся образная символика стихотворения
свидетельствует о том, что речь идет о
событиях общего смысла, времени,
трагичности эпохи, судьбе России, с
которой поэт связывает и свою судьбу.
Первые стихи Анны Ахматовой появились
в 1911 году в журнале "Аполлон”, а уже в
следующем вышел и поэтический сборник
— "Вечер”. Почти сразу же Ахматова
была дружно поставлена критиками в ряд
самых больших русских поэтов. Лирика
Ахматовой периода ее первых книг —
"Вечер”, "Четки”, "Белая стая” —
почти исключительно любовная лирика.
В ее стихотворениях предполагается,
что читатель должен или догадаться, или
постараться обратиться к своему
жизненному опыту, и тогда кажется, что
стихотворения очень широки по своему
смыслу: их тайная драма, их скрытый сюжет
относится ко многим людям. Образ
женщины-героини ахматовской лирики не
всегда можно свести к одному числу. При
необычайной конкретности переживаний
это не только человек конкретной судьбы
и биографии — это носитель бесконечного
множества биографий и судеб:
Мне
с Морозовой класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать, С
дымом улетать с Костра Дидоны,
Чтобы, с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить...
Но
любовь в стихах Ахматовой отнюдь не
только любовь — счастье, тем более
благополучие. Часто, слишком часто это
— страдание, своеобразная антилюбовь
и пытка. Постепенно
тема России все более властно заявляла
о себе в поэзии Ахматовой. В стихотворении
"Молитва” она молит судьбу о возможности
спасти Россию даже ценой громадных
личных жертв:
Дай мне
горькие слезы недуга, Задыханье,
бессонницу, жар, Отыми
и ребенка, и друга, И
таинственный песенный дар —
Так
молюсь за твоей литургией После
стольких томительных дней, Чтобы
туча над темной Россией Стала
облаком в славе лучей.
Путь,
пройденный поэтессой, начиная с первых
ее стихотворений, — это путь постепенного
и последовательного отказа от замкнутости
душевного мира. Глубина и богатство
духовной жизни, серьезность и высота
моральных требований неуклонно выводили
Ахматову на дорогу общественных
интересов. Все чаще и чаще в ее стихах
сквозь личные романы и любовные драмы
на нас смотрит эпоха — "настоящий XX
век” уже стоял у самого порога ее
собственной судьбы. Внимательность, с
которой смотрит поэтесса на пейзажи
родной страны, трепетность и неясность
ее патриотического чувства, отказ от
суетности и светской мишуры — все это
говорило о возможности проявления в ее
творчестве каких-то крупных координат
национально-гражданского характера.
Например, стихотворение
Эта
встреча никем не воспета: Ты,
росой окропляющий травы, Вестью
душу мою оживи, — Не
для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
Во
время революции Ахматовой отвергается
мысль не только о внешнем, скажем, отъезде
из России, но и вероятность какой бы то
ни было внутренней эмиграции по отношению
к ней. Это ярко отражено в стихотворении
"Мне голос был...”:
Мне
голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда, Оставь
свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...” Но
равнодушно и спокойно Руками
я замкнула слух, Чтоб
этой речью недостойной Не
осквернился скорбный дух.
Если
литературная деятельность Ахматовой
до революции охватывала около восьми
лет и протекала очень интенсивно, то
сразу после революции и вплоть до начала
1930-х годов она переживала внутренне
замкнутый творческий процесс. В самом
начале этого периода у Ахматовой выходят
две книги — "Подорожник” и "Аппо
Вопит”. Ахматовский стих послереволюционных
лет очень внимателен ко всем проявлениям
жизни. Сохранив свою зоркость, он как
бы впустил в себя значительно больше
пространства — воздушного и земного,
с морем и солнцем, с утренними и вечерними
красками и со всеми подробностями
жизни:
По твердому
гребню сугроба В твой
белый, таинственный дом
Такие притихшие оба
В молчании нежном идем.
И солнце всех песен пропетых Мне
этот исполненный сон, Качание
веток задетых И штор
твоих легонький звон.
Послереволюционная
жизнь Ахматовой трагична: большевиками
расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев;
долгие годы провел в тюрьмах и лагерях
ее сын. Судьба Ахматовой и ее семьи —
повторение судьбы миллионов людей
России, о чем и написала поэтесса в поэме
"Реквием”:
Уводили
тебе на рассвете, За
тобой, как выносе, шла, В
темной горнице плакали дети, У
божницы свеча оплыла. На
губах твоих холод иконки, Смертный
пот на челе. … Не забыть! Буду
я, как стрелецкие женки, Под
кремлевскими башнями выть.
С
1925 по 1939 год Ахматовой не разрешалось
печататься, и она вынуждена была
заниматься переводами. Они в ее творчестве
имеют немаловажное значение. В 30-е годы
Ахматова записывала на разных клочках
бумаги короткие стихотворения, названные
ею впоследствии "Черепками”,
Например:
Мне, лишенной
огня и воды, Разлученной
с единственным сыном... На
позорном помосте беды Как
под тронным стою балдахином.
Или:
Вот и доспорился
яростный спорщик До
енисейских равнин... Вам
он — бродяга, шуан, заговорщик, Мне
он — единственный сын.
Около
40-х годов Анне Ахматовой было разрешено
издать книгу избранных произведений.
Любовь к родине у нее не предмет анализа,
размышлений. Будет она — будет жизнь,
стихи. Нет ее — ничего нет. Вот почему
Ахматова писала во время Великой
Отечественной войны:
Не
страшно под пулями мертвыми лечь, Не
горько остаться без крова, — И
мы сохраним тебя, русская речь, Великое
русское слово.
В этот
период своеобразием поэзии Ахматовой
было то, что она умела поэтически передать
само присутствие живого духа времени,
истории в сегодняшней жизни людей,
например, стихотворение "Явление
луны”:
Все бревенчато,
дощато, гнуто... Полноценно
ценится минута На
часах песочных...
Характерной
особенностью лирики Ахматовой военных
лет являлось совмещение в ней двух
поэтических масштабов — это внимательность
к мельчайшим проявлениям жизни, а с
другой стороны — огромное небо над
головой и земля под ногами. Например,
стихотворение "Под Колонною”:
Из
перламутра и агата, Из
задымленного стекла, Так
неожиданно покато И
так торжественно плыла, — Как
будто "Лунная соната” Нам
сразу путь пересекла.
В
"военных” стихах Анны Ахматовой
поражает удивительная ограниченность,
отсутствие тени рефлексии, неуверенности,
сомнения, казалось бы, столь естественных
в таких тяжких условиях созидательницы,
как многие полагали, лишь "дамских”
стихов. Но это и потому, что характер
ахматовской героини или героинь зиждется
еще на одном начале,
тоже прямо связанном с народным
мироощущением. В 1949 году вышло постановление
"О журналах "Звезда” и "Ленинград”,
в котором Ахматова и ее творчество
объявлялись враждебными советскому
народу. Правительство пыталось отлучить
поэтессу от народа, от России, от поэзии.
Но Ахматова была таким сильным человеком,
а ее российская и мировая слава была
так велика, что враги человечности и
культуры оказались бессильны. В последние
годы жизни Ахматова работала очень
интенсивно. Помимо оригинальных
стихотворений, она много переводила,
готовила книгу о Пушкине. Например,
"Эпические мотивы”:
И
я подумала: не может быть, Чтоб
я когда-нибудь забыла это. И
если трудный путь мне предстоит, Вот
легкий груз, который мне под силу С
собою взять, чтоб в старости, в
болезни, Быть может,
в нищете — припоминать Закат
неистовый, и полноту Душевных
сил, и прелесть милой жизни.
В
1962 году была закончена "Поэма без
героя”, которая создавалась в течение
многих лет:
Крик
петушиный, нам только снится, За
окошком Нева дымится, Ночь
бездонна и длится, длится — Петербургская
чертовня... В черном
небе звезды не видно, Гибель
где-то здесь, очевидно, Но
беспечна, прямо бесстыдна Маскарадная
болтовня...
В этой поэме
Ахматова возвращается далеко назад —
время действия 1913 год. Незадолго до
смерти Ахматова сказала: "Я не переставала
писать стихи. Для меня в них — связь моя
с временем, с новой жизнью моего народа.
Когда я писала их, я жила теми ритмами,
которые звучали в героической истории
моей страны. Я счастлива, что жила в эти
годы и видела события, которым не было
равных”. Несломленный
дух великого русского поэта будет вечно
осенять Россию и служить свидетельством
и залогом ее стойкости во всех испытаниях,
посланных судьбой.